«Родина-мать». Технологии будущего для сохранения прошлого - Московская перспектива

«Родина-мать». Технологии будущего для сохранения прошлого

«Родина-мать». Технологии будущего для сохранения прошлого
«Родина-мать». Технологии будущего для сохранения прошлого Фотографии предоставлены ЗАО «Главзарубежстрой»
75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне знаменитый монумент встретит значительно обновленным

Значение этого монумента сложно переоценить как в историческом, так и в архитектурном плане. Созданный более полувека назад архитектором Евгением Вучетичем, он продолжает впечатлять своей силой и мощью всех гостей мемориального парка и никого не оставляет равнодушными. Но вот специалистов, которые знают его не только снаружи, но и изнутри, он впечатляет еще и объемом работ. Полученные в результате детальных обследований данные показали: «Родина-мать» нуждается в серьезной реставрации.

20190614_144349_8O9A4361.jpg

В паутине проблем

Строительные леса тончайшей паутиной опоясали 85-метровый монумент. Они покрывают его от кончиков пальцев статуи до эфеса меча. Они кажутся настолько невесомыми и легкими, что вот-вот рассыпятся при сильном порыве ветра. Но это ощущение обманчиво. Ведь строительные леса, окружившие «Родину-мать», тоже в своем роде уникальный проект, как и сам монумент.

Над их созданием трудилась целая команда профессионалов во главе с главным инженером Сергеем Щербиной. Перед ними была поставлена задача – сделать конструкцию максимально прочной и в то же время динамичной, чтобы при нагрузке (например, сильный порыв ветра) места примыкания и крепления работали не на разрыв, а на растяжение, как пружина. Для установки лесов потребовалось уплотнить грунт и настелить дополнительные плиты. Несмотря на тщательно разработанный проект, из-за сложной геометрии монумента детали все равно пришлось подгонять на месте. В общей сложности «Родину-мать» сегодня опоясывают 30 ярусов лесов, установленные на 248 домкратах. Их обслуживает целый штат сотрудников.

«Эйфелева башня уже не кажется таким сложным инженерным сооружением, как наши металлические леса», – шутят строители.

Вообще определения «уникальный» и «сложный» звучат здесь постоянно. И относятся они не только к самому памятнику, но и к выполняемым работам.

Untitled-1.jpg

В коконе лесов скрываются от глаз неискушенного зрителя многочисленные проблемы: трещины и выбоины, сквозь которые местами проглядывает металлический каркас; проржавевшая арматура, которая кое-где буквально рассыпается в руках; подмытое дождями и подземными водами основание статуи. Да и цвет монумента давно уже далек от первоначального, каким его задумывал автор: копоть предприятий, осадки, ветра, птицы, «заплаты» от прошлых косметических ремонтов сделали свое разрушительное дело.

Поэтому перед строителями и реставраторами стоит сложная задача воссоздать утраченные элементы, вернуть этому уникальному памятнику его былой облик и продлить срок эксплуатации. Завершить все работы предстоит к празднованию 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне, до которой остается меньше года. Уникально сжатые сроки!

Специалисты признаются – реконструкция монумента такого масштаба и значения – это профессиональный вызов. А потому доверить такой объем работ можно было только компании, обладающей достаточным опытом, квалификацией, имеющей в своем штате собственных скульпторов, архитекторов, реставраторов. Такой компанией стало ЗАО «Главзарубежстрой», которое уже не раз привлекали к сложным и уникальным работам как в России, так и за рубежом.

DJI_0067.JPG

Назад в 2017-й

Перенесемся на несколько лет назад, в 2017 год, когда «Главзарубежстрой» приступил к работам первого этапа. Это был не менее сложный, уникальный и завораживающий процесс.

На руках специалистов – результаты обследования монумента 2013–2014-х годов. С первых дней уже стало понятно: данные сильно устарели. Спустя всего несколько лет картина сильно изменилась в худшую сторону.

По словам Сергея Сироты, руководителя проекта объектов «Родины-мать» в Волгограде, дефектов бетона в 2017 году было выявлено намного больше, чем значилось в проектной документации. «Внутри были многочисленные раковины, выбоины, места непровибрированного бетона (дефект, допущенный еще при строительстве монумента. – Прим. ред.), трещины с разной шириной раскрытия. Были и другие проблемы: утрата защитного слоя, разрушение и коррозия самого арматурного каркаса, особенно по нулевому ярусу монумента», – рассказал господин Сергей Сирота. Все эти дефекты влияют на устойчивость конструкции в целом.

Причин такого положения вещей несколько. Разберемся по порядку.

DJI_0093.JPG

Ничто не вечно

Объективная причина – усталость бетона, иными словами, долгий срок эксплуатации. И хотя бетон для такой масштабной и значимой стройки использовался самый лучший, из которого, например, была построена и Волжская ГЭС, ничего вечного не бывает. Несмотря на высокие прочностные характеристики, срок жизни этого материала составляет порядка 30 лет.

Когда бетон находится в спокойном состоянии и на него не оказывается такого агрессивного воздействия, он может надежно служить и больше установленного срока. Вспомним хотя бы типовые пятиэтажки, которые простояли не один десяток лет. В ситуации же с монументом «Родина-мать зовет!» бетон оказался ничем не защищен от внешнего воздействия: высокие температуры летом, низкие – зимой, суточные колебания, осадки, сильные ветра. Попавшая в трещинки вода (будь то дождь летом или снег зимой) ночью замерзала и рвала бетон.

После завершения инкубационного периода в нем начались процессы растрескивания. Потом «отстрелы» – необратимые разрушения, когда от арматуры отслаиваются карбонизированные куски бетона разной величины. Это опасно и для самой статуи, и для окружающих. Новые трещины росли в геометрической прогрессии. Старые углублялись. Несквозные становились сквозными.

Тем временем внутри статуи тоже было неспокойно. Внутри «Родина-мать» состоит из сот-ячеек, как многоквартирный дом. Каждая ячейка связана одна с другой системами ходов и лестниц. Только многие квартиры в этом доме были замурованы еще во времена его постройки. Строителям пришлось открыть много новых помещений, которые не всегда были указаны в планах, чтобы добраться до железобетонного каркаса и заменить, где это возможно, подпорченную ржавчиной арматуру, подлечить трещины, заполнить пустоты.

Только представьте: общая протяженность всех выявленных трещин внутри монумента составляла порядка 3–4 км! Снаружи дефектов оказалось еще больше: их протяженность превышала 12 км.

В результате проведенных работ была составлена «карта» проблемных мест, на которой разными цветами и символами были прорисованы все выявленные дефекты. Теперь каждую трещину и скол строители знали «в лицо». Все они тщательно изучались на предмет дальнейшей потенциальной опасности. В зависимости от этого для каждой из них была разработана своя технология заделки.

На тот момент на карте преобладал красный цвет. По словам специалистов, это места необратимых процессов разрушения бетона. Чуть меньше было зеленого и синего. Если отбросить в сторону все умные и сложные слова и «на пальцах» объяснить поставленную задачу, то она заключается в том, чтобы сделать все поле сине-зеленым.

20190614_132817_8O9A3965.jpg

Беспощадная коррозия

Вторая объективная причина столь «болезненного» состояния статуи – разрушение арматуры. Дело в том, что изначальным проектом было предусмотрено два пояса армирования с заявленной толщиной бетона в 250–300 мм.

Представим на минуту процесс создания монумента. Отливали статую прямо на месте. Возведение происходило так называемыми захватами: строители устанавливали деревянную опалубку, вязали арматуру, заливали бетон, потом снова опалубка – арматура – бетон. И так слой за слоем. Потом скульптор уже на месте вырезал элементы. Кстати, голову, руки и шарф «Родины-матери» делали на земле, а затем поднимали наверх специальными кранами. За счет резки бетона его толщина оказалась не везде одинаковой. И в тех местах, где толщина бетонного слоя значительно меньше заявленного, начались процессы отстрелов. Там, где трещины стали сквозными, проступил железный каркас скульптуры. Порой он буквально рассыпался в руках.

Ученые из воронежского «Института коррозии» совместно со специалистами из Москвы и Санкт-Петербурга подготовили исследование, где было отмечено: коррозийные процессы активно идут не только в местах растрескивания бетона, но и там, где нет видимых разрушений. Поэтому строителям так важно было добраться до самых потайных уголков статуи, чтобы заменить устаревшую арматуру, где возможно.

Избежать таких неуправляемых процессов в дальнейшем станет возможно за счет создания в сложных местах дополнительного пояса армирования путем обертывания изнутри углетканным полотном.

DJI_0089.JPG

Натянутые, как струны

Причина третья: тревогу специалистов вызывали стальные тросы, натянутые внутри статуи для жесткости каркаса, которые частично утратили свою прочность. Находящиеся в постоянном натяжении, канаты вытягиваются. Стальные нити, из которых они сплетены, разрушаются. Так, ультразвуковое обследование показало, что разрушение некоторых тросов составляет от 10 до 20%. По итогам обследования в 2017 году было заменено 99 из 117 стальных тросов. На сегодняшний день все они оснащены специальными датчиками, информация с которых поступает на единый диспетчерский пульт.

Теперь даже скептики могли спать спокойно: стабильности и устойчивости статуи ничего не угрожало. Правда, ходившие в СМИ слухи о возможном обрушении монумента и тогда не соответствовали действительности.

Масло в огонь этих слухов подливал и тот факт, что сама по себе статуя никак не крепится к основанию, а потому наклоняется, как известная итальянская башня. Действительно, «Родина-мать» стоит под действием собственной тяжести, но это ни много ни мало 8 тыс. тонн! А то, в чем многие увидели опасный наклон, всего лишь допустимый крен статуи. Кстати, сегодня он составляет 230 мм при заложенных в проекте инженером-конструктором Николаем Никитиным 270 мм.

Кроме того, у основания статуи имеются специальные ниши (предусмотренные еще авторами работы), куда в случае необходимости можно установить домкраты и «подтянуть» наклонившуюся скульптуру. Но на сегодняшний день в таких операциях нет нужды. Мониторинг последних двух лет показал: крен стабилизирован и новых отклонений не зафиксировано.

20190625_141513_DJI_0018.jpg

Итак, дело ясное…

Фронт работ был определен: залечить трещины, заменить проржавевшие участки арматуры, очистить внешнюю поверхность. Все работы были разделены на этапы.

В рамках первого этапа работ провели противоаварийные мероприятия по укреплению особо опасных участков. К этой работе были привлечены промышленные альпинисты. Также произвели частичную реставрацию внутренней поверхности монумента и, как уже было сказано выше, заменили стальные тросы. Внутри статуи установили новое освещение и современные системы пожаротушения.

На период проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году работы приостановили.

Они возобновились в сентябре того же года. Второй этап включал в себя проведение дренажных работ для дальнейшей установки строительных лесов, подготовку опорной площадки, небольшие реставрационные работы внутри, замену инженерных сетей и электрооборудования. Также строители сделали новую наружную подсветку вокруг статуи.

Самый сложный и объемный комплекс работ был запланирован на третий этап. Строителям и реставраторам предстоит завершить работы внутри статуи и полностью обновить ее внешний облик. И здесь не знаешь, кому завидовать больше: тем, кто, обдуваемый всеми ветрами, работает на строительных лесах, или тем, кто работает в более теплых, но очень стесненных условиях, когда на рабочее место приходится не заходить, а заползать.

Наружные работы включают в себя не только «лечение» трещин, но и очистку поверхности монумента от полувековых наслоений копоти, грязи, пыли, мха. Сантиметр за сантиметром. Процедура сродни косметическому пилингу! И называется она бластинг. При очистке поверхности применяются уникальные щадящие технологии. На поверхность статуи под давлением распыляют смесь мела, соды и фруктовых косточек, что создает эффект мини-взрыва. Это позволяет очистить даже глубоко въевшуюся грязь. На сегодняшний день бластинг выполнен на 95%.

Реставрационные работы внутри и снаружи статуи планируется полностью завершить еще до холодов. На локальных участках при необходимости будут установлены тепловые контуры. Избавиться от строительных лесов «Родина-мать» может уже в декабре этого года.

В начале 2020 года постамент будет облицован новыми гранитными плитами. Работы по его укреплению сейчас обсуждаются и могут быть выполнены после основной реставрации. «Несущая часть монумента сильно пострадала за годы эксплуатации: арматура была почти полностью разрушена, не было гидроизоляции. Нижняя часть фактически висела в воздухе», – рассказал заместитель генерального директора «Главзарубежстроя» по реставрации Михаил Фролов.

DJI_0117.JPG

Планы на ближайшую пятилетку

В настоящее время в Дирекции по ремонту и реставрации Министерства культуры РФ обсуждается вопрос о продолжении работ на монументе после завершения праздничных торжеств.

Дело в том, что за годы эксплуатации сильно пострадала не только сама статуя, но и фундамент, который был сооружен в достаточно сложных геологических условиях. История гласит: когда фундамент для монумента уже был готов, статую решено было «подрастить». Для укрепления основания сверху насыпали 150 тыс. тонн земли. Это обусловило естественный крен статуи, который и был указан при проектировании. Кроме того, специалисты предполагают наличие грунтовых и ливневых вод, которые, возможно, размывают основание.

Последнее обследование фундамента, проведенное в 2010 году, не дало полной картины о состоянии грунтов, потому что ближайший шунт был сделан на расстоянии 26 метров от монумента. В «Главзарубежстрое» предложили провести повторную геологоразведку, чтобы иметь точное представление о состоянии грунтов и фундамента статуи.

Для нового обследования в нескольких местах фундамента пробурят скважины, из которых и возьмут пробы грунтов для изучения их механических и химических свойств. Усиление грунтов можно провести без раскопки холма. Современная джет-технология позволяет устроить дополнительную площадку под фундаментной плитой, что даст монументу дополнительную устойчивость.

Эти работы не предусмотрены текущим проектом и точно не будут проводить до празднования 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Однако решение о дообследовании может быть принято уже в этом году.

По оценкам специалистов, на проведение этих работ потребуется около пяти лет.

DJI_0007.JPG

Второе рождение

По словам самого господина Вучетича, годы строительства были годами поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Безусловно, его слова можно отнести и к настоящему.

«Памятник свеж и прекрасен и по сей день, не стареет (в художественном плане. – Прим. ред.), как бывает, а отлично «работает» в пространстве. Он великолепно поставлен, великолепно слеплен. Очень выигрышный силуэт. Это, безусловно, архитектурная, художественная и скульптурная победа», – поделился своими впечатлениями от монумента президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. Теперь к этой победе добавится еще и без преувеличения подвиг реставраторов, проектировщиков, архитекторов, ученых, строителей, которые внесли свой вклад в сохранение этого выдающегося монумента и в столь сжатые сроки провели такие сложные работы.

Какой же мы увидим «Родину-мать», когда в декабре этого года она ярус за ярусом освободится от строительных лесов? Значительно помолодевшей, ведь все трещинки-морщинки, а также места крепления будут тщательно заделаны. Значительно посветлевшей, ведь после очистки поверхности скульптуре вернут ее светло-серый оттенок. А также более долговечной и устойчивой к капризам природы, ведь после завершения всех работ монумент покроют специальным полимерным слоем, который защитит его от внешнего воздействия.