По пути БКЛ

По пути БКЛ

По пути БКЛ
По пути БКЛ
Весна – время надежд и обновления, поэтому вполне резонно, что Большое кольцо Московского метрополитена открылось именно 1 марта, а с нетерпением ожидавшие завершения строительства самой важной линии столичной подземки москвичи сразу же ринулись ее осваивать. Только за первые пять дней пассажиры совершили больше четырех миллионов поездок! По достоинству оценил все преимущества новых станций и корреспондент «Московской перспективы»...

Столичное метростроение помнит немало рекордов, но Большая кольцевая линия протяженностью
70 км установила мировой, намного опередив прежнего лидера – второе кольцо пекинского метро, длина которого 57 км. Впрочем, БКЛ обогнала конкурентов не только по протяженности. Она имеет впечатляющее количество пересадок на все ветки столичной подземки, на МЦК и МЦД, на железную дорогу и прочие виды наземного транспорта. Плюс интервалы движения между поездами в час пик 1,5–2 минуты – это тоже своеобразный мировой рекорд. Не зря Большое кольцо москвичи окрестили новым сердцем столицы.

ЕЗДА ПО-НОВОМУ
От редакции «Московской перспективы» проще всего оказалось добираться до станции БКЛ «Сокольники», что, впрочем, весьма символично, поскольку именно здесь взял старт открывшийся в 1935 году первый участок московского метро от «Сокольников» до «Парка культуры». Совсем еще с иголочки, новая станция Большого кольца сверкает отделкой и блестит не обтертыми миллионами пассажирских ног полами. Несмотря на хорошую вентиляцию, здесь пока не выветрился специфический запах строительства, присутствующий в новых зданиях, – «Сокольники» оказались в череде девяти станций БКЛ, введенных в строй в конце прошлого года. Над новой платформой проходят пешеходные балконные галереи. В современном дизайне преобладают характерные для стиля хай-тек стекло и металл. А декоративно-художественное оформление станции напоминает об истории строительства первых участков Московского метрополитена.

На светоотражающих панелях стен размещены фрагменты и фотографии метростроителей и москвичей тех лет, а также лозунги, среди которых выделяется плакат с благодарностью к строителям: «Спасибо за метро». Одна из путевых стен и часть потолка превращены в большое декоративное панно, выполненное в стилистике родоначальников русского конструктивизма и супрематизма Малевича, Татлина и Лисицкого. Впрочем, если красота – признак внешний, то насколько удобна новая линия, я решил узнать у кого-нибудь из молодых пассажиров и обратился к стоявшей рядом со мной и сосредоточившейся на общении по смартфону девушке. 

Мария Коровина, как представилась незнакомка, оказалась работником Сбербанка. «Замечательная линия. А вы сами приглядитесь, какая красивая станция «Сокольники»! Вы катались по БКЛ? На ней есть великолепные с художественной точки зрения станции», – мило улыбнулась девушка. «Каюсь, – признался я. – Думал, для молодежи важна прежде всего практическая выгода от новой линии, а красота ее станций нужнее людям в возрасте, эстетам и туристам». «Ну это вы зря, а что касается удобства БКЛ, так это вообще не обсуждается. Пересаживайтесь с нее на любую другую ветку метро, на различные виды наземного транспорта. Я уже несколько дней езжу на работу от «Сокольников» по новой линии и убедилась, насколько мой путь стал короче и комфортнее, чем прежде».

С мнением молодой москвички трудно не согласиться. Это мне подтвердил и пенсионер Дмитрий Осипов, с которым я переговорил во время поездки внутри самого современного состава, какие сегодня есть в метро – «Москва-2020» – и которыми полностью обеспечено Большое кольцо. «Я бывший работник торгпредства и много где побывал за границей, – пояснил Дмитрий Германович. – Покатался и на разных линиях метро. В плане подземки американский континент не в счет – она там далеко не лучшая с точки зрения комфорта поездок, а эстетика станций вообще никакая. Впрочем, и в Европе метрополитен не ахти. Необычны разве что вырубленные в скальном грунте некоторые станции Стокгольма, но обновление поездов там идет гораздо медленнее, чем у нас. Основная масса поездов напоминает наши конца прошлого века. В Японии и в Южной Корее метро современное, но безликое. Оно проигрывает нам и в красоте станций, и в скорости подачи составов, да и в комфорте пребывания в вагоне. В той же Японии из-за набившегося в вагон народа рукой не пошевелишь. Ну а БКЛ полностью новая ветка, где все самое современное, лучшее и радующее глаз: и станции, и поезда».

С КОМФОРТОМ И БЕЗ ШУМА
Поезда «Москва-2020», которыми полностью укомплектована пока только Большая кольцевая ветка, можно назвать вершиной комфорта. Стеклянные двери улучшают обзор пассажиров, которые заранее видят, будет им навстречу выходить, например, человек с детской коляской или с чемоданом. Они бесшумно открываются и закрываются, а дверные проемы настолько широкие, что проблема толчеи на входе в вагон решена раз и навсегда. 

Менее шумным движение поезда делают специальные устройства пассивного звукоподавления, встроенные в конструкцию воздуховодов. Чтобы построить маршрут, пассажиры могут воспользоваться интерактивными картами. Им помогают и информационные консольные LCD-дисплеи под потолком, а под сиденьями и над окнами располагается светодиодная подсветка, цвет которой соответствует той линии, по которой едет поезд. В вагоне используются и консольные светильники, которые могут гореть как теплым, так и холодным светом, в зависимости от времени суток.

Неотъемлемая составляющая современных вагонов – система кондиционирования и установки по обеззараживанию воздуха.
Новая планировка электропоезда «Москва», когда состав можно пройти насквозь, появилась в его предыдущей модификации. В последнем варианте «Москва-2020» межвагонные переходы расширили, и они теперь составляют 1,6 метра. Благодаря этому два пассажира могут легко разойтись, не задевая друг друга. Повысилась и вместимость вагона.

ТПУ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Чтобы поддержать имидж столичной подземки как одной из самых красивых в мире, оформлению станций БКЛ уделялось серьезное внимание. Станции имеют свое лицо и стиль. И все же их функциональность играет гораздо большую роль. Так, станция БКЛ «Нижегородская», которая до запуска Большого кольца временно была конечной на Некрасовской линии, – важная составляющая одного из самых крупных транспортно-пересадочных узлов в Европе.

Колонная и пятипролетная «Нижегородская» – самая широкая одноуровневая станция метро в России. Она кросс-платформенная. Два центральных пути используются поездами Некрасовской ветки, а два крайних –
Большой кольцевой линии. Разноцветные элементы ее отделки складываются в простые архитектурные формы. Это металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов и серый керамогранит. Панели визуально разделяют станцию на несколько зон разных цветов, что, по задумке проектировщиков, должно послужить пассажирам навигационной системой. И – о чудо! – на «Нижегородской» я встретил своих однокурсников Сергея и Наталью Давыдовых. «Архитектура вторична. Нас больше радует универсальность новой линии», – пояснили они.

Как оказалось, семья с детьми проживает недалеко от ТПУ на Рязанском проспекте: «БКЛ – наше спасение. На Рязанке две станции: «Окская» на Некрасовской ветке и «Рязанская» – на Таганско-Краснопресненской. Но добираться до них наземным транспортом неудобно – то пробки возникают, то автобус ждешь. А сейчас и это не требуется. В быстром темпе минут за десять доходишь до «Нижегородской» и дальше уже едешь до любой ветки метро».

РЫБА МОЯ
Одна из самых красивых станций БКЛ – «Нагатинский Затон». Ее проходка, в отличие от классических станций, где островная платформа расположена в центре зала, а проходящие по бокам от нее метропоезда уходят в тоннели, прорубленные шестиметровыми тоннелепроходческими щитами, осуществлялась одним десятиметровым щитом. Рельсы для встречных составов на таких станциях расположены в центре зала, а береговые платформы – по краям. Это помогло строителям сократить время и стоимость работ.

На стенах «Нагатинского Затона» расположились 12 огромных мозаик рыб, чаще всего встречающихся в Москве-реке. Можно подойти к ним и разглядеть камешки и кусочки смальты, из которых они состоят. Но если смотреть на них из вагона проходящего поезда, то их чешуя кажется переливающейся. Потолок входного павильона также напоминает искрящуюся золотую чешую. По словам художников, его образуют свыше 26 тысяч металлических пластин. 

Не менее амбициозной была задумка художников и архитекторов при оформлении другой станции – «Давыдково», стены которой украшены барельефами с сюжетами из работы различных подразделений МЧС. Это пожарные, саперы, спасатели, водолазы. Расположение станции выбрано не случайно – в районе Фили находится Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС.

«Цветовое решение станции сочетает в себе белый, синий, оранжевый и серый цвета – цвета символики МЧС России. В оформлении наземного павильона, эскалаторного спуска и подземной части станции гармонично разместились изображения работы спасателей, выполненные в различных техниках: печать по стеклу, панно и барельефы из архитектурного бетона», – рассказал «МП» народный художник Российской Федерации Салават Щербаков, участвовавший в создании панно и барельефов станции.

«БИТВА ГЕРОЕВ»
Сделав круг почета по БКЛ и выходя на понравившихся станциях, я завершил свою поездку по кольцу на «Электрозаводской», где в этот вечер побывал дважды. И вдруг увидел грандиозное панно, на которое из вагона даже не обратил внимание. Оно украшало стену напротив платформы (длиной свыше 160 метров). Его автор – известный скульптор и художник Александр Рукавишников.
Панно называется «Битва героев» и демонстрирует собирательный образ защитников Древней Руси, которые бьются с врагами за ее свободу и независимость.

Теги: #