Комплексное развитие территорий и его важность для Москвы

Комплексное развитие территорий и его важность для Москвы

Комплексное развитие территорий и его важность для Москвы
Комплексное развитие территорий и его важность для Москвы
Сегодня ржавый пояс Москвы – это место концентрации новых общественно-деловых пространств, производств, интересных решений в домостроении. Cегодня депрессивные территории превращаются в точки роста и удивляют не только простых москвичей, но и экспертов отрасли.

Программа комплексного развития территорий (КРТ) стартовала в столице в 2020 году. В столице 188 промзон, которым власти мегаполиса ищут новое применение. В частности, на этих территориях должно появиться 14,5 млн кв. метров жилья, 4 млн из них построят по программе реновации. Еще 6 млн кв. метров займут производства, а более 14,5 млн кв. метров – общественно-деловые объекты. Проекты находятся на разных стадиях реализации, а общая площадь участков – около 2,45 тыс. га. Что на них строят и какие проекты достойны внимания?

«На территории города уже сформировано большое количество отличных примеров реорганизации промышленных территорий. В частности, можно выделить проект ММДЦ «Москва-Сити», созданный на территории бывшей каменоломни в Пресненском районе и ставший визитной карточкой города», – считает исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. Этот проект создал в России индустрию высотного строительства и вывел Москву в ряд мировых столиц с современными деловыми центрами.

Точкой развития и смыслообразующим ядром КРТ может стать не только производственный комплекс или бизнес-квартал, но и развлекательная недвижимость. Самый интересный проект реорганизации обширного городского пространства реализуется в Нагатинской Пойме, где создается рекреационный кластер федерального уровня. Его доминанта – крупнейший в Европе крытый парк развлечений «Остров мечты», включающий помимо аттракционов торговый променад и многофункциональный киноконцертный зал «Москва».

Практически во всех проектах КРТ предусмотрено возведение жилой застройки. В некоторых случаях она может стать главной составляющей обновляющейся территории. Так происходит в районе бывшего завода «Серп и Молот» и на бывшей территории лакокрасочного завода НПФ «Спектр-ЛК» на 2-й Звенигородской улице. Что касается редевелопмента устаревшей индустриальной недвижимости, то она тоже получает вторую жизнь в современном городе. Яркий пример тому – фуд-корт «Депо» на территории бывшего трамвайного депо.

Каждый проект по-своему уникален. Наверное, поэтому аналитики называют разные промзоны в качестве положительных примеров освоения территорий. Среди них дизайн-завод «Флакон», ЦСИ «Винзавод», «Сириус Парк» и, конечно, территория ЗИЛа, где строятся жилые кварталы, деловые центры, парки, спортивный кластер. В этом году здесь запущено производство обновленных автомобилей «Москвич». По сути, на месте пустовавшей промзоны создается настоящий «город в городе». Потенциально неплохие перспективы могут сложиться у промзоны в Некрасовке. За счет более эффективного использования возможностей тех производственных и научно-исследовательских центров, непосредственно примыкающих к промзоне. «На фронтире востока столицы может появиться полноценный агротехнологический кластер. Его точкой сборки может выступать научно-инфраструктурная база Федерального исследовательского центра картофеля им. А.Г. Лорха», – считает старший научный сотрудник НИФИ Минфина России Ринат Резванов.

Не секрет, что на территориях бывших промзон не самая хорошая экология. Но и этот вопрос решаем. Владислав Преображенский замечает, что реабилитация земельного участка проходит по общегородскому стандарту. Он подразумевает восстановление прежних и создание новых природных озелененных территорий общего пользования. «Для поддержки микроклимата при реорганизации индустриальных районов застройщиков обязали следовать нормативам: озеленение территорий общего пользования должно высчитываться из формулы – на одного человека свыше 14 кв. метров озеленения, а пешеходная доступность сквера, бульвара или сада не должна превышать 400 метров», – комментирует основатель компании Botanicals Полина Евсеева.

На территориях бывших промзон ведутся мелиоративные работы, предполагающие удаление загрязняющих веществ, восстановление качества воды и почвы. После реорганизации «промки» экологические параметры территории становятся существенно выше. Разумеется, это обходится инвесторам в копеечку. Только на вывоз грунта, в котором могут присутствовать промышленные отходы, и рекультивацию могут тратиться сотни миллионов рублей. За красивой картинкой скрывается ящик Пандоры. «Основная проблема, с которой сталкиваются застройщики при редевелопменте, – это оформление прав на земельный участок, разрешение на строительство, консолидация всех собственников. А на отмену и пересогласование санитарно-защитных зон от соседних предприятий и зданий могут потребоваться годы», – перечисляет коммерческий директор Концерна «РУСИЧ» Эдуард Гусар.

Впрочем, если все эти вопросы имеют перспективу решения, то долгосрочные инвестиции в недвижимость, скорее всего, принесут масштабируемую прибыль. Программа реорганизации рассчитана на несколько десятилетий и охватывает все территории столицы, требующие более эффективного использования. Некоторые участки пока не реализованы на аукционах и ждут своих инвесторов.

О возрождении столичных кинотеатров можно почитать здесь.

О том, почему набирают популярность столичные дома культуры, читайте тут.

Теги: #