«Моспроект-3»: передовые технологические решения для ускоренного развития транспортных систем

«Моспроект-3»: передовые технологические решения для ускоренного развития транспортных систем

«Моспроект-3»: передовые технологические решения для ускоренного развития транспортных систем
«Моспроект-3»:  передовые  технологические  решения для ускоренного  развития транспортных  систем
За последние 11 лет Москва сделала колоссальный рывок в инфраструктурном развитии: рекордными темпами расширена сеть метрополитена, появились новые транспортные системы – Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД), резко увеличена сетка автомобильных дорог. В основе успеха – талант московских инженеров, которые обеспечивают градостроительные мегапроекты качественными передовыми технологическими решениями.

По прогнозным исследованиям начала 2010-х годов российскую столицу в течение 15 лет ждал настоящий транспортный коллапс, и тогда в мэрии разработали решительные меры – обеспечить дополнительные точки роста разветвленной транспортной системой. «Новая городская транспортная система включает обширную дорожную сеть, метро и железнодорожную инфраструктуру. Ее создание означает новый этап в истории Москвы. Не на сегодня, на десятилетия вперед формируется новый транспортный каркас, новые хордовые магистрали, новая дорожная сеть», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
За прошедшие годы открыто 90 станций метро и МЦК, запущено движение по первым двум маршрутам МЦД, проложено свыше 1000 км дорог, на которых возведено более 530 искусственных сооружений и пешеходных переходов, в том числе реконструировано и построено 15 вылетных магистралей общей длиной почти 370 км, модернизировано 18 развязок на МКАД. Это колоссальный результат, однако дался он очень нелегко.

Недаром строительство в плотно застроенном и находящемся в постоянном движении мегаполисе сравнивают с операцией на живом сердце. Для решения задач транспортного строительства городу потребовались уникальные инженерные решения. На эту работу мобилизовали лучшие силы, сложные участки определили специалистам городской группы компаний «Моспроект-3».
Холдинг, созданный на базе трех старейших проектных институтов, в своем сегодняшнем виде сформирован в ответ на те вызовы, которые возникли перед Москвой 11 лет назад. Инженеры ГК «Моспроект-3» приняли участие в реализации ключевых проектов – метростроения, дорожного строительства, а также комплексного развития территорий. «Беспрецедентные градостроительные проекты последнего десятилетия позволили нам стремительно развить компетенции в инфраструктурном строительстве. Сегодня наша команда опирается на знания советской инженерной школы – одной из самых лучших в мире, адаптирует этот опыт под современные реалии и актуальные потребности заказчика, разрабатывает совершенно новые технологии, которые не только эксклюзивны для отечественной индустрии, но и часто не имеют аналогов в мире», – рассказала генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова.

Настоящим мегапроектом мирового уровня стало строительство новых линий и станций Московского метрополитена. Невиданная по масштабам программа метростроения, развернутая в 2010 году, стала для холдинга площадкой по разработке и внедрению передовых технологий. Так, например, инженеры ГК «Моспроект-3» разработали проектные решения для строительства станций глубокого заложения (около 60 метров) в неустойчивых грунтах, таких как «Окружная» и «Верхние Лихоборы». Другой пример: решение специалистов холдинга позволило справиться с проблемой притока грунтовых вод при строительстве станции «Аминьевская». На площадке в самой нижней точке строительства установили иглофильтры, и в течение всего времени возведения станции велась откачка воды – около 15 кубометров в час. Важной составляющей инновационного подхода к проектированию объектов метро стало применение технологий информационного моделирования. Впервые BIM использован инженерами ГК «Моспроект-3» в проекте уникального наземного участка Сокольнической линии на территории Новой Москвы.
И если на красной ветке эти методы применялись фрагментарно, для решения специальных задач, то станции 13-километрового участка Троицкой линии от «Новаторской» до «Мамырей» стали первыми в России, полностью запроектированными в цифровой среде. Например, для станции «Улица Генерала Тюленева», которая «зажата» проезжей частью и жилой застройкой, оказалось невозможным использовать типовой проект. Применение ТИМ позволило вписать станционный комплекс в стесненные городские условия и рационально разместить все необходимые инженерные системы.

Стоит отметить, что помимо инженерных решений специалистами ГК «Моспроект-3» разработаны и интересные архитектурные идеи. Так, Южный участок Большой кольцевой линии – первый, где в отделке станций использован искусственный камень – кварцевый агломерат. Он дает возможность придумать и использовать любой цвет, который невозможно найти в природе. Но наряду с этим искусственным материалом специалисты ГК «Моспроект-3» нашли новое применение и натуральному камню – при облицовке стен вестибюля и наклонного хода эскалаторов на станции «Воронцовская» использовали белый полоцкий мрамор. Это особый материал, поскольку он устойчив к внешнему воздействию и долго сохраняет белизну благодаря низкому содержанию железа. Обращает на себя внимание тот факт, что при оформлении станций юго-западного участка БКЛ «Аминьевская», «Проспект Вернадского» и «Мичуринский проспект» специалистами применены сложные математические вычисления. Это обусловлено тем, что данный отрезок кольца создается в совершенном новом для московского метро стиле параметрической архитектуры. Напомним: параметризм – это своего рода «новая математика»: на смену классическим геометрическим фигурам и прямым линиям приходят динамические элементы, реализованные в программах трехмерного моделирования. Например, пиксельный потолок станции «Проспект Вернадского», который имитирует космическую сферу, собран с помощью метода случайных чисел, а на станции «Мичуринский проспект» в стиле параметризма создан множественный орнамент потолка в виде лепестков и иероглифов.

Не менее «тонкой настройки» требуют и проекты строительства дорог, тем более если впервые за четверть века предстоит построить новую вылетную магистраль. Так, по проекту ГК «Моспроект-3» на западе столицы появился проспект Генерала Дорохова. Отметим, за этот объект холдинг получил награду «Лучший реализованный проект 2020 года». Кроме того, по проектам группы компаний сейчас строятся еще две городские магистрали – дублер Люблинской улицы и Северный дублер Кутузовского проспекта. Для реализации последнего инженеры создали масштабную цифровую модель местности, включающую рельеф и существующие коммуникации на площади 320 га. Однако основным проектом развития улично-дорожной сети Москвы остается строительство системы хордовых магистралей – Северо-Западной, Северо-Восточной, Юго-Восточной хорд и Южной рокады. Предполагается, что эти магистрали улучшат транспортную доступность 73 районов Москвы, свяжут между собой вылетные магистрали, снизят загруженность межрайонных дорог и Третьего транспортного кольца с МКАД.

Надо сказать, что опыт и знания специалистов холдинга, их профессионализм и квалификация оказались востребованы и для решения этих проблем. Именно по проектам ГК «Моспроект-3» проложено две трети Северо-Восточной хорды, в том числе Бусиновская развязка, а в настоящее время продолжается строительство финального участка от Ярославского до Дмитровского шоссе. В составе этого отрезка возводится эстакада длиной 2,4 км над путями МЦК, а также Савеловского и Октябрьского направлений железной дороги. Уникальные условия участка потребовали от инженеров разработки нестандартных решений – возведения протяженного пролетного строения над путями МЦК без остановки движения поездов.
«В условиях дефицита свободных территорий в мегаполисе новые дорожные объекты приходится тщательно вписывать в городскую ткань. Например, мы максимально используем земельный ресурс вдоль железных дорог, роль которых в Москве кардинально пересмотрена. По железнодорожным путям, интегрированным в систему городского транспорта, сегодня осуществляются пассажирские перевозки в тактовом режиме. Для минимизации воздействия на движение поездов и автомобильный трафик наша команда использует различные методы надвижки конструкций и их навесной сборки», – рассказала генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова.

Одновременно с этим продолжается строительство Юго-Восточной хорды. Плотная городская застройка и сложные геологические условия заставили инженеров ГК «Моспроект-3» и здесь прибегнуть к нестандартным решениям. К примеру, на одном из участков в районе Волгоградского проспекта Юго-Восточная хорда дважды пересекает Курское направление железной дороги, в двух местах проходит над тоннелями строящегося Большого кольца метро и дважды пересекает открытый участок Таганско-Краснопресненской линии. Все эти особенности нашли отражение в проектных решениях: так, чтобы уменьшить шумовое и вибрационное воздействие на окружающую застройку, специалисты прорабатывали фундаменты отдельно каждой опоры.
Успех грандиозных градостроительных проектов Москвы и не менее амбициозные планы по развитию транспортной системы российской столицы позволяют инженерам с уверенностью смотреть в будущее. «Уже в 2024 году мы планируем завершить формирование современного единого транспортного каркаса Москвы. К этому времени будут достроены Большая кольцевая линия метро, открыто движение по маршрутам МЦД-3 и МЦД-4, а также запущена система скоростных хордовых магистралей. Все это кардинально изменит транспортную ситуацию в городе, снизит загруженность дорог и улучшит транспортную доступность десятка городских районов», – отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Теги: #