Назови меня тихо по имени

Назови меня тихо по имени

Назови меня тихо по имени
Назови меня тихо по имени
В Москве еще каких-то 10 лет назад было всего несколько тоннелепроходческих щитов (ТПМК). Это огромные машины, которые прокладывают перегоны метро. Сегодня же в столице реализуется самая масштабная за всю историю программа метростроения, поэтому количество таких комплексов сегодня около 30. Есть среди них и уникальные, произведенные специально для Москвы, ветераны с большой историей проходки и с необычными именами

История в лицах

На строящейся станции метро«Улица Новаторов» было многолюдно: собрались чиновники, строители, журналисты, фотографы. Земля под ногами дрожала, одна из стен вдруг пошла трещинами, грунт начал осыпаться, а за падавшими пластами был виден медленно вращающийся гигантский стальной диск, усыпанный блестящими зубьями и кольцами. Скрежет железа и грохот падающей породы на некоторое время даже заглушили оживленный Ленинский проспект. Момент торжественный – завершилась очередная проходка тоннеля метро, первая в 2021 году. Главным героем этого события стал проходческий щит «Елена», который провел под землей около года и вышел на будущей станции «Улица Новаторов».

тоннелепроходческий щит.jpg

История механизма под названием «проходческий комплекс» не такая уж и короткая. Впервые его использовал Марк Брюнель, английский инженер французского происхождения, проложивший тоннель под Темзой. Это было почти 200 лет назад – в 1825 году. Без щита сооружение под рекой было не построить – грунт водонасыщенный и мягкий, поэтому привычное в то время рытье тоннелей вручную с использованием деревянной крепи не подходило – укрепление свода тоннеля подпорками не очень надежное, мокрая порода расползается, грозя обвалами.

Проходческий щит же работает совсем по другому принципу. Его Брюнель подсмотрел у природы – корабельного червя, прогрызающего ходы в самой твердой древесине. Червь, голова которого покрыта жесткой раковиной с зазубренными краями, вбуривается в дерево, как сверло, оставляя за собой канал, покрытый защитным слоем гладкой извести. Инженер сконструировал чугунную камеру, внутри которой находятся рабочие. Этот комплекс передвигается под землей с помощью домкратов, углубляясь в породу. Естественно, конструкция проходческих щитов со временем развивалась, поэтому сегодня ручной труд используется все меньше.

Каждый щит, который строит тоннели в метро, носит женское имя. Это давняя метростроевская традиция, она появилась благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской компании Lovat, выпускающей проходческие щиты. То ли будучи романтиком, то ли уповая на сверхъестественные силы, Ловат решил, что все щиты его компании должны носить имя в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция, заложенная Ловатом, распространилась по всему миру и на машины других производителей. Сейчас комплексы называют в честь мам, жен, дочерей метростроителей, в память о выдающихся женщинах и даже именами киношных героев.


«Клавдия» и «Наталия»

Канадский проходческий щит Lovat 242 RME «Клавдия» – один из немногих в столице, который за время работы не менял своего имени. ТПМК назвали в честь супруги бывшего начальника «Мосметростроя» Юрия Кошелева – выдающегося метростроителя, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР в области техники и заслуженного строителя РСФСР.

Работы в столице этот комплекс начал в 2002 году на участке Бутовской линии метро. Потом строил тоннели на Арбатско-Покровской, Люблинско-Дмитровской, Замоскворецкой линиях. На данный момент на счету «Клавдии» более десятка проходок. Она и сейчас в строю – в декабре начала прокладывать тоннель длиной более двух километров между станциями «Яхромская» и «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии.

Щит Наталия.JPG

ТПМК Herrenknecht S-218 «Наталия», который построил несколько тоннелей на Калининско-Солнцевской линии, назван в честь женщины – машиниста метрополитена Наталии Корниенко. Более 30 лет она водила поезда на Сокольнической линии. Наталия Владимировна лично присутствовала на церемонии старта первой проходки щита от «Рассказовки» до «Новопеределкино». После строительства «Наталией» второго тоннеля на этом же перегоне было принято решение заменить ротор проходческого комплекса. К этому процессу подрядная организация подошла творчески: режущему инструменту решили подарить вторую жизнь и выставили его на всеобщее обозрение в качестве монумента. Композицию можно увидеть и сегодня у выходов западного вестибюля станции метро «Рассказовка».

Щиты-путешественники


ТПМК Hitachi «Ляйсан» – первый японский щит, работавший в Москве. Он был приобретен компанией «Казметрострой» в США в 2012 году. Имя определялось на конкурсе в Казани. В ходе народного голосования было предложено более 70 вариантов названия новой машины. Среди оригинальных – «Медведка», «Шурале» (мифическое существо татарских и башкирских сказок), «Су Анасы» (водяной дух, мифологический персонаж тюркских народов). В итоге щит назвали «Ляйсан». Представители японской компании Hitachi, которая выпустила этот комплекс в 2007 году, тоже одобрили выбор метростроевцев. В японском варианте «Ляй» близко к слову «красавица», а «сан» – уважительное обращение к человеку. «Получается такой вот японский вариант «Мисс красавица».

Первый свой тоннель комплекс прошел в Дорчестере (Англия), а после капитального ремонта его отправили в Россию. Первым объектом для ТПМК стал перегон от станции метро «Лесопарковая» до «Битцевского парка». В имени ТПМК Herrenknecht S-219 «Роза» увековечено имя легендарной Розы Шаниной – советского одиночного снайпера отдельного взвода снайперов-девушек 3-го Белорусского фронта, кавалера ордена Славы. Она была одной из первых женщин-снайперов, удостоенных этой награды. Шанина была известна способностью вести точную стрельбу по движущимся целям дуплетом – двумя идущими друг за другом выстрелами. На ее счету 59 подтвержденных уничтоженных солдат и офицеров противника. Участница Вильнюсской и Инстерсбургско-Кёнигсбергской операций. Несмотря на то что Роза Шанина участвовала в боевых действиях менее года, газеты стран антигитлеровской коалиции прозвали ее «невидимым ужасом Восточной Пруссии».

Щит Роза.JPG

Щит был произведен в 2012 году и ранее задействован на строительстве дренажно-коммуникационных тоннелей в Ашхабаде. В Москве «Роза» работает на строительстве Большой кольцевой линии. На ее счету уже три завершенных проходки. Впрочем, «Роза» и «Ляйсан» не единственные щиты с опытом работы в других городах и даже на стратегических объектах. ТПМК канадского производства «Полина» и «Ольга» закуплены в 1988 и 1989 годах для строительства ускорительно-накопительного комплекса в городе Протвино Московской области. Затем принимали участие в строительстве южного участка Люблинско-Дмитровской линии. В 2004 году оба комплекса перевезены в Татарстан, где работали на строительстве тоннелей казанской подземки. Оттуда вновь вернулись в столицу и успели потрудиться на строительстве соединительной ветки между БКЛ и Коммунарской (Троицкой) линией и тупиковых тоннелей за станцией «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии. В течение всего срока работы в СССР и РФ щиты ни разу не меняли своего имени.

Большая «Победа»


Тоннелепроходческий комплекс Herrenknecht S-782 «Надежда» диаметром 10 метров был перебазирован из Петербурга в Москву. Напомним, петербургские метростроители стали первыми, кто построил двухпутный тоннель на территории всего постсоветского пространства. Пилоты ТПМК обучались в Германии у специалистов компании-производителя. «Надежда» позволила петербургским метростроителям работать на небольшой глубине, и делать это достаточно быстро. Первый старт щита в Москве состоялся 25 февраля 2020 года на перегоне «Кунцевская» – «Давыдково». Он прошел 1372 метра всего за четыре с половиной месяца. Сейчас он продолжает работать на БКЛ.

Еще одна «десятка», комплекс ZTE DZ-777 «Победа», тоже работает на Большом кольце. Он произведен в Китае специально для Москвы и по техническому заданию специалистов Стройкомплекса. Чтобы успеть доставить в столицу машину, щит был возведен в статус стратегического груза, а Федеральное агентство морского и речного транспорта впервые продлило работу судоходных гидротехнических сооружений канала им. Москвы на целую неделю. Первый старт состоялся 5 мая 2020 года на БКЛ, незадолго до 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Щит Мария.JPG

Иногда и вовсе ТПМК называют в честь киношных персонажей. В Москве работают еще пять «китайцев» – ZTE 6250. Все щиты были доставлены в российскую столицу из Поднебесной водным путем на баржах: транспортировка производилась из Китая через Северный морской путь в порт Санкт-Петербурга. Затем негабаритный груз направили по реке в Южный порт Москвы, а габаритный – автотранспортом. Пять щитов малого диаметра, одновременно прибывших в Россию из Шанхая, получили имена героинь сериала «Папины дочки»: «Полина», «Галина», «Мария», «Дарья» и «Евгения». Как оказалось, китайцы его очень любят. Пять «девочек» уже построили 15 тоннелей на Большой кольцевой и Коммунарской линиях.

Теги: #