Как остекление домов сохраняет на себе отпечаток эпохи

Как остекление домов сохраняет на себе отпечаток эпохи

Как остекление домов сохраняет на себе отпечаток эпохи
Как остекление домов сохраняет на себе отпечаток эпохи
Об истинном возрасте женщины, как принято считать, говорят ее руки. О возрасте, а точнее, о времени постройки любого дома можно достаточно надежно судить по окнам (если, конечно, не было «пластических операций» с прорубанием новых отверстий в фасаде, но и тогда знаток может многое определить по косвенным деталям). Именно поэтому краеведы так ревностно относятся к расстекловке исторических зданий, а реставраторы стремятся ее сохранить. Технология изготовления окон, таким образом, несет на себе отпечаток эпохи строительства дома — и это правило действует по сей день.

Самых древних типов окон – волоковых (отсутствующий фрагмент в бревенчатой стене), косящатых (красных) – небольших, затянутых бычьим пузырем либо слюдой, – в Москве, конечно, не сохранилось. Хотя слюдяные – богатые, из допетровских палат разных мест Центральной России – все-таки можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское». А по отреставрированным палатам XVI–XVII веков можно легко представить себе их размер: по понятиям последующих столетий эти окна совсем крошечные. Недаром именно допетровские оконницы чаще всего растесывали, перестраивая старинные дома в последующие столетия.

Окна европейского типа – столярные с вставными стеклами – распространились в московских каменных палатах чуть раньше рубежа XVII–XVIII веков, но по-настоящему массовыми стали лишь век спустя. Дворцы московского барства щеголяли друг перед другом площадью остекления – чем больше, тем внутри светлее, а снаружи «почетнее». Из дворцов того периода до нас в оригинальном состоянии дошли дом-«комод» Апраксина–Трубецких (Покровка, 22), дом Пашкова, где сейчас размещается ряд отделов Российской государственной библиотеки, и Кусково и Останкино графов Шереметевых.

Как выглядели окна в домах 250-летней давности – можно увидеть именно на этих дворцах: мелкие, по нашим понятиям, стеклянные прямоугольники сплетаются в громадные по общей площади окна. Это значит, что стекольное производство еще не достигло уровня изготовления стекол большой площади, а вот искусные столяры, до которых и нынешним мастерам порой тянуться и тянуться, – имелись. Климатические особенности России тоже учитывались – были дополнительные зимние рамы в жилых помещениях. А вот какими были окна в домах рядовых москвичей, мы толком не знаем. Скорее всего, к началу XIX века уже стеклянными, но незначительной площади.

На протяжении позапрошлого столетия шла та самая индустриальная революция, о которой мы говорим каждый раз, когда заходит речь о стилевом развитии архитектурных элементов. При сохранении основы – двойных столярных рам со стеклами – с каждым десятилетием росла допустимая для промышленности площадь одного стекла (значит, сами стекла становились дешевле, а расстекловка крупнее). Поэтому, скажем, если до середины XIX века наиболее популярными среди парадных окон были восьмистекольные (два верхних «квадратика» – фрамуга, а шесть нижних – распашная рама), то затем в ходе ремонтов створки могли сделать из шести- четырехстекольными. Так что если на старом доме мы видим два «квадратика» фрамуги сверху и четыре длинных стекла снизу, скорее всего, это плоды такого ремонта…

К концу XIX века технология производства стекла дошла до той точки, при которой количество (то есть дешевизна стекла) переходит в качество. Хотя ординарные окна городских домов оставались прежними (цельная фрамуга и под ней створки, каждая из одного или двух стекол), в области окон парадных произошла революция. Витрины «Мюра и Мерилиза» (ныне ЦУМ) или парадное окно особняка Дерожинской Федора Шехтеля (ныне посольство Австралии в Кропоткинском переулке) способны удивить площадью остекления и сейчас, а уж сто с лишним лет назад казались чем-то невероятным.

Одновременно сложная форма и гигантская площадь остекления, характерная для особняков и доходных домов русского модерна (да и не только – стоит взглянуть хотя бы на неоготический Электрозавод и его окна), сменилась примитивными формами и экономией материала в 1920-х. Да, проекты конструктивистов подразумевали большие остекленные поверхности, но составляли эти поверхности из мелких, по меркам модерна, и простых элементов. Так дешевле. Да и парадные сталинские дома, которые последовали за конструктивизмом, брали количеством стандартизированных и не таких уж крупных окон, а никак не размером и формой каждого из них. Эксплуатация должна быть экономной. Следующий качественный скачок оконных технологий пришел вместе с индустриальным домостроением: в московских домах, начиная с пресловутых хрущевских пятиэтажек, появились стеклопакеты. Правда, тогда их еще не называли этим словом – просто два слоя остекления, соединенных в общую раму (и развинчивавшихся для промывания изнутри). Для жилых домов эти стеклопакеты первого поколения были деревянными – тогда это за отсутствием пластиковых не казалось преимуществом, а в общественных зданиях оконные переплеты такого рода выполняли из алюминия. Выглядело это великолепно, однако хроническое «недоуплотнение» создавало столь же хронические сквозняки.

На этом этапе с московских окон начали массово исчезать форточки. В некоторых стеклопакетах первого поколения они все же сохранялись, но куда чаще заменялись на сдвижные верхушки стекол или вовсе упразднялись. Сейчас стеклопакеты – уже на новом уровне – стали универсальным средством для заполнения оконных проемов в зданиях любого возраста. Даже в недавно отреставрированном доходном доме Тюляевой на улице Забелина двойные рамы сделаны идентичными натуральным, но из однокамерных деревянных стеклопакетов – а иначе не обеспечить современную энергоэффективность с минимальными эксплуатационными затратами. Что уж говорить о массовых домах советской постройки.

Но в высотных, парадных общественных зданиях по-прежнему, как и в эпоху модерна, идет своеобразная выставка новых технологий остекления. Причем в расчет берется уже не только внешний вид фасадов, но и – это очень важно – энергоэффективность. Окна должны летом защищать от солнца, а зимой снижать теплопотери. Материалы для этого тоже подбираются современные – мультифункциональные архитектурные стекла с солнцезащитными и энергосберегающими свойствами. «Одним из трендов в архитектуре стекла является создание индивидуальных и узнаваемых объектов, – говорит Роман Милюков, директор по архитектурным проектам Larta Glass. – Такие объекты не только демонстрируют технические возможности стекла, но и отражают характер и функционал зданий. Новые технологии позволяют придавать стеклу особые свойства и создавать необычные поверхности, контуры и формы: конические, сферические и свободные 3D-формы, а также изменять углы и края, вводя изогнутые линии».

Итак, современные решения в области окон и остекления – энергоэффективны. А также индивидуальны и узнаваемы: мировыми достопримечательностями стали фасад Эльбской филармонии в Гамбурге, сфера «Нур Алем» в Астане. В Москве не меньшей индивидуальностью отличаются отель Hyatt Regency Moscow – Petrovsky Park, жилой комплекс «Малая Ордынка, 19» и некоторые другие объекты. «Увеличенная площадь окна и структурные фасады – это еще один тренд в архитектуре стекла, который приобретает все большую популярность, – отмечает Роман Милюков. – Благодаря современным технологиям стеклоизделия, отвечающие нормам энергоэффективности, могут быть изготовлены в больших размерах: длина самого большого цельного окна, которое попало в Книгу рекордов Гиннесса, составляет 17 метров».

В Москве отличный пример современной работы со стеклом – кластер «Ломоносов» общей площадью остекления более 35 тысяч кв. метров. «По задумке авторов проекта, «Ломоносов» должен выражать движение вверх и стремление к полету, – продолжает Милюков. – Это удалось благодаря динамичному дизайну с комплексными архитектурными решениями, основным из которых является стеклянный фасад. Он придает массивному зданию легкость и гармонию с городской средой. Форма кластера напоминает крылья, поэтому стекло – самый подходящий материал для фасада, так как оно отражает «воздушность». При этом при остеклении использовалось стекло увеличенного формата».

Напыление может сделать стеклянные поверхности и металлизированными (бронзовое остекление домов на проспекте Академика Сахарова или голубое «Экспоцентра»). Но такие решения – скорее дань довольно-таки быстротечной моде. Более же нейтральные тона напыления (как естественный, т.н. нюдовый макияж) позволяют добиваться нужных эффектов, не эпатируя зрителя. Таковы перечисленные новые объекты, а также новые корпуса МГТУ им. Баумана, «Искра Парк» и другие современные здания Москвы.

Что же касается ординарных окон тысяч московских новостроек, то они выполняются по тщательно выверенной, с микронными допусками, индустриальной технологии. Это позволяет им быть прежде всего высокофункциональными объектами (в высотных зданиях отмерла функция открывания окон, так как из-за значительной силы ветра на высоте открывать их было бы небезопасно). А шедеврами столярной работы разных эпох мы продолжаем любоваться на исторических зданиях – ведь каждый тип рамы и расстекловки четко соответствует определенной эпохе.

[Экспертное мнение: Юрий Коган, коммерческий директор OCTOBER GROUP]

"Современные бесшовные технологии позволяют создавать панорамное остекление любой сложности и формы. Так, визитной карточкой Stories на Мосфильмовской станет уникальное панорамное остекление – более 40% площади фасадов, а это 8471 кв.м, будет выполнено из светопрозрачных элементов. 

Для создания панорамных окон выше второго этажа используются витражи шириной 1600–3340 мм, высотой от 2400 до 3150 мм. В условиях резких перепадов температур, актуальным становится сохранение тепла в квартирах. Важно отметить, что приведенное сопротивление теплопередаче стеклопакетов – R0. 

Сочетание фасадов из терракоты и бесконечности окон делают проект похожим на круизный океанский лайнер, рассекающий зеленые просторы Мосфильмовской улицы."