Почему экспериментальные дома Москвы ценятся особенно высоко

Почему экспериментальные дома Москвы ценятся особенно высоко

Почему экспериментальные дома Москвы ценятся особенно высоко
Почему экспериментальные дома Москвы ценятся особенно высоко
Индустриальное домостроение не обходится без экспериментов и опытных образцов. Но в отличие от большинства других промышленных изделий дома – слишком дорогое и материалоемкое дело, чтобы попросту списывать опытные объекты. К тому же длительные ресурсные испытания, которые могут рассказать проектировщикам и строителям куда больше, чем любые расчеты, в домостроении особенно важны. Именно поэтому «разведка» в строительстве всегда ведется «боем»: в экспериментальных домах, которые задуманы как начало серии, многие десятилетия живут обычные люди.

Экспериментальные дома середины и второй половины ХХ века стоит отделять от концептуальной застройки более раннего времени. Например, на московских (и не только) домах-коммунах конструктивисты отрабатывали именно концепцию, топологию здания, проверяли теоретические гипотезы нарождающейся как наука эргономики. Концептуальным можно назвать и поселок «Сокол», и рабочие городки столицы: по их образцу в случае удачи действительно предполагалось создавать типовую застройку.

Но мы поговорим не об этих концептуальных проектах, а об экспериментах в более полном и узком смысле: о домах и квар-
талах, на которых авторы отрабатывали собственно технологию строительства и производство деталей домов. У таких зданий, как правило, больше «умозрительных», придуманных архитекторами для красоты и еще не прошедших сито технологической и экономической оптимизации, элементов. Порой там лучше планировки, еще не подвергнувшиеся все тому же экономическому уплотнению. Хотя встречается и обратная ситуация.

Экспериментальные дома в этом смысле – ровесники индустриальному (прежде всего панельному) домостроению. Старейшая из них – серия ранних панельных домов архитектора Андрея Бурова: «бриллиантовый» дом на Большой Полянке и «ажурный» – на углу Ленинградского проспекта и Беговой. С одной стороны, на них архитектор (а в качестве декоратора – его учитель в искусстве Владимир Фаворский) отрабатывал приемы декорирования нового типа поверхностей – крупных деталей с сопряжениями. С другой, инженеры, которым предстояло уже после войны запускать индустриальное домостроение как отрасль промышленности, создавали и адаптировали к отечественным реалиям технологии производства бетонных конструктивных элементов.

Следующая стадия экспериментов после единичных опытных образцов – мелкие серии. Ранние панельные дома осени 1955 года, спроектированные до постановления об архитектурных излишествах, показывают, какими могли бы быть индустриальные пятиэтажки без удешевления (впрочем, они были бы совершенно точно менее массовыми, а значит, вряд ли помогли бы решить жилищную проблему в столице). Архитекторы, разрабатывавшие эти проекты, создавали и предыдущую кирпичную сталинскую, и последующую модернистскую застройку Москвы – как Михаил Посохин-старший и Виталий Лагутенко, создавшие экспериментальную застройку на Хорошевском шоссе.

Следующий этап – обычно установочная серия, предшествующая массовому выпуску. Таким этапом для Москвы стал 9-й квартал Новых Черемушек, где в четырехэтажном формате дебютировали классические панельные хрущевки авторства все того же Лагутенко. И прежде всего на юго-западе построен целый ряд экспериментальных крупнопанельных и блочных зданий, в том числе 12-этажных башен.

От своих массовых собратьев эти ранние дома отличаются более просторными планировками, а в 9-м квартале еще и продуманностью микрорайона. (Во все фотоальбомы, тогдашние фильмы и даже в пословицы вошел «плескательный бассейн» на нынешней улице Гримау.)

Экспериментальные дома следующего поколения появились в 1970-е, когда отрабатывалось домостроение уже следующей эпохи. Дома «единого каталога» (который и впрямь совершил революцию в панельном домостроении) на улице 26 Бакинских Комиссаров были увековечены в фильме «Ирония судьбы». Здесь прекрасно видно, что от более поздних и массовых вариантов застройки эти дома значительно отличаются.

Увы, к концу советской эпохи эксперименты часто оставались единичными проектами, не переходя в серии – так случилось с жилым комплексом «Лебедь» Андрея Меерсона на Ленинградском шоссе, с микрорайоном Северное Чертаново... Все это стала слишком дорого для того, чтобы стать массовым. Пожалуй, лишь Олимпийская деревня-80 стала масштабируемым экспериментом.

Однако в наши дни экспериментальное проектирование как прообраз серийной застройки возвращается. Причина тому, разумеется, непревзойденная по масштабам программа московской реновации, включающая в себя сотни площадок и заменяющая тысячи домов первого индустриального периода. И мы буквально в реальном времени можем наблюдать, как из экспериментов 2018–2019 годов создаются практичные, современные и качественные серии нынешних реновационных домов. А значит, технология экспериментального строительства нужна и работает.