«Запуск МКЖД даст мощный толчок развитию города»

«Запуск МКЖД даст мощный толчок развитию города»

«Запуск МКЖД даст мощный толчок развитию города»
«Запуск МКЖД даст мощный толчок  развитию города»
Петр Аксёнов о готовящемся открытии пассажирского движения на Московской кольцевой железной дороге

В сентябре в Москве планируется запустить новую транспортную артерию – Московскую кольцевую железную дорогу (МКЖД), которая будет работать как кольцевая наземная линия метро. Удобными пересадочными узлами ее свяжут со станциями подземки и платформами пригородных электричек. О том, как идут работы по реконструкции МКЖД, какой эффект будет достигнут после запуска пассажирского движения, а также о том, почему новая транспортная система должна стать популярной у пассажиров, корреспонденту «Московской перспективы» Александру Шибанову рассказал председатель совета директоров ОАО «МКЖД», первый заместитель руководителя департамента строительства Москвы Петр Аксёнов.

Расскажите, как идет реконструкция МКЖД, какие работы осталось выполнить до запуска пассажирского движения?

– В реконструкции Малого кольца Московской железной дороги задействованы несколько участников: РЖД, МКЖД и правительство Москвы, у каждого из них свой фронт работ. Так, структуры Российских железных дорог строят всю необходимую железнодорожную инфраструктуру, МКЖД и правительство города занимаются созданием транспортно-пересадочных узлов, необходимых для посадки в поезд, а также выхода в город или пересадки на другие виды транспорта.

На данный момент подрядчикам осталось завершить работы по возведению ТПУ. Некоторые узлы практически полностью готовы, например, «Лужники», «Шелепиха», «Площадь Гагарина», «Лефортово». Кроме того, заканчивается электрификация МКЖД, включая строительство двух и реконструкцию трех тяговых подстанций. Переустройство главных высокотехнологичных бесстыковых путей тоже близится к завершению, осталось уложить рельсы на последнем небольшом перегоне.

В ходе реконструкции МКЖД перестроили некоторые путепроводы. Чем вызвана такая необходимость?

– Путепроводы мы реконструировали по нескольким причинам. Они были построены в советские годы вместе с вылетными магистралями. Тогда по МКЖД передвигались составы на дизель-тяге, для них было достаточно габаритов 4–5 метров. Причем это еще с большим запасом на тот случай, если возникнет необходимость транспортировки крупногабаритных грузов. Когда возник вопрос о пассажирских перевозках, с учетом интенсивности движения вариант сохранить дизель-тягу даже не рассматривался. Представьте, если в обе стороны с интервалом около пяти минут будут ходить поезда? Это негативно скажется на экологической обстановке. Поэтому было принято решение использовать современные электрички. Но для них нужны другие габариты с учетом пантографа и контактной сети – около 6,5 метра.

Еще одна причина, по которой было необходимо реконструировать путепроводы, – ветхое состояние многих из них.

В итоге приняли решение реконструировать шесть негабаритных и ветхих путепроводов: Ленинградский, Богородский, Коптевский, Можайский, Звенигородский, Волоколамский. На всех, кроме Волоколамского и Богородского, работы уже завершены. По контракту Волоколамский должен быть запущен во втором квартале этого года, но уже сейчас та часть работ, которая необходима для запуска движения по МКЖД, выполнена.

Территория вдоль МКЖД имеет не самый хороший вид. Планируется ли ее благоустройство?

– Разумеется. Работы по благоустройству включают санитарную очистку, вывоз мусора, озеленение, строительство новых и ремонт существующих подъездных дорог, создание пешеходных дорожек, качественного уличного освещения, благоустройство береговых зон и т.п.

Планируется ли как-то дополнительно защитить жителей прилегающих территорий от шума?

– Да, на некоторых участках мы установим шумозащитные экраны. Это необходимо, чтобы не создавать дискомфорта для жителей районов, проживающих вблизи МКЖД.

Как будет организована связь станций МКЖД с другими видами транспорта?

– 24 станции МКЖД уже связаны с другими видами транспорта. Еще для шести мы строим необходимые подъездные дороги. Город уже начал реконструкцию прилегающих улиц. Это необходимо для организации дополнительных маршрутов общественного транспорта, чтобы пассажирам было комфортно добираться до МКЖД.

Пересадки будут организованы посредством пересадочных узлов – это система остановочных пунктов различных видов общественного транспорта: МКЖД, метро, радиальных направлений железной дороги, наземного общественного транспорта, которые связаны между собой системой благоустроенных переходов с использованием эскалаторов и лифтов.

Всего на Малом кольце МЖД будет пересадка с 17 станциями метро, в том числе с теми, которые сейчас строятся. Например, на станциях Шелепиха, Рязанская, Хорошево будет организована пересадка на станции Третьего пересадочного контура метро.

Также планируется 10 пересадок на платформы радиальных направлений железных дорог (кроме Киевского).

Территория вдоль МКЖД – в основном промзоны. Какой интерес у инвесторов вкладывать средства в строительство коммерческой недвижимости?

– Будет сформирована улично-дорожная сеть для подъезда к узлам МКЖД, а значит, и к заброшенным промзонам, которые станут привлекательными для инвесторов в плане застройки, получив транспортную доступность. Я думаю, что запуск пассажирского движения позволит вдохнуть жизнь в эти территории и даст мощный толчок развитию города.

Какая судьба у исторических станций МКЖД?

– На территории вблизи МКЖД выявлено 86 памятников архитектуры, в том числе и станции, которые были построены более 100 лет назад. Все они сохранены. Работы организованы так, что эти объекты находятся за пределами зон строительства. То есть пассажирские терминалы, транспортно-пересадочные узлы, будут находиться вне границ исторических памятников.

Кроме того, в рамках программы РЖД все они были отреставрированы и сегодня имеют надлежащий внешний вид.

Когда планируется запустить в тестовом режиме движение поездов на МКЖД?

– В июне мы намерены запустить в тестовом режиме участок Пресня – Канатчиково, концепцию и проект которого правительство Москвы разработало еще до 2011 года.

Как вы думаете, будет ли востребовано пассажирами МКЖД?

– Предположим, вы живете в Ясеневе, а вам надо попасть на шоссе Энтузиастов. Как вы сейчас поедете? Сядете на станции «Ясенево» Калужско-Рижской линии, доедете до «Октябрьской», потом по Кольцевой до «Таганской», перейдете на «Марксистскую» Калининской линии и поедете на станцию «Шоссе Энтузиастов». Или пересядете на «Третьяковской». Оба маршрута займут примерно 40–50 минут с учетом переходов и ожидания поезда. После запуска МКЖД вы сможете выйти на станции «Ленинской проспект», пересесть на платформу Площадь Гагарина, это займет всего несколько минут, а через 10 минут вы на шоссе Энтузиастов. Таким образом, маршрут займет 20–25 минут. Какой вариант вы выберете?

Ответ очевиден, но почему же раньше на это кольцо не обращали внимания?

– Внимание давно обратили. Еще в 2003 году было поручение мэра Москвы заняться работой по запуску пассажирского движения на МКЖД. Я был тогда первым заместителем мэра Москвы, эту работу поручили мне. Весь 2004 год мы разрабатывали технико-экономическое обоснование ликвидации грузоперевозок на Малом кольце Московской железной дороги и вывод их на Большое железнодорожное кольцо, а также организации пассажирского движения на МКЖД. Но денег тогда не было ни у нас, ни у РЖД, чтобы этот проект реализовать. Тогда решили запускать участками. Первым было решено сделать участок Пресня – Канатчиково – в 2008 году проект был разработан.

Кстати, станции Лефортово и Площадь Гагарина МКЖД строились тоже давно. Одна – при строительстве участка Четвертого транспортного кольца, вторая – при сооружении Третьего транспортного кольца. Но экономический кризис и другие причины не дали нам тогда завершить работы. Я очень рад, что мы их заканчиваем сейчас. Надо сказать спасибо нашим предкам, что они более 100 лет назад подарили нам железнодорожное кольцо в центральной части Москвы, которое мы можем сегодня интегрировать в транспортную сеть города и тем самым разгрузить центральную часть метрополитена.

Возвращаясь к вашему вопросу про востребованность МКЖД, приведу такой пример. Когда-то очень многие люди критиковали монорельсовую дорогу. Но обратите внимание, если вы там бываете, сегодня составы всегда заполнены пассажирами. При этом мы не достроили его до станции метро «Ботанический сад», как изначально планировали. Если бы это сделали, уверен, монорельс пользовался бы еще большей популярностью.

Ко всему новому люди не так быстро привыкают. Но я уверен, что пассажиропоток на МКЖД будет расти с каждым годом.


Максим Соколов, министр транспорта Российской Федерации:

– Проект Малого кольца Московской железной дороги является одним из ключевых проектов развития Московского транспортного узла наравне с Центральной кольцевой автомобильной дорогой, развитием Московского авиационного узла и, конечно же, одним из самых масштабных в стране за последние годы в плане железнодорожного строительства. Работы ведутся в очень плотном графике, еще очень многое предстоит сделать, но самая основная, самая тяжелая часть на линейной инфраструктуре уже пройдена, поэтому у нас нет сомнений, что в ближайшее время этот проект будет запущен для пользования всеми жителями и гостями Москвы.

Конечно, нам предстоит взаимоувязать еще очень много различных вопросов на федеральном, региональном уровне. Я хочу поблагодарить правительство Москвы и Российские железные дороги за то, что уделяют этому проекту такое большое внимание. Малое кольцо Московской железной дороги будет одной из составляющих нашей железнодорожной инфраструктуры, не просто глотком воздуха, а свежей струей для всех потоков Московского транспортного узла.

Олег Белозёров, президент ОАО «РЖД»:

– Для РЖД реализация этого проекта особенно важна. Хочу напомнить, что в последнее время количество пассажиров в пригородном сообщении сокращается, хотя процент снижения небольшой. В этом году совместно с Москвой мы, решая и запуская этот проект, увеличиваем в первый год количество перевозимых пригородных пассажиров. Нужно предлагать новые услуги. Российские железные дороги, как все привыкли, традиционно находятся за городом. А вот такой интересный формат, как городская электричка, здесь будет реализован в самом большом масштабе. Ряд городов уже сегодня перенимает этот опыт.

В мире городов, где мог бы быть использован потенциал железнодорожного транспорта именно в таком разрезе, нет. Нам повезло, что у нас сохранилась железная дорога внутри Москвы. И пять лет назад было принято решение этот проект сделать основным.

Проект уникальный, поскольку в нем задействованы все виды транспорта. Это пересадки и на метро, и на наземный общественный транспорт. Еще раз хочу сказать, международные эксперты подтвердили высочайший уровень принятия решений и уровень удобства, прежде всего для пассажиров.

Для нас очень важно отработать механизмы четкого взаимодействия в части законодательства, безопасности, в технических вопросах, и этот опыт мы сможем тиражировать практически на всю страну. Хочу сказать, что в следующем году, используя уже этот механизм, мы в целом по стране планируем увеличить количество перевозимых пассажиров.

Андрей Бочкарёв, руководитель департамента строительства Москвы:

– Реконструкция и развитие Московской кольцевой железной дороги – это глобальный градостроительный проект. Мэр Москвы Сергей Собянин поставил перед нами задачу не просто запустить пассажирское движение по железнодорожному кольцу, а полностью интегрировать этот вид транспорта с метрополитеном. Для этого мы строим транспортно-пересадочные узлы. ТПУ – это система остановочных пунктов различных видов общественного транспорта: МКЖД, метро, радиальных направлений железной дороги, наземного общественного транспорта, которые связаны между собой благоустроенными переходами с эскалаторами и лифтами. Почти все они будут иметь надземные переходы как над железнодорожными путями, так и над проезжей частью дорог.

В транспортно-пересадочных узлах МКЖД будут оборудованы кассовые зоны, турникетные линии, вендинговые автоматы, банкоматы, на крупнейших ТПУ будет работать бесплатный Wi-Fi. На тех станциях МКЖД, где переходить придется по улице, обустроим удобные пешеходные зоны. С каждой станции МКЖД можно будет пересесть на наземный городской пассажирский транспорт. Маршруты автобусов и автолайнов скорректируют так, чтобы подвозить пассажиров непосредственно к ТПУ, а при необходимости город запустит и новые маршруты.

Теги: #