Архитектурные бои без правил

Архитектурные бои без правил

Архитектурные бои без правил
Архитектурные бои без правил
Механизм творческих конкурсов заработал, но пока дает сбои

Одним из самых заметных и обсуждаемых изменений в градостроительной политике столичных властей стали многочисленные архитектурные конкурсы. Благодаря этому к работе на московских площадках удалось привлечь известных зарубежных архитекторов и молодых российских профессионалов. Однако как результаты конкурсов, так и способы их проведения вызывают немало вопросов.

В резонансе

За последний год по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова было проведено более 20 архитектурных конкурсов. Они широко освещались в прессе, становясь предметом активных общественных дискуссий. В первую очередь из-за того, что темой конкурсов в основном были наиболее значимые для города объекты. Среди них – парки «Зарядье», «Ходынское поле» и «Динамо», новые здания Третьяковской галереи и Государственного центра современного искусства.

В борьбу за право создать лучшие проекты для российской столицы включились ведущие мировые эксперты, признанные профессионалы в области архитектуры, городского планирования, ландшафтного дизайна, экологии. «Сам факт проведения конкурса по «Зарядью» вызвал самый широкий общественный резонанс во всех мировых архитектурных кругах. Это самый крупный конкурс такого рода, который был проведен в мире за последние годы», – отметил руководитель столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин.

«Основная идея конкурсов – разнообразить наш архитектурный ландшафт, качество архитектуры, чтобы получить в Москве интересные объекты, привлечь к работе новых молодых архитекторов. Конкурсы дают дискуссионные площадки, чтобы найти лучшие решения. Плюс популяризация архитектуры, которая в России пока не так популярна, как в Европе и Америке. Конкурсы – это соревнования, за которыми интересно наблюдать, они привлекают к себе общественное внимание», – сказал Сергей Кузнецов.

Появление на московском архитектурном поле новых имен, создание нетривиальных проектов, отвечающих последним тенденциям мирового зодчества, – безусловный плюс. «Я считаю, что все надо строить через конкурс – это самый быстрый путь получить качественное предложение, – уверен главный архитектор АБ UNK project Юлий Борисов, постоянный участник и многократный победитель столичных и зарубежных конкурсов. – В Европе большинство зданий строятся по конкурсу – не только городские или федеральные проекты, для которых конкурсы обязательны, но и многие частные». Такую точку зрения разделяют многие. «Все проекты, финансирующиеся из федерального или муниципального бюджета, должны отбираться на международных конкурсах», – считает директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

Междусобойчик

Казалось бы, мы движемся в правильном направлении. Однако возникает немало спорных вопросов и узких мест. В первую очередь законодательных. «Мы живем в двух реальностях. С одной стороны, есть конкурсы, которые мы сегодня обсуждаем, говорим, что это очень красиво, что принимаются какие-то решения и прочее. C другой стороны – есть суровая правда тендеров: объявляется конкурс на заказчика с правом проектирования и одной-единственной целью – получения заключения экспертизы. Проектирования как такового, не говоря уже об архитектурном содержании, там нет», – опровергает положительную риторику президент Союза архитекторов России Андрей Боков.

«На данный момент законодательство, которое могло бы регулировать творческие конкурсы, отсутствует, – поясняет Сергей Кузнецов. – Инициировать и провести любой конкурс – это всегда огромный труд в силу того, что законодательно у нас не существует площадок или объектов, которые необходимо было бы разыгрывать на конкурсах».

До сих пор в условиях всех проведенных конкурсов не был предусмотрен пункт о том, что финалист в итоге получает заказ и единолично работает над реализацией своего проекта, поскольку действующее законодательство не позволяло выбирать поставщика услуги посредством творческого отбора. Как правило, победителю обещали лишь «участие в реализации проекта», да и то не гарантированное. Правда, по словам Сергея Кузнецова, пока все, кто побеждал в московских конкурсах, участвуют в реализации своих проектов. Исключение – Юрий Григорян, руководитель архбюро «Проект Меганом», победивший в конкурсе на проект реконструкции площади Тверская Застава. Их переговоры с заказчиком зашли в тупик, в результате воплощается проект, занявший второе место. Но даже один такой случай можно считать прецедентом, который способен поколебать решимость потенциальных участников.

Немало претензий высказывается и в адрес организации архитектурных соревнований. Наибольшее количество нареканий вызвали конкурсы архитектурных решений многофункционального гостиничного комплекса «Царев сад» на Софийской набережной и фасадов нового здания Третьяковской галереи. В обоих случаях участникам было предложено переработать уже существующие проекты. В итоге профессиональное сообщество раскритиковало и способ проведения конкурсов, и их итоги.

«Результаты конкурсов зачастую выглядят весьма печально, – отмечает Андрей Боков. – Причины – отсутствие правил, задания; нет профессиональной экспертизы, которая могла бы гарантировать жизнеспособность представленных проектов; состав жюри; нет никаких обязательств перед теми, кто в этих конкурсах участвует, нет никакой защиты авторских прав, что делает эти конкурсы малоэффективными».

Архитектор Михаил Хазанов настроен более радикально: «Не называйте распределиловку заказов, междусобойчик, который сегодня происходит, конкурсами. Это неправильно и нечестно. Когда в жюри бог знает кто сидит и нарушаются все правила».

По эскизам

С такой резкой критикой согласны далеко не все. Михаил Миндлин в качестве обратного примера приводит конкурс на новое здание ГЦСИ, который был «абсолютно прозрачным, честным», с авторитетнейшим международным жюри, на мнение которого невозможно было повлиять.

Можно услышать мнение, что сегодняшние конкурсы – это один из способов передела рынка архитектурных услуг. В «лужковской» Москве он был сильно монополизирован, теперь здесь появляются новые имена, причем большинство из них – иностранные, что тоже не устраивает многих.

Юлий Борисов видит решение этой проблемы опять-таки в способе проведения конкурсов. По его мнению, идеальная модель – это сочетание отбора участников по портфолио и по эскизам, как это было сделано на конкурсе концепций нового здания ГЦСИ. На рассмотрение жюри можно было представить квалификационную заявку, содержащую необходимую информацию об участнике (досье), или специально разработанную предварительную архитектурную концепцию музея (эскиз). В качестве аргумента Юлий Борисов приводит простой пример: «За последнее время в России было построено не так много современных парков. Получается, что у нас нет ни одного специалиста, который может выиграть конкурс по портфолио. Это значит, что туда могут прийти только иностранцы. Но здоровый протекционизм русских архитекторов должен быть. С другой стороны, только по эскизам конкурсы также проводить нельзя, поскольку в этом случае мы отсекаем мировых мэтров, которые в таких мероприятиях не будут участвовать».

Среди других проблем, часто возникающих в конкурсной практике, – нежелание заказчиков проводить архитектурные соревнования, нехватка исходных данных, четко сформулированной задачи, проработанного технического задания.

«Мы находим разные мотивации, чтобы конкурсы проводились, – говорит Сергей Кузнецов. – Например, сейчас, когда заказчик соглашается провести конкурсы, мы упрощаем рассмотрение по ряду проектов. Скажем, заменяем Архитектурный совет таким конкурсом. Потому что выбор из ряда вариантов всегда интереснее, чем рассмотрение одного варианта с бесконечными замечаниями и попытками из него что-то сделать».

Многие профессионалы уповают на то, что хотя бы часть из перечисленных проблем решит вступивший в силу с 1 января этого года ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором прописаны нормы проведения архитектурных конкурсов. Однако для нормального функционирования любого закона необходимы подзаконные акты. «Мы составили и передали «Положение о проведение архитектурных конкурсов в Москве» в правительство города и очень надеемся, что конкурсную практику удастся вывести из того клинического состояния, в котором она находится», – отметил Андрей Боков.

СПРАВКА

Объекты, по которым в настоящее время проводятся архитектурные конкурсы:
парк на Ходынском поле;
Рублево-Архангельское;
Триумфальная площадь;
бассейн олимпийского комплекса «Лужники»;
территория завода «Серп и Молот»;
входная группа гостиницы «Украина».

Теги: #