Музей архитектуры имени Щусева представляет уникальную выставку

Музей архитектуры имени Щусева представляет уникальную выставку

Музей архитектуры имени Щусева представляет уникальную выставку
Музей архитектуры имени Щусева представляет уникальную выставку
Посетители познакомятся с самым таинственным периодом древнерусского зодчества. Выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного» посвящена шедеврам архитектуры XVI века. Часть памятников, истории которых посвящена экспозиция, сохранились до наших дней. Куратор выставки, ученый секретарь музея Юлия Ратомская рассказала «Московской перспективе», почему нельзя пройти мимо этой премьеры сезона.

Это первая экспозиция, посвященная данному периоду. Ранее основное внимание исследователей фокусировалось на предыдущем этапе – конце XV и первой трети XVI века. В тот промежуток был построен Кремль. В строительстве участвовали как псковские мастера, так и итальянцы, представившие свое видение архитектуры, что и оказало влияние на развитие древнерусского зодчества.

ИНТЕРЕСНОЕ НАСЛЕДИЕ
Главный памятник эпохи Ивана Грозного – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, он же храм Василия Блаженного.
«Это символ и древнерусской архитектуры, и Древней Руси. Остальные памятники того периода, к сожалению, мало привлекают к себе внимание. Это при том, что тот период невероятно интересный. Поводом для создания экспозиции стали многочисленные накопленные сведения и связанные с произведениями грозненской архитектуры открытия, позволяющие совершенно по-другому посмотреть на это время, многогранно представляя его в исторической перспективе», – объясняет интерес организаторов выставки Юлия Ратомская.

Отправной точкой, заставившей задуматься о формировании экспозиции, стала книга профессора Андрея Баталова «Собор Покрова на Рву: история и иконография архитектуры». Ранее этот же исследователь издал книги «Сакральное пространство средневековой Москвы» и «Церковь Вознесения в Коломенском». Оба этих архитектурных памятника будут в эпицентре внимания посетителей экспозиции.

«Андрей Баталов изучает этот исторический промежуток на протяжении десятилетий. Благодаря его трудам наконец поняли датировку многих памятников. Таких как церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, построенной в 1560–1570-е годы. Она не имеет летописной датировки, но ее формы и архитектурные особенности дают возможность скорректировать неправильное представление о времени строительства, сложить все в связный рассказ, чтобы представить весь генезис и историю формирования замыслов грозненского времени», – объясняет собеседница.

Дополнительным источником, рассказывающим историю строительства и перестроек собора Покрова на Рву, изменений его внутреннего убранства второй половины XVI – начала XVII века стали работы архитектора-реставратора и художника, члена Творческого союза художников России Владислава Рябова, много лет изучавшего памятники этого периода.

В ШЛЯПЕ И КОРОНЕ
Начнется экспозиция с показа фрагмента немого дореволюционного фильма по мотивам оперы Римского-Корсакова «Псковитянка», где Ивана Грозного играет Федор Шаляпин. «В первом зале посетителей встретит фреска XVII века с образами Ивана Грозного и сына его Федора Ивановича. Тем самым мы обозначим, что облик Ивана Грозного – это тоже тайна. Большинство его прижизненных изображений – это гравюры в книгах иностранных путешественников. И исследователи склонны считать, что это гипотетические представления о его внешности. Например, одна из гравюр показывает его одновременно в шляпе с меховыми полями и в короне. Видимо, так в понимании иностранцев должен выглядеть российский царь», – рассказывает Юлия Ратомская.

ШАТРОВЫЕ ХРАМЫ
Часть экспозиции посвятили главным памятникам предшествующего периода, чтобы показать храмы, в которых Иван Грозный молился и причащался, которые воспитывали его вкус как будущего заказчика. Здесь акцент сделан на первой шатровой церкви Вознесения Господня в Коломенском. Основная часть выставки показывает, насколько разнообразно было зодчество эпохи Ивана Грозного, об особенностях многопридельных храмов, как развивались шатровые храмы, которые ни разу не повторились.
Отдельный зал посвящен разрушенному более 200 лет назад пятишатровому Борисоглебскому собору в Старице, построенному в 1556–1561 годах.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЗАГАДКИ
Есть и артефакты, представляющие настоящую архитектурную головоломку. Например, керамическая опоясывавшая собор храмозданная надпись Борисоглебского храма, остатки букв которой находили в ходе раскопок как в ХХ веке, так и в ХХI. Но самая главная тайна этого собора – сохранившиеся керамические иконы «Распятие» и «Спас Нерукотворный».
«Эти прекрасные иконы свидетельствуют, что существовала уникальная керамическая мастерская, где создали такие шедевры. По технико-технологическим особенностям этих икон можно с уверенностью говорить, что в их создании участвовали западноевропейские мастера, стиль этих произведений говорит о присутствии европейской традиции», – отмечает Юлия Ратомская.

Уникальный керамический декор украшает шатер собора Покрова на Рву. На выставке представлены два фрагмента керамической храмозданной надписи этого собора, которая, и это точно установлено, появилась там спустя более ста лет после постройки. Исследователей терзает вопрос: почему ее не установили на фасадах этого храма изначально? Добавляет интриги и обнаруженная в интерьере центрального объема в середине ХХ века первоначальная живописная храмозданная летопись.
«Одновременное существование двух таких надписей – это нонсенс», – отмечает куратор выставки. Эти и другие архитектурные ребусы посетители попробуют разгадать на выставке «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», которая будет работать в Музее архитектуры имени Щусева до середины мая.