Концерты на бензозаправке - Московская перспектива

Концерты на бензозаправке

Концерты на бензозаправке
Концерты на бензозаправке
На месте исторической АЗС на Волхонке построят концертно-выставочный зал

Старейшую в Москве бензозаправку на Волхонке перенесут на Кремлевскую набережную. Вместо нее на площади 5 тыс. кв. метров появится новое здание Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им А.С. Пушкина.
«Мы долго добивались разрешения на перенос памятника архитектуры. В итоге все юридические вопросы решены и АЗС переместят с Волхонки на Кремлевскую набережную. Нам выдано свидетельство, в котором утверждены планировочные решения и внешний облик постройки. В следующем году мы начнем демонтаж и перенос бензозаправки», – сообщил заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по капитальному строительству Игорь Погребинский.
Бензоколонка, построенная в 30-е годы прошлого века, – яркий образец советского ар-деко. Созданная, как предполагают эксперты, по типовому проекту архитектора Алексея Душкина (автора сталинской высотки у Красных Ворот, Центрального детского мира на Лубянке, станции метро «Кропоткинская»), АЗС должна была стать частью архитектурного ансамбля гигантского Дворца Советов, который власти Страны Советов хотели построить на месте взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя. Но масштабный проект так и не удалось реализовать. В 1960 году на его месте открылся бассейн «Москва», а АЗС осталась единственным напоминанием о грандиозных планах сталинской эпохи.
Исторической автозаправке повезло. Ее постройки дошли до наших дней в неизменной виде, кроме колонок для раздачи бензина – их несколько лет назад заменили новыми. Жизнь АЗС продлевало то, что она находилась не в собственности города, а принадлежала федеральным структурам. К тому же ее территория является частью охранной зоны федерального памятника – усадьбы князей Голицыных (Волхонка, 14) – и имеет предмет охраны. Поэтому ничего ни проектировать, ни строить на этой площадке было нельзя, вплоть до юридического решения вопроса.
В 2016 году заместитель директора по развитию ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Трапкова объявила, что данная территория будет включена в музейный городок ГМИИ: «Советскую автозаправку, имеющую статус памятника архитектуры, сохранят, а строительство будет вестись вокруг нее».
Впрочем, идея превратить соседние с Пушкинским музеем территории в музейный городок была высказана еще в 2010 году. В 2013-м, в ходе обсуждения проекта городка на Архсовете в Москомархитектуре, среди высказанных рекомендаций прозвучало предложение перенести бензоколонку в более органичную для нее окружающую среду. Например, к знаменитому Дому на набережной (ул. Серафимовича) или на территорию центра современной культуры «Гараж» (бывший Бахметьевский автобусный парк, построенный в 1926 году культовым архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым). А на освободившемся месте построить выставочный зал.
Реализовать идею быстро не удалось, но от нее не отказались, а начали воплощать в жизнь постепенно.
«После демонтажа заправки на ее месте возведут стеклянный зал в нейтральном стиле, который, в зависимости от ситуации, будет превращаться в выставочное или концертное пространство, в лекционную или творческую площадки», – пояснила директор музея Марина Лошак.
«Если все пойдет по плану, то в 2020 году можно будет начать воплощать в жизнь проектное решение. Однако финансирование данных работ в бюджет пока не заложено», – отметил Игорь Погребинский.