Всегда открытый шлагбаум

Всегда открытый шлагбаум

Всегда открытый шлагбаум
Всегда открытый шлагбаум
Строительством железнодорожных переездов займутся частные инвесторы

Столичные власти готовы взять на вооружение опыт соседних регионов, где уже строятся платные железнодорожные переезды. Такие проекты могут быть реализованы в первую очередь на территории новой Москвы. В качестве пилотных рассматриваются дублеры путепроводов, внесенных в Адресную инвестиционную программу 2014–2016 годов.

С инициативой привлекать частные инвестиции в строительство переездов в Московском регионе впервые выступил президент РЖД Владимир Якунин в мае 2011 года. Тогда он заявил, что ею уже «заинтересовались инвесторы». «Есть выбор: либо стой и жди, когда проедет поезд, либо заплати, например 15 рублей, и проезжай», – пояснял он. В 2013 году слова главного железнодорожника стали былью. Одна из структур «Норильского никеля» – ЗАО «Региональные платные дороги» (РПД) – объявила о готовности взять на себя сооружение переезда через Павелецкую железную дорогу на перегоне Взлетная – Востряково в Подмосковье. Ранее эта компания уже реализовала аналогичные проекты в Рязани, Нижнем Новгороде и Володарске и убедилась в их эффективности.

На переезд в области планируется потратить около 0,5 млрд рублей, которые структура рассчитывает «отбить» за 10–15 лет.

Проезд легковых машин будет стоить 15 рублей, для других видов транспорта – 30 рублей. С общественного и спецтранспорта плата взиматься не будет. Всего РПД согласна построить около 20 платных переездов, на которые будет потрачено приблизительно 10 млрд рублей. «В каждом отдельном случае будет разрабатываться проект, просчитываться плата за проезд с учетом строительства подъездных путей, поскольку затраты на подъездные пути могут оказаться дороже строительства самого переезда», – поясняют в областном Минтрансе.

К 2017 году в Московской области планируется возвести 71 переезд. Из них только 15 наиболее сложных построит Росавтодор совместно с областными властями. (Стоимость работ составит 68 млрд рублей, из которых 60 млрд – средства федерального бюджета.) Остальные 56 путепроводов возведут инвесторы.

В столице платные переезды через железнодорожные пути могут в первую очередь появиться на территории новой Москвы. По словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, власти уже изучили положительный опыт соседних регионов по привлечению инвестиций в такие проекты: «Мы посмотрели опыт Калужской области – когда есть существующий переезд, а неподалеку построили платный». На недавней встрече с главами муниципальных районов ТиНАО господин Хуснуллин заявил, что уже для первых пяти переездов, включенных в программу реконструкции, было бы неплохо построить платные дублеры. «Подход должен быть таким: если путепровод строится на месте существующего переезда, это делается за счет средств Адресной инвестиционной программы. Если в обход населенного пункта, то за счет инвесторов, – пояснил заммэра. – Два переезда в одном месте с учетом развития присоединенных территорий никому не помешают».

Напомним, что в число первоочередных столичные власти включили наиболее проблемные стыковки железнодорожных направлений и автомобильных дорог в новой Москве у станций Щербинка, Кокошкино, Крекшино, Рассудово, Внуково. «Проблему с щербинским переездом давно надо было решать, – говорит начальник 36-й пожарной части Александр Матюхин. – Даже пожарные машины теряют на нем драгоценное время». По легенде еще в начале 1980-х годов на щербинском переезде застрял в пробке тогдашний секретарь ЦК КПСС, будущий премьер-министр СССР Николай Рыжков. Простояв минут 40, он дал команду построить здесь эстакаду. Проект был разработан, но его реализация почему-то откладывалась. А потом прямо на пути планировавшейся эстакады построили многоэтажный жилой дом.

В нынешних реалиях близость жилой застройки сыграла с проектировщиками нового путепровода злую шутку. Первоначально разработанный ими проект (с выходом на Остафьевское шоссе) «зарубили» жители. В итоге пришлось принимать менее эффективный с точки зрения организации транспортных потоков, но более приемлемый для общественности вариант. Трехсотметровый путепровод, рассчитанный на двустороннее движение автомобилей, свяжет улицу 40 лет Октября со Староникольской. Реконструкция также предусматривает оптимизацию существующей в районе переезда УДС и строительство ТПУ у платформы Щербинка.

Другой проблемный переезд, ежедневно собирающий внушительные пробки, расположен на 36-м километре Киевского направления МЖД. Его переделка будет сопровождаться сооружением автодорожного путепровода на участке Внуково – Бекасово около станции Крекшино. Также новый мост появится на участке Москва – Бекасово близ остановки Кокошкино. Хотя по железной дороге расстояние между двумя искусственными сооружениями всего 3 километра, для нормальной организации движения реконструировать необходимо оба переезда. Наконец, третий современный путепровод на этой ветке будет построен на 54-м километре, на перегоне Селятино – Бекасово. Кроме того, в планах столичных властей значится сооружение внеуличного переезда близ Рассудова на пересечении с автодорогой Федоровское – Руднево – Рассудово.

Марат Хуснуллин попросил проектировщиков проработать возможность размещения на данных участках дублирующих переездов, которые можно построить за внебюджетные деньги. «Интерес инвесторов к таким проектам есть», – отметил он. Также, по его мнению, необходимо обсудить эти предложения с жителями, «наглядно показав, что они дадут».

Эксперты считают, что для таких случаев идеально подойдут рассчитанные на легковые машины и пешеходов путепроводы из легких конструкций, которые разработали специалисты МАДИ. Такие сооружения не занимают много места и в четыре раза дешевле обычных. «Если путепровод расположить на пересечении дорог с суточной интенсивностью движения порядка 3 тыс. автомобилей в одном направлении, то он окажется коммерчески состоятельным даже при стоимости проезда 10 рублей, что соответствует стоимости горючего при перепробеге легкового автомобиля порядка 3 километров. Потребитель при этом не теряет в деньгах и получает экономию времени. Годовая выручка за проезд по сооружению составит не менее 20 млн рублей», – поясняет доцент кафедры мостов и тоннелей Шерали Валиев. Фуры при этом смогут пользоваться альтернативными переездами.

Теги: #