С русским акцентом

С русским акцентом

С русским акцентом
С русским акцентом
Русский стиль (он же неорусский или псевдорусский) возник в архитектуре на рубеже XIX и XX веков как отклик на модные идеи поиска национального самосознания. Желание вернуться к идеализированному прошлому российской истории и ответить на вопросы, кто мы и в чем загадка русской души, нашло отражение в поистине уникальном зодчестве. Исторический и Политехнический музеи, Московская городская Дума, Верхние торговые ряды – не просто здания, а попытка разгадать тот самый «русский код». Возможно ли нечто подобное сейчас?

В XIX веке Москва стала местом, где русская тема в архитектуре реализовалась наиболее полно. Хотя официальное признание стиля состоялось все же в Петербурге – строительством собора Воскресения Христова (Спаса на Крови), ставшим аллюзией на тему московского храма Василия Блаженного. После этого элементы древнерусского стиля появляются не только в больших проектах, например, в зданиях Виндавского (ныне Рижского) и Ярославского вокзалов, но и в домах для личного проживания или доходных, хозяева которых были не чужды славянофильству. Так возник дом Игумнова на Якиманке – одна из самых знаменитых построек в русском стиле. Дом Зинаиды Перцовой неподалеку от храма Христа Спасителя – краснокирпичный шедевр, богато украшенный мозаикой и сводчатыми входными группами. Саввинское подворье – изначально это здание с остроконечными башенками, поливными изразцами и декоративными колоннами было построено как подворье Саввино-Сторожевского монастыря, но использовалось как доходный дом, также здесь сдавались конторы в аренду.

Русский стиль не просто уникальное явление, но очень московское по своей сути. Возможно, поэтому интерес к нему не затихает и в столице рождаются все новые его образцы. Дома, появившиеся в 1990-х, можно назвать, скорее, курьезными. Например, москвичам хорошо известен двухэтажный особняк в 1-м Хвостовом переулке, построенный в 1997 году. Его фасады украшены множеством декоративных элементов, его часто называют «теремком» за сходство с иллюстрациями к сказкам. Тем не менее это здание вошло в десятку неофициального рейтинга самых оригинальных домов Москвы. А вот своих арендаторов дом так и не смог найти, здание пустует уже десятилетия.

Лубочный «Кремль в Измайлово» прекрасно справляется со своей функций развлекательного комплекса. Использование элементов русского стиля возможно и в многоэтажном строительстве – возникший в начале 2000-х жилой комплекс в Тепличном переулке в Щукино украшен замысловатыми башенками с флажками. Но о ценности такой архитектуры, конечно, можно спорить.
Елизавета Лихачёва, директор Государственного музея архитектуры имени Щусева, считает, что России не нужно ничего изобретать. Она огромная европейская страна, прекрасно развившая в своем зодчестве традиции Италии, Германии, античного искусства. Воспроизведение так называемого русского стиля воссоздаст лубочную, фейковую архитектуру, и в ней не будет никакой ценности. Важно сохранить то, что составляет богатство российского культурного наследия, оно уникально, разнообразно и огромно.

Современные тенденции, скорее, пересматривают русский стиль, делая лишь отсылки к нему. Так, осенью этого года главный архитектор Сергей Кузнецов рассказал о проекте гостиницы бюро АПЕКС в Таганском районе, утвержденном к реализации. Проект интересен тем, что фасадные паттерны и рисунок раскладки кирпича апеллируют к образам средневековой русской архитектуры.
«Для отделки фасадов будут использованы кирпич ручной формовки, керамогранит, стеклофибробетон, кассеты из анодированной стали, – рассказал Сергей Кузнецов. – Прообразом для фасадов послужил плетень – легкая ограда, которую традиционно собирали руками, поэтому конструкции получались живыми и индивидуальными. Первая и третья секции выполняются с применением белого кирпича ручной формовки с откосами из металлических анодированных кассет». Выбор стиля обусловлен местом строительства гостиницы – в Костомаровском переулке, рядом с рекой Яузой и Спасо-Андрониковым монастырем.
Есть и другие примеры. Один из них – жилой комплекс «Бродский» архбюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», фасадное решение которого построено на чередовании рядов арок разного размера. Белый цвет зданий отсылает к образам русской средневековой храмовой архитектуры.

Об интересе к русской теме говорят и молодые архитекторы, основатели уже популярного бюро Mega Budka. Его сооснователь Дарья Листопад объясняет, что бюро замышлялось для продвижения русских мотивов в архитектуре. По ее мнению, «русскость» – это то, чего не хватает современному градостроительству. Эту идею бюро реализовало в Липецкой области благодаря проекту «Кудыкина Гора», а в Москве это амфитеатр на Хохловской площади с открытой частью стены Белого города. 

Сходные идеи высказал и народный художник России Салават Щербаков. По его мнению, современная архитектура становится сетевой. Мир ушел от эпохи шедевров к качественной «повседневной» застройке. «Современная стилистика создает повторяемость: видишь симпатичный объект и понимаешь, что нечто подобное можно увидеть в самых разных городах мира. Что можно было бы добавить в такую застройку? Какого-то эмоционального наполнения, души. Мне кажется, стоило бы добавить в современную очень технологичную и качественную застройку чего-то владимирского, суздальского, старомосковского. Да, малые архитектурные формы, скульптура и объекты благоустройства могут хорошо дополнять все новое, вносить какие-то важные смысловые акценты в городскую среду. Но все должно идти параллельно и гармонично», – рассуждает Щербаков.

А народный художник, глава Союза архитекторов РФ и Москвы Николай Шумаков считает, что наступивший кризис может стать поводом для рождения нового русского стиля. Он напомнил, что именно в 1920–1930-х годах Россия, отрезанная от мира и не признанная большинством зарубежных стран, стала родиной авангарда, который наряду с хорошо известными луковичными формами куполов православных соборов является ее символом.

Теги: #