Прочь с дороги

Прочь с дороги

Прочь с дороги
Прочь с дороги
Всю минувшую неделю коммунальные службы столицы боролись с последствиями снега и дождя на дорогах

На минувшей неделе в Москве выпало почти 70% месячной нормы осадков, что является абсолютным рекордом ноября. Город то заваливало снегом, то заливало дождем. К вечеру пятницы температура в столице опустилась до минусовой, и бесконечный ливень сменился снегопадом. На дорогах появилась гололедица, стали возникать автопробки. Ночью снег усилился, а затем, с перерывами, шел в субботу. Однако городские службы на этот раз выглядели уверенно – порядок на улицах города вышли наводить свыше 10 тыс. единиц дорожной техники и более 20 тыс. дворников и рабочих.

«Мы подготовились к сильным снегопадам и перепадам температур. В связи с непогодой работы по уборке снега и противогололедной обработке дорог ведутся коммунальными службами в круглосуточном режиме. Дополнительно обрабатываются сходы и съезды с тротуаров на проезжую часть, остановки общественного транспорта и подходы к ним, территории, прилегающие к станциям метро, подземным и надземным переходам, объектам социальной сферы и потребительского рынка, а также парковочных карманов и ТПУ», – сообщил заммэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. Чиновник отметил, что в уборке города задействовано более 10 тыс. единиц дорожной техники, оснащенной спутниковой системой ГЛОНАСС, свыше 20 тыс. дворников и рабочих, а также около 300 аварийных групп (на случай поломки рекламных щитов, обрывов линии электропередачи и иных нештатных ситуаций). Организовано круглосуточное дежурство 460 бригад Мосводостока и более 300 единиц специализированной вакуумной техники во избежание скоплений воды.

Руководитель ГБУ «Автомобильные дороги» Александр Орешкин рассказал «МП», что если в 2010-м дороги Москвы убирали порядка полутора тысяч машин и непонятно какие подрядчики, то за последние годы парк спецмашин в городе увеличился в девять раз. Закуплено дополнительно 13,5 тысячи единиц современной, многофункциональной, комбинированной техники. В пиковые нагрузки, когда идет сильный снег, на улицы могут выйти несколько десятков тысяч дворников и до 18 тысяч единиц спецтехники. «Коммунальные службы быстро приспосабливаются к резко меняющимся погодным условиям и в течение нескольких

часов могут полностью перестроить свою работу. Положительным является также то, что если раньше мы вывозили 10 см выпавшего на город снега за 10 суток, то сегодня справляемся с этой работой за 3 дня», – отметил г-н Орешкин.

По словам специалиста, уборка в городе сегодня выведена на принципиально новый уровень – «комплексный и системный». Корректировать работу «Автомобильным дорогам» помогает Гидрометеобюро, которое сообщает учреждению оперативные погодные данные. «На сегодняшний день достигнут уровень почасового прогнозирования, на 36 часов вперед», – заверила нас синоптик Гидромета Лариса Дрожжина.

Серьезную помощь уборочной технике и дворникам оказывают противогололедные реагенты. «Их использование позволяет минимизировать автомобильные пробки и травматизм на улицах и дорогах», – подчеркнул Петр Бирюков. Он рассказал, что стратегический запас противогололедных средств теперь находится в контейнерах, установленных нынешней зимой возле остановок общественного транспорта и станций метро по всему городу.

По мнению экологов, «абсолютно безупречный реагент с точки зрения сохранности окружающей среды – мраморная или гранитная крошка без добавления соли». Но, к сожалению, использовать только ее неэффективно. Город не может обойтись без расплавляющих снег химических соединений. Причина – особенности климата, в том числе многочисленные зимние переходы температур от отрицательных к положительным.

В столичном департаменте природопользования и охраны окружающей среды отмечают, что после долгих экспериментов в минувшем году в Москве наконец-то сформировался список реагентов, разрешенных к применению. Используемые препараты разделены на жидкие, твердые и комбинированные. Так, нынешней зимой во дворах и на пешеходных дорожках будут применяться комбинированные и твердые реагенты. А вот автотрассы города станут обрабатывать по новой схеме: жидким составом ХКМ-БС (хлоридом кальция модифицированным) в сочетании с твердыми реагентами. Дело в том, что жидкость утрачивает свои качества через три часа, а твердый реагент может действовать гораздо дольше. Новая технология избавит коммунальные службы от необходимости постоянно поливать дороги.

Вместе с тем в столичной мэрии авторитетно заявляют, что «все реагенты проходят предварительную экологическую экспертизу и безопасны для людей и животных». Как оказалось, нормы их применения определяются распоряжением департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, где подробно описана технология зимней уборки города. В документе для каждого

температурного режима и в зависимости от количества выпавшего снега установлена доза расхода препарата на квадратный метр в граммах.

И все же проблемы с передозировкой реагентов периодически возникают. Там, где автотрассы и тротуары обрабатывает техника, как правило, все в порядке. Однако территории во дворах и участки, где технику использовать неудобно, посыпают реагентами вручную. «Дворники зачастую разбрасывают их, не слишком заботясь о равномерном распределении и превышая необходимое количество. Это не раз доказывали взятые во дворах пробы снега, счищенного с тротуаров и проезжих частей на газоны. Содержание хлорида натрия в нем бывает в два, а то и в три-четыре раза выше нормы», – подчеркнул директор программы «Greenpeace в России» Иван Блоков.

Вместе с тем в столице создана комплексная система управления уборкой снега. Его утилизируют в основном на стационарных и мобильных снегосплавильных пунктах (СПП). Их создание Александр Орешкин считает одним из достижений города. Всего на территории Москвы работают 56 стационарных и 149 мобильных плавильных пунктов общей мощностью 550 тыс. кубметров снега в сутки.

Кстати

Противогололедные реагенты бывают трех видов

Жидкие: применяются при температуре окружающей среды до минус 35 °С. Их назначение – предупреждение возможности образования наледи на дорогах, ими обрабатывают исключительно сухую поверхность. Длительность действия составляет порядка трех часов, однако этот недостаток перекрывается необычно низкими нормами расхода – приблизительно на 30–40 процентов меньше, чем в случае с твердыми противогололедными реагентами.

Твердые: успешно борются со льдом и снегом при любой погоде, до и после выпадения осадков. Основные технические характеристики сохраняются при температуре окружающей среды не ниже минус 16 °С. Твердые противогололедные материалы имеют нерастворимый осадок, а также характеризуются значительно более высоким расходом, нежели у жидких препаратов. Яркий пример классического твердого реагента – соль техническая, которая является самым старым и востребованным во многих странах противогололедным препаратом.

Комбинированные: обладают низкой себестоимостью и при этом демонстрируют великолепную эффективность. Могут использоваться даже после образования гололедицы. Способность

препарата успешно ликвидировать наледь и снежные залежи сохраняется даже при температуре мину 35 °С.

СПРАВКА:

В конце лета департамент по конкурентной политике Москвы провел несколько аукционов на поставку противогололедных реагентов на зимний период 2016–2017 годов на общую сумму 4,2 млрд руб., с запасом обеспечив ими город.

В общей сложности столица закупила 74 тыс. тонн комбинированного противогололедного материала на основе композиции мраморного щебня, солей муравьиной кислоты и пищевой соли для обработки тротуаров. 81 тыс. тонн реагентов на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия), а также формиатом натрия. 62 тыс. тонн твердого многокомпонентного реагента на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами. Для обработки дворовых территорий и межквартальных проездов должно быть поставлено почти 32 тыс. тонн противогололедных материалов на основе композиции мраморного щебня, солей муравьиной кислоты и пищевой соли, а также 493 тонны твердого реагентов на основе композиций хлористого кальция и натрия.

Теги: #