Англичанин из Ярославля - Московская перспектива

Англичанин из Ярославля

Англичанин из Ярославля

За долгие десятилетия по улицам столицы курсировало множество моделей троллейбусов. Самый необычный и легендарный – это двух-этажный ЯТБ-3, работавший в городе на протяжении 15 лет.

Он появился в пору больших перемен и в архитектурном облике Москвы, и в ее транспортной системе. К концу 30-х годов в связи с расширением сети троллейбусов требовалось все больше машин. В столице появлялись троллейбусы новых модификаций. Так, в 1937 году было принято решение приобрести в Англии двухэтажный троллейбус фирмы English Electric Company. В Великобритании такие машины, устроенные на манер лондонских автобусов-даблдекеров, с успехом работали уже несколько лет. Поговаривают, что страстным апологетом двухэтажного троллейбуса был тогдашний глава московского горкома партии Никита Хрущев, ревновавший к славе своего предшественника Лазаря Кагановича (при котором был пущен первый троллейбус марки ЛК и началось строительство метро). Любопытно, что первые автобусы на московских улицах в свое время были тоже английские – марки «Лейланд».

Британский троллейбус с большими приключениями, через Ленинград и Калинин, доставили в Москву и в качестве опытного образца пустили по пассажирскому маршруту. Первоначальные надежды он вполне оправдал. Заморский гость стал любимцем горожан, гостей столицы, фото- и кинооператоров. Наряду с прочими градостроительными достижениями 30-х годов этот троллейбус стал символом новой, советской Москвы.

Вскоре партия поставила перед конструкторами задачу – в короткие сроки, к выборам в Верховный совет РСФСР, создать и пустить в серию отечественный, советский двухэтажный троллейбус, который был бы лучше капиталистического во всех отношениях. На Ярославском автозаводе закипела работа, а летом 1938-го, как и планировалось, первые машины марки ЯТБ-3 вышли на улицу Горького. Спустя год «двухэтажники» появились на 1-й Мещанской улице – они возили пассажиров к только что открытой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. По двум этим радиальным магистралям – широким и архитектурно привлекательным – стали курсировать 10 великанов-«ярославцев» и их единственный английский собрат.

Двухэтажный троллейбус мгновенно стал достопримечательностью. На остановках его осаждали толпы пассажиров, жаждущих совершить туристическую поездку по городу. Особо полюбился детям второй этаж, с которого открывался роскошный вид на новые здания, проспекты, площади. Для своего времени эта машина с цельнометаллическим кузовом выглядела внушительно и шикарно. Вентиляция, электрическое отопление, изящная отделка салона (включая ковровую обивку сидений), табло, информирующее о наличии свободных мест, – все это казалось чудом техники. По сравнению с английским прототипом модель ярославского завода оборудовали дополнительной четырехстворчатой дверью для входа, увеличили число мягких сидений с 32 до 40 и, конечно, перенесли руль с правой стороны на левую.

Ныне редкая фотовыставка о Москве 1930–1940 годов обходится без снимков с изображением даблдекера (ЕЕС или ЯТБ-3) на маршруте. Двухэтажный троллейбус много снимался в кинохронике, становился персонажем популярных художественных фильмов – например, комедий «Подкидыш» и «Весна». В самом его облике было что-то иностранное, придающее столице СССР респектабельные европейские черты. Для страны, куда приезжало все больше туристов и официальных зарубежных делегаций, это была важная деталь имиджа.

В годы войны большинство «двух-этажников» простаивали в ангарах депо, тем более что троллейбусные линии на Ленинградском и Ярославском шоссе не функционировали. В отличие от многих своих одноэтажных собратьев, машины ЯТБ-3 не отправили в эвакуацию – транспортирование их было делом весьма хлопотным. Когда после Победы изрядно потрепанные двухэтажные троллейбусы начали возвращать к жизни, выяснилось, что большинство восстановлению не подлежат. Лишь две или три машины в качестве своеобразных талисманов курсировали по прежним маршрутам в конце 40-х. Последний ЯТБ-3 был списан на металлолом в 1953 году. Ни один экземпляр двухэтажного троллейбуса до наших дней, увы, не сохранился.

Почему же эти необычные машины так и не прижились в Москве? Знатоки называют несколько причин. Прежде всего специфика работы городского транспорта Москвы коренным образом отличалась от Лондона. В английской столице транспорт даже в часы пик не был переполнен. А в Москве салоны двухэтажных троллейбусов зачастую просто трещали по швам. Результат – перегрузки, преждевременный износ, поломки.

Сыграл свою роль и московский климат. «Зимой снег и наледь делали управление тяжелой машиной крайне трудным. Кроме того, при движении не по ровному асфальту, а по «нормальной» российской зимней улице ЯТБ-3, имеющий высоко расположенный центр тяжести, раскачивался, как заправский океанский лайнер», – пишет историк транспорта Дмитрий Матвеев. При такой качке эксплуатация двухэтажного троллейбуса становилось небезопасной.

Попытка придать сталинской Москве некоторые черты Лондона оказалась интересной, хотя и не во всем удавшейся.