О чем говорит дизайн-код городского пространства

О чем говорит дизайн-код городского пространства

О чем говорит дизайн-код городского пространства
О чем говорит дизайн-код городского пространства
Чем больше город, тем его оформление актуальнее для жителей. Если говорить о мегаполисе современного типа, то искусственно оформленная городская среда – это практически все, что видит горожанин. Именно поэтому качество архитектурно-дизайнерской проработки того, что мы видим на улицах, имеет огромное значение. В Москве уже десять лет действует дизайн-код, касающийся городских вывесок, – это одна из ключевых составляющих визуальной среды.

Эффект, задуманный десятилетие назад городскими властями при участии экспертов и общественников, достигнут: Москва обрела единый визуальный стиль, а значит, создает ощущение упорядоченности, защиты от хаоса. Можно сказать, что действующий сейчас дизайн-код – одновременно простой для исполнения, прозрачный с точки зрения согласования и строгий – венчает историческую эволюцию регламентов уличных вывесок в городе.

«ПО ПРИСТОЙНОСТИ»
История московского регламента относительно уличных вывесок восходит к знаменитому именному указу Екатерины II от 7 марта 1770 года – документ, в частности, регламентировал размер вывесок и их отступ от стен зданий. Не допускались вывески из недолговечных материалов – кожи, бумаги (по нынешним понятиям – баннеры). Нельзя было размещать их на заборах и оконных ставнях. А самое важное – исполнять вывески следовало «по пристойности». В частности, запрещены были «говорящие» –
то есть отображающие продаваемый товар – вывески похоронных контор и лавок с мужским бельем. О женском императрица, вероятно, не упомянула, поскольку в те времена даже французским модисткам вряд ли пришло бы в голову выставлять корсеты.
Здесь петербуржцы – знатоки истории – могут возразить: указ был написан для Санкт-Петербурга. А мы укажем: в документе прямо отмечено – «по сему поступать и в Москве».

Регламенты хорошо соблюдались в крупных городах до реформы 1861 года – а вот вторая половина XIX столетия и начало прошлого века были отмечены нарастающей хаотичностью уличных вывесок. Появились и многочисленные новые технологии – прежде всего вместо изображений стало все больше шрифтовых вывесок. Для их создания промасленный металл покрывался тонким слоем краски – похожая технология применялась в оформлении и других жестяных изделий, от чайных коробок до номеров домов. Эпоха модерна была отмечена еще большим разнообразием технологий – например, появились мозаичные и изразцовые вывески. Нарастала и хаотичность – к середине 1910-х годов многие здания центра Москвы были «по уши» закутаны в рекламные баннеры. Например, оказалось совершенно погребенным под ними здание Университетского Благородного пансиона, построенное по проекту Матвея Казакова на том месте, где сейчас стоит (и реконструируется) Центральный телеграф.

Для фирм, желавших продемонстрировать свой элитарный уровень, существовали особые технологии – например, стеклянные наборные вывески. Другие торговые дома привлекали в качестве оформителей талантливых художников – при этом был и встречный процесс: наивная живопись артельных «маляров вывесок» интересовала и вдохновляла художников-профессионалов. Достаточно вспомнить (пусть речь и не о Москве) Нико Пиросмани, для которого вывески стали и заработком, и дорогой к известности.

Во время НЭПа оформителям вновь прибавилось работы. В этом качестве попробовали себя и известные художники-конструктивисты во главе с Маяковским и Родченко. И все-таки вместе со всей страной в 1930-е годы отрасль московских уличных вывесок берет курс на унификацию. В послевоенные годы столица СССР пережила последовательно несколько технологических волн: плоские вывески заменялись газосветными (неоновыми), а затем наборными из световых коробов. Де-факто в это время можно говорить о весьма строгом дизайн-коде – только не формализованном, поскольку в формальных правилах не было нужды, оформление помещений в любом случае разрабатывалось профессиональными архитекторами с учетом сложившихся стандартов.

Новая волна «хаоса вывесок» пришла в 90-х – с потерей государственной монополии на торговлю ушел и единый на весь город «канал» оформления торговых помещений. Бесчисленные коммерческие фирмы разного – от ларька до сети супермаркетов – масштаба решали оформительские задачи каждая по-своему. И если мелкие игроки в конце 90-х все же получили дизайн-код, хотя бы районного масштаба (вспомним единообразные ряды киосков начала 2000-х), то крупным компаниям закон был не писан вплоть до начала 2010-х.

Привычным элементом пейзажа в Москве 2000-х стали зашитые в яркие баннеры и сайдинг фирменных цветов сетевые супермаркеты. Ряд оформленных таким образом магазинов на первых этажах буквально погребал под собой любую архитектуру – а над всем этим «парили» рекламные перетяжки и световые конструкции на крышах. Это было удобно торговым компаниям, но любой дизайнер назвал бы такую ситуацию антиэстетичной. А психологическое давление хаотично оформленной городской среды ощущали и неспециалисты.

ПРОСТО И СО ВКУСОМ
В 2014 году сначала в центре Москвы, а затем и по всему городу начали действовать правила дизайн-кода – о котором начали говорить специалисты еще за несколько лет до того. «Город создал условия размещения уличных вывесок на фасадах и начал жестко контролировать исполнение (просто срезать), – вспоминает социолог города Аркадий Гершман. – Сначала все приняли это за избиение малого и среднего бизнеса, а затем присмотрелись и оценили красоту – оказывается, под пластиком скрывалась архитектура!»

Основные правила размещения вывесок, действующие в Москве сейчас, весьма просты: объекты такого рода не могут размещаться выше линии второго этажа домов, заслонять декоративные элементы, двери, окна и витрины. Исключения – преимущественно для зрелищных заведений – требуют согласования в Москомархитектуре. Кстати, в последние годы эта процедура была «оцифрована», и обращаться за согласованием вывесок можно и нужно через московский городской портал mos.ru.

«Это должен быть стандарт-пропись: есть рамки, за которые нельзя вылезать, а внутри делай как хочешь, –
комментирует Аркадий Гершман. – Если же очень хочется индивидуальную вывеску вне общих правил, то получай разрешение от архитекторов. Такая система устанавливает простые правила игры и снимает лишний бюрократизм, заодно не дает затмить красоту города». 

Первоначально дизайн-код оказался непривычным для коммерсантов: еще бы, все предыдущие опыты строгой регламентации вывесок проходили в условиях фактической или даже юридической госмонополии на торговлю. Однако практически сразу выяснилось, что ничего страшного в дизайн-коде для бизнеса нет – наоборот, единообразное дизайнерское оформление улиц улучшает предпринимательский климат в городе. «Чистая городская среда привлекательнее для людей, поэтому они начинают активнее ходить по улицам, – поясняет Гершман. – Пешеходы же тратят больше средств в магазинах и кафе, чем автомобилисты, поэтому в итоге предприниматели только выигрывают. Я еще не слышал ни одной истории, чтобы бизнес закрылся после чистки фасада от пластика и лишнего визуального мусора».

МОСКВА КАК ПРИМЕР
Уже через несколько лет после внедрения дизайн-кода в Москве регламентация размещения вывесок начала применяться и в других городах. Причем не только в крупнейших и богатых – оказалось, что дизайн-код имеет смысл в городах разного масштаба. Общеизвестный пример в России – Рыбинск, где в историческом центре размещаются стилизованные под начало ХХ века (вплоть до дореформенной орфографии) вывески, за которыми вполне современные ретейлеры. Это стало своеобразной рекламой города как туристической локации и привлекло в Рыбинск дополнительных гостей, а значит, и доход. Напротив, в некоторых крупнейших мегаполисах, где, казалось бы, в первую очередь нужно ориентироваться на апробированные в столице решения, проявляется очевидное отставание.

В частности, именно так происходит в Санкт-Петербурге. «В центральной исторической части скапливается основной поток туристов, – отмечают в профильном исследовании научные сотрудники Политехнического университета им. Петра Великого Анна Танина, Мария Рохлой и Дмитрий Родионов. – Но большой процент улиц в этой части подвержен визуальному шуму, что снижает эстетический облик города. Размещение рекламных объявлений, вывесок и других элементов внешнего оформления улиц и зданий не регламентировано с точки зрения визуального восприятия, соответствия облику исторических зданий и др. Это связано с тем, что в Санкт-Петербурге нет установленного дизайн-кода для исторической части города». При этом попытки ввести, по крайней мере в историческом центре города, такой дизайн-код предпринимаются уже несколько лет.

В частности, упорядочение вывесок наблюдалось в 2018 году, перед чемпионатом мира по футболу. Стоит надеяться, что – как и в других крупнейших городах страны – дизайн-код в итоге будет не просто введен, но станет неукоснительно соблюдаться. Опыт Москвы показывает, что эта мера имеет не только эстетическое, но и самое что ни на есть практическое значение.