Началась реставрация знаменитого дома архитектора Константина Мельникова

Началась реставрация знаменитого дома архитектора Константина Мельникова

Началась реставрация знаменитого дома архитектора Константина Мельникова
Началась реставрация знаменитого дома архитектора Константина Мельникова
Здание в Кривоарбатском переулке напоминает пчелиные соты, поэтому многие москвичи и стали называть его ульем. Через несколько лет экспериментальному дому исполнится 100 лет, он нуждается в обновлении. Картины, мебель, все предметы интерьера уже находятся в специальном хранилище, а во дворе дома талантливого архитектора соорудили реставрационный городок.

Всемирная слава дома стала распространяться с момента его возникновения в 1929 году. Выбрав небольшой участок в переулке, архитектор Константин Мельников, к тому времени уже прославившийся рядом работ – двумя павильонами (на Сельхозвыставке в Москве и объектом с названием «Махорка» на Всемирной выставке Париже), Бахметьевским и Ново-Рязанским гаражами, – мог себе позволить обратиться в Моссовет с идеей опробовать новый способ жилищного строительства. Власти не отказали. Тем более что экспериментировать автор собирался на собственные средства.

Будучи приверженцем модного в 1920-е годы стиля конструктивизм с его тяготением к простым, даже упрощенным геометрическим формам, архитектор принял более радикальное решение, придав форме объекта цилиндрическую форму. А точнее, вписав два цилиндра друг в друга. Необычными оказались и окна: Мельников рассчитал, что придуманные им шестигранники позволят сэкономить на кирпиче, из которого выполнены стены. Часть пустот в ходе стройки были заложены, а часть стала фирменным знаком дома – окнами, напоминающими пчелиные соты. Несущую функцию в этом здании выполняют кирпичные стены. Кирпич, выложенный особым образом, позволил распределить нагрузки по всей стене и исключить потребность в колоннах. Уникальными стали перекрытия между этажами, выполненные из деревянного теса, поставленного на ребро. Образованная таким образом единая плита-мембрана не требовала размещения опор внутри этажей. Пространства каждого уровня дома можно перепланировать как угодно. Когда работы стартовали, выяснилось, что на участке когда-то находился объект с подвалом. Так что подвал сооружать не пришлось. В нем Мельников разместил технические помещения –
мастерскую и тепловой «узел» будущего дома.

Удивляют и некоторые «коммуникативные опции» – например, приспособления в виде акустических трубок в стенах. С помощью своеобразного «внутреннего телефона» членам семьи можно было общаться, даже находясь на разных этажах дома! А эксплуатируемая крыша предвосхитила решение, которое входит в наш обиход только сейчас. Анна Кистанова, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, рассказывает: «Однажды к нам в музей позвонили и сказали, что надо принять 100 молодых архитекторов из Уругвая. Мы, конечно, заволновались, учитывая ограниченный режим посещений.
С момента открытия дома-музея в 2014 году он работал пять дней в неделю, принимая не более пяти человек в день. Уругвайцев мы все-таки приняли, чередуя группы одна за другой. Когда делегация прибыла в Кривоарбатский переулок, мы спросили, что за острая необходимость, приехав из Южной Америки, увидеть именно этот памятник архитектуры? На что те ответили: «Преподаватели в университете сказали – приедете в Москву, посмотрите в первую очередь дом Мельникова». Дом архитектора Константина Мельникова дождался начала реставрации. Все работы планируется завершить ориентировочно до 2026–2027 годов.

«Сделать объект еще лучше, приспособить его под новые функции – такая задача перед нами не стоит. Нам предстоит сохранить его аутентичность с минимальным вмешательством, включая все детали и мелочи, например, разводку труб и инженерных сетей, даже «родовые трещины», – рассказала Елизавета Лихачёва, председатель Наблюдательного совета, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. По ее словам, конструктив дома будет восстанавливаться на период 1929 года, внутренняя отделка – на 2006 год, когда умер сын архитектора, художник Виктор Мельников, проживавший в доме. Воссоздан будет авторский цвет стен, например, в спальне – из смеси штукатурки и мраморной крошки. По словам Елизаветы Лихачёвой, весь процесс реставрации будет максимально открытым. В работе совета принимают участие все потомки Константина Мельникова. Его правнучка, архитектор-реставратор Наталья Мельникова, будет вести технический надзор.