Площадки для разгрузки железнодорожных составов покидают центр Москвы

Площадки для разгрузки железнодорожных составов покидают центр Москвы

Площадки для разгрузки железнодорожных составов покидают центр Москвы
Площадки для разгрузки железнодорожных составов покидают центр Москвы
Наличие огромного количества территорий, занятых вагонами, ж/д составами и грузами для транспортировки в исторической части города, ранее считалось нормой. Индустриальная составляющая мегаполиса была приоритетной, а вопросы удобства, комфорта и проницаемости городских районов уходили на второй план. Курс на создание гармоничной городской среды заставляет относиться к вопросам функции тех или иных площадок в столице более продуманно.

Огромные грузовые дворы, существовавшие в среднем поясе столицы, долгое время мешали реализовать проект МЦК, который сейчас успешно и эффективно функционирует в столице. Необходимость в нем назрела давно, обсуждения вели даже не годами, а десятилетиями, но складские площадки ОАО «РЖД» оставались камнем преткновения. Очередная кампания по решению этого вопроса отступала в связи с теми сложностями, которые в полный рост вставали перед железнодорожниками и властями города. Причина очевидна – и в советские годы, и сейчас Москва выполняет роль гигантского транспортно-грузового хаба страны.
Тем не менее площадки среднего пояса оцениваются как существенный и очень дорогой резерв для развития мегаполиса, в том числе и для возможности запуска транспортных магистралей. Поэтому работа по освобождению началась. Грузовую деятельность, которую вели рядом с историческими вокзалами Москвы, было решено постепенно переориентировать на другие участки. Для этого утвердили генеральную схему развития и план-график по закрытию грузовых дворов, расположенных в границах Малого кольца Московской железной дороги. Мероприятия были нацелены на поэтапный ввод в эксплуатацию новых терминально-логистических центров грузового каркаса Москвы.

Достижения в этом процессе очевидны: сегодня закрыты грузовые дворы «Москва-Товарная», «Москва-Бутырская», «Москва-Товарная-Рязанская», «Москва-II Митьково», «Москва-Товарная-Смоленская», «Подмосковная», «Москва-Товарная-Киевская» и «Москва-Товарная-Курская». Одним из первых в качестве примера переустройства территории, ранее занятой инфраструктурными сооружениями РЖД, может служить план развития Рижского грузового двора, расположенного в районе Марьина Роща на северо-востоке столицы вблизи Рижского вокзала. Для разработки проекта планировки ОАО «РЖД» обращалось к практике международных конкурсов. Итогом такого конкурса стала концепция развития делового района, доминантой которого должна стать штаб-квартира РЖД.

Что же касается складских объектов, то они, как это принято в мировой практике, будут отодвинуты от центральных частей мегаполиса. Как объясняют в РЖД, наиболее эффективным вариантом размещения грузовых центров и организации работы терминально-складской сети в Центральном транспортном узле считается размещение в черте города трех крупных интермодальных хабов и ряда хабов в Московской области. Такой подход поддержали региональные власти столицы и области.
«Наиболее перспективными точками для создания и развития сети городских грузовых терминалов на территории Московской области являются уже существующие грузовые дворы ОАО «РЖД», расположенные на станциях Воскресенск, Домодедово, Люберцы-II, Ногинск, Новоиерусалимская, Раменское, Наугольный, Ступино, Щёлково, которые могут работать по технологии сателлитов ТЛЦ опорной сети», – пояснили в пресс-службе ОАО «РЖД».