Отрасль особого внимания - Московская перспектива

Отрасль особого внимания

Отрасль особого внимания
Отрасль особого внимания
О работе столичного стройкомплекса в условиях санкций, важности поддержки девелоперов, ключевых московских стройках и о многом другом в интервью «МП» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Андрей Юрьевич, в этом году стройкомплексу Москвы приходится работать в условиях санкций. Как непростая ситуация повлияла на реализацию ключевых проектов?
– К трудностям нам не привыкать, они только закаляют и мотивируют. Яркие тому примеры и кризис 2014–2015 годов, и недавняя пандемия коронавируса, когда мы, вопреки негативным прогнозам, демонстрировали не спад, а рост темпов и объемов строительства. Так происходит и сегодня. Мы не остановили ни одной стройки, ни в одну программу не сократили инвестиции, оперативно были приняты меры поддержки отрасли. Например, когда у банков появились сложности с оборотными средствами, на федеральном уровне приняли поправки в ФЗ № 44, позволившие регионам вносить изменения в ранее заключенные контракты.
И город смог увеличить застройщикам авансирование с казначейских счетов с 30 до 50–70%. В итоге ни подорожание стройматериалов, ни сложности с логистикой на темпах строительства не сказались. Напротив – стройка активизировалась, а это важно, ведь любое замедление ведет к удорожанию проектов.

Сколько недвижимости введено в городе с начала года?
– Около 10 млн кв. метров, в том числе более 5 млн «квадратов» жилья. Таким образом, уже сейчас годовой план в Москве перевыполнен: он составлял 8,5 млн кв. метров недвижимости, включая 4,5 млн кв. метров жилья. Кстати, в общем объеме ввода по-прежнему очень высокая инвестиционная составляющая: 8,4 млн кв. метров, в том числе 4,5 млн «квадратов» жилья, а это более 85% всего, что сдано в эксплуатацию. Разумеется, нас только радует, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, застройщики успешно завершают свои проекты и приступают к новым.

Почему работа строительной отрасли находится в зоне особого внимания городских властей?
– Наша отрасль – драйвер развития всего города. Один рубль, вложенный в строительство, дает 5–7 рублей инвестиций в сопутствующих сферах. Одно рабочее место в строительном секторе формирует до восьми в смежных. А учитывая, что в отрасли занято около миллиона москвичей, несложно подсчитать общее количество городского населения, чей стабильный заработок напрямую зависит от темпов и объемов строительства и ввода объектов. Влияет это и на работу предприятий, поставщиков оборудования и сопутствующих материалов. К тому же строительство – самый быстрый способ раскрутки экономики, в какой бы сложной ситуации та ни оказывалась. Поэтому останавливать стройку нельзя, ее нужно стимулировать, поддерживать. Собственно, делать все то, что на протяжении 12 лет делает для нашей отрасли мэр Москвы Сергей Собянин, которому мы за это безмерно благодарны.

Москва в последние годы демонстрировала высокие темпы строительства не только жилья, но и социальной инфраструктуры. Сохраняются ли они в этом году?
– Развитие комфортной и удобной городской среды, где в шаговой доступности от жилья у людей есть все необходимое для учебы, работы, оздоровления, занятий спортом, проведения досуга, по-прежнему в центре нашего внимания. Поэтому темпы ввода социальной инфраструктуры в городе сохраняются высокие. С начала года уже введено более 80 объектов различного назначения. Так, столичную систему образования пополнили 29 детских садов и 18 школ, которые смогут принять более 17 тысяч юных москвичей, а также обеспечить рабочими местами педагогов и не только. Сдано в эксплуатацию 12 зданий для размещения учреждений лечебно-оздоровительного профиля. В их числе детские поликлиники в Войковском, Савеловском районах, в Кунцево и Южном Медведково, роддом в Коммунарке. В городе также введено 18 новых спортивных сооружений и пять объектов культурно-просветительского и рекреационного назначения.

А каковы темпы реализации программы реновации?
– Программа реализуется немногим более пяти лет и набрала хорошие темпы. В эксплуатацию введены 221 новостройка, из них 201 передали под заселение. Возводится еще 168 домов и 225 проектируется. В новые квартиры переехали 81,5 тысячи москвичей, а в целом процесс переселения охватил 96,4 тысячи человек из 568 старых домов, предназначенных под снос. 130 хрущевок уже снесли – на их месте вырастут современные новостройки с благоустроенными дворами, детскими и спортивными площадками и необходимой инфраструктурой в шаговой доступности. Кстати, учитывая многочисленные пожелания москвичей побыстрее переехать в новое жилье, мэр принял решение ускорить реализацию программы. Поэтому в ближайшие три года объемы строительства будут расти: согласно АИП на 2023–2025 годы, в этот период планируется ввод 5,4 млн кв. метров жилья, в результате в новые квартиры смогут переехать более 155 тысяч москвичей.

Столица в последние 12 лет демонстрирует рекордные темпы метростроения. Сегодня в центре внимания проект БКЛ. Какова готовность кольца?
– БКЛ – мегапроект, аналогов которому нет нигде в мире. Причем строится кольцо ударными темпами, фактически с опережением плановых сроков на год. БКЛ позволит разгрузить центральную часть метрополитена на 25–30%, а пассажиры смогут пересаживаться на нужные им радиальные ветки, не доезжая до центра города, что сэкономит им ежедневно до 30 минут в пути. 22 станции Большого кольца уже открыты. Осталось ввести в эксплуатацию девять: семь новых и две – «Каширскую» и «Варшавскую» – реконструируемые. Реконструируемые станции и четыре новые – «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики» – расположены на восточном участке БКЛ «Каховская» – «Нижегородская». А станции «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники» входят в состав северо-восточного отрезка «Савеловская» – «Электрозаводская». Работы на всех девяти станциях вступили в завершающую фазу. Общую готовность новых участков оцениваем в 90%. До конца года планируем осуществить там технические пуски поездов, чтобы в первом квартале будущего года открыть станции для пассажиров.

Москвичи и жители пригородов вот уже три года пользуются двумя маршрутами МЦД. Строятся ли новые платформы, какие работы ведутся на будущих МЦД-3 и МЦД-4?
– За прошедшие годы на маршрутах МЦД реконструировано и построено 35 платформ. Только в этом году для пассажиров открылась новая островная платформа МЦД-2 Площадь трех вокзалов. Теперь путь от метро «Комсомольская» до МЦД стал в три раза быстрее и составляет три минуты. Введена в эксплуатацию и платформа Окружная МЦД-1, где сформирован крупнейший транспортно-пересадочный узел на севере Москвы, объединивший одноименные железнодорожные станции МЦД-1, МЦК и метро, а также «Аэроэкспресс» в Шереметьево. Активизировали мы и строительство двух новых диаметров – «Ленинградско-Казанский» МЦД-3 и «Киевско-Горьковский» МЦД-4. С начала года на МЦД-4 построено два новых остановочных пункта – Минская и Печатники, реконструированы платформы Толстопальцево и Мещерская. До конца года намерены завершить реконструкцию еще одной платформы на этом направлении – Переделкино. Всего же к 2025 году планируем построить 10 новых платформ и реконструировать 38 существующих: семь – на МЦД-1, шесть – на МЦД-2, 24 – на МЦД-3 и 11 – на МЦД-4.

Как проект МЦД повлияет на развитие города?
– Маршруты МЦД проходят через зоны активного городского развития. Новые станции и платформы возводят на площадках, где формируются жилые кварталы или центры деловой активности, благодаря чему повышается доступность и привлекательность этих территорий. Запуск регулярного пассажирского движения по МЦД послужит импульсом к их развитию. Потенциал строительства в зоне «влияния» четырех маршрутов составляет порядка 23,4 млн кв. метров различной недвижимости. В 1,5-километровой зоне «влияния» станций можно возвести 13,3 млн кв. метров жилья и более 10 млн «квадратов» нежилой недвижимости. Такой объем деловой и коммерческой застройки наряду с жильем позволит создать около 1,2 млн рабочих мест.