Полное погружение: как 3D-визуализация и VR-туры помогают продавать жильё

Полное погружение: как 3D-визуализация и VR-туры помогают продавать жильё

Полное погружение: как 3D-визуализация и VR-туры помогают продавать жильё
Полное погружение: как 3D-визуализация и VR-туры помогают продавать жильё
Девелоперы используют цифровые технологии давно и активно. С каждым расширяется годом перечень бизнес-процессов, в которых их применяют. В том или ином виде возможность виртуальной прогулки по продаваемому жилью есть у большинства застройщиков. Для чего VR-туры нужны девелоперам, в чем их особенности, способствует ли это росту продаж и помогает ли в выборе квартиры - разбиралась МП.

Содержание

1. VR тур - не игрушка!

2. Ошибки и важные моменты

3. Удобство для клиентов и эффект погружения

4. Экономия времени и увеличение конверсии

5. Мнение реальных покупателей


VR тур - не игрушка!

Большинство из нас в общих чертах представляет, что такое 3D-панорама и разработанный на её основе VR-тур. Тем не менее, кратко поясним, что панорама - это собранный из множества изображений объёмный снимок помещения или открытого пространства в формате 360 градусов. В то время, как VR-тур является созданной на основе такой панорамы интерактивной прогулкой с эффектом погружения. Дальше начинаются нюансы. Чтобы понять, в чем особенности названных выше технологий в строительстве, какие ошибки застройщики допускают при разработке подобных туров, что они дают компании и на что стоит обратить особое внимание, рассказал руководитель компании 3Dpanorama Александр Ваганов.

«Для начала поясню, что есть два основных видов VR-туров, которые создаются по-разному, на разных этапах строительства и продаж: 3D-визуализация проектов на основе архитектурных и инженерных программ (в частности с использованием BIM-технологий) и туры на основе панорамных съёмок уже построенных домов. Понятно, что до строительства и в его процессе застройщики используют первый вариант, после - второй. Оба важны и не стоит ими пренебрегать. Более того, судя по нашему опыту, первоначальное решение о покупке квартиры зачастую покупатели делают уже на этапе просмотра 3D-визуализации».

Специалист пояснил, что неверно распространённое представление о том, что VR-туры по своей сути близки к играм или программам, выполненным по игровым принципам. Это не совсем так. Специальные игровые движки, как правило, не используются при создании виртуальных туров: в данном случае применяется технология HTML-5. Виртуальный тур можно просматривать как в офисе продаж застройщика, так и удалённо с помощью специальных очков. «Образно говоря, виртуальный тур можно назвать и своеобразной игрой, с той лишь разницей, что используется он не для развлечения, - объяснил Ваганов. - Да, есть эффект погружения, возможность передвигаться в пространстве, но действия участника тура ограничены и подчинены основной задаче - представить проект подробно и понятно. Поэтому, скажем, открыть окно или дверь можно, а уничтожить какой-то элемент нельзя».
vr2.jpg

Ошибки и важные моменты

Александр Ваганов просит застройщиков обращать особое внимание на цветокоррекцию и детализацию проектов, а также на соответствие объёмов, фактур, цветов реальности. По его словам, порой в погоне за «красивостями» искажается и приукрашивается проект, что становится понятно уже при разработке VR-тура на основе построенного жилья. «Важно обратить внимание на несколько моментов при подготовке исходников для VR-тура по готовым объектам. Довольно распространённая ошибка - плохое освещение при съёмке, оно снижает качество материала и будущего тура на его основе. Важно, чтобы свет был мягким и рассеянным. Не стоит использовать одновременно лампы тёмного и холодного освещения. Также важно, чтобы была хорошая цветокоррекция, минимальная ретушь и изображение было приближено к реальности. При этом стоит помнить, что нежелательно оставлять и недоработки. Очевидно, что неубранный мусор, недоработки в отделке будут заметны при просмотре виртуального тура».

По словам эксперта, важно сделать визуализацию и/или виртуальный тур по типовым планировкам квартир разной площади и с разным количеством комнат. Необходимо при этом визуализировать и подъезды, общественные пространства, дворы. При желании можно добавить виды дома и его окружения с близлежащих точек: для этого можно использовать аэрофотосъёмку. В общем, чем полнее и нагляднее будут изображения как самих квартир, так и дома с окружением, тем лучше. Специалист советует делать тур универсальным, чтобы его можно было смотреть на любых устройствах. Кстати, цены на самые простые очки виртуальной реальности начинаются от ₽1,500. Более продвинутые варианты стоят от ₽40,000

Что касается затрат для застройщика, то цена визуализации одной точки стоит в среднем ₽2,000. Чтобы визуализировать трёхкомнатную квартиру, нужно 7 точек. Таким образом, работа по визуализации крупной квартиры обойдётся всего в ₽14,000. Чтобы «обработать» целый ЖК достаточно пары сотен тысяч рублей. По информации Александра Ваганова, именно в такую сумму обошелся недавний проект компании по визуализации одного из строящихся ЖК в Москве. С развитием технологий и увеличением предложения цены на такие услуги в России заметно снизились: они более чем доступны для застройщиков, при этом имеют хороший маркетинговый эффект. Как отметил Ваганов, затраты из маркетингового бюджета на виртуальные туры составляют менее 1% (хотя еще недавно эта цифра колебалась от 2 до 5%). Другой важный момент: затраты на визуализацию объектов не влияют на стоимость квадратных метров, что немаловажно для покупателей жилья.

«Я не маркетолог, но давно работаю с застройщиками и вижу эффект, который дают виртуальные туры для маркетинга, - резюмирует Ваганов. - Среди плюсов VR-туров я бы выделил следующие: они дают объемное и детальное представление о квартире, доме и прилегающей территории; экономят время и делают процесс выбора жилья более простым и «фановым»; увеличивают лояльность покупателей и снимают часть нагрузки с менеджеров по продажам».
vr3.jpg

Удобство для клиентов и эффект погружения

Интересен опыт использования новых технологий в крупных государственных жилищных проектах. Показателен опыт крупнейшей в России и в столице подобной программы - реновации. Визуализация целых районов и кварталов, затронутых программой, размещена на специальном сайте проекта "Строим просто". В объёмном виде, хотя и без эффекта погружения, можно увидеть строящиеся дома, их окружение со всей инфраструктурой, дворами, зонами отдыха, малыми архитектурными формами. Есть возможность посмотреть и внутренний вид домов, квартир с отделкой и деталями.
vr4.jpg
VR-тур на сайте "Строим просто"

Как мы уже говорили выше, виртуальные туры есть у большинства застройщиков. О том, как они их используют и каков эффект они дают в плане имиджа и стимулирования продаж, рассказали представители строительных компаний.

«ГК Страна Девелопмент активно использует VR-туры, - сообщили в пресс-службе застройщика. - Они пользуются популярностью среди наших клиентов. Нельзя сказать, что они влияют на продажи напрямую, но дают ощущение в жизни в жилом комплексе и причастности к дому. Следующим этапом планируется добавить некоторую геймификацию в сами туры, чтобы клиент мог максимально кастомизировать пространство под себя- переставлять предметы, добавлять какие-то опции».

Комментарием на эту с нами тему поделилась и пресс-служба Группы «Эталон»«Компания широко применяет инновационные технологии и в строительстве, и в продажах недвижимости. Мы реализовали такие инструменты, как голосовой робот-помощник, личный кабинет покупателя, где можно онлайн оформить необходимые документы, 3D-панорамы объектов, виртуальные туры по квартирам и местам общего пользования. Они позволяют переместить клиента из офиса отдела продаж в интерьеры будущей квартиры, где покупатель может ощутить габариты комнат, кухни или ванной, обратить внимание на высоту потолка, размеры окон, осмотреть интерьеры жилья и даже насладиться панорамой, открывающейся из окон. Также виртуальная реальность позволяет покупателю сравнивать разные планировочные решения квартир. На сегодня эта опция реализована во многих проектах компании».

Экономия времени и увеличение конверсии

Мы также поговорили с Екатериной Ульяновой, директором по маркетингу и PR девелопера GloraX, которая дала экспертный комментарий о цифровых технологиях в маркетинге застройщиков: «3D-туры стали неотъемлемой частью презентационных материалов застройщиков еще несколько лет назад. Спрос на них дополнительно вырос в период пандемии, когда оффлайн встречи с менеджерами по продажам и просмотры квартир и жилых комплексах фактически прекратились. Мы использовали виртуальную реальность как действенный инструмент для того, чтобы познакомить клиента с проектом и создать эффект присутствия в жилом комплексе».
ul.jpg
Екатерина Ульянова, GloraX

Госпожа Ульянова добавляет, что GloraX первым среди девелоперов полностью оцифровал пространства всех своих проектов независимо от класса и, используя VR-технологии, дал возможность клиентам детально изучить не только здание внутри и снаружи, но и его окружение. Практика показывает, что покупателям недвижимости всегда важно увидеть локацию, площадку, а самое главное понять, какие будут виды из окна. Техническим партнером выступило интерактивное агентство Kelnik, которое является лидером в создании цифровых решений.

«VR-экскурсии позволяют увидеть детали и полностью погрузиться в атмосферу на территории комплекса: прогуляться во дворе и оценить благоустройство во всех деталях, - продолжает Екатерина Ульянова. – Виртуальное пространство также позволяет оценить планировку и выбрать вариант отделки. А с помощью аэрофотосъемки покупатели могут оценить реалистичные виды из окон своей будущей квартиры».
vr5.jpg
Виртуальный тур по проектам GloraХ

По опыту GloraX, внедрение VR-технологий увеличивает конверсию из посещения офиса продаж в сделки. Наибольший эффект зафиксирован среди клиентов в возрасте от 31 до 45 лет, где конверсия увеличилась на 15% от прежних показателей. Кроме того, использование VR-технологий имеет огромное значение для региональных покупателей, которым не всегда удобно приезжать на площадку в Москву или Санкт-Петербург. Раньше для осмотра локации им необходимо было приобрести билеты, потратить время на дорогу и, возможно, отпроситься с работы. Теперь для этого достаточно надеть VR-устройство. Благодаря VR-технологиям рост конверсии посещений региональных офисов партнеров GloraX в сделки составил 8%.

«В будущем GloraX планирует развивать дополнительные инструменты. Например, предлагать возможности расстановки мебели прямо в VR, развивать геймификацию – в виде квестов по жилым комплексам и его территории - подытожила Екатерина Ульянова. - Мы нацелены вывести точную формулу влияния использования VR-экскурсий на повышение конверсии из консультаций в сделку, а также разработать сопутствующие цифровые сервисы, влияющие на принятие решения о покупке квартиры».
vr6.jpg

Имиджевый инструмент или двигатель продаж?

В конце концов, все перечисленные «фишки» и застройщики создают для покупателей. Как минимум, чтобы повысить узнаваемость бренда, заслужить лояльность, а также имидж современного, технологичного застройщика, продающего комфортное жильё с хорошей инфраструктурой а главное – особую атмосферу. Хотя все мы понимаем, что конечная цель любых маркетинговых инструментов - продажи. Как покупатели воспринимают эти технологии, мы спросили у жителей столицы, которые недавно приобрели квартиру.

«Считаю, что в наше время без современных технологий никуда, - говорит 33-летний Алексей Никульников. - Когда решили с женой покупать жильё, ещё на этапе строительства просмотрели много визуализаций. Конечно, внимание привлекли самые подробные и информативные. Жена, к тому же, оценивала и внешний вид, женщины ведь особое внимание на это обращают. В итоге остановились на трёх застройщиках. Позже посмотрели и VR-туры, так и определились. Супруга, конечно, настояла на просмотре в «реале», хотя мне было и так все понятно».

В то же время, для некоторых при покупке жилья, недостаточно просмотреть «картинки»: своим мнением о цифровых технологиях в продажах жилья поделилась 47-летняя Ирина Петровская.
«В прошлом году покупали с семьёй квартиру. Муж и сын очень увлеклись просмотром этих электронных гидов, а я к ним равнодушна, - рассказала москвичка. - У дизайнеров ведь работа такая - нарисовать красиво и приукрасить. Как там будет на самом деле, поймешь только когда сам все увидишь после постройки дома. VR-тур тоже «посещали». Честно, его также не оценила, даже прервала просмотр. Решила, посмотрю все сама, потрогаю и пройду своими ногами. Так и поступили. Обошли несколько ЖК. В итоге выбрали хорошую квартиру. У нее, кстати, виртуального тура не было». [МП]