Как инновационная промышленность формирует облик города

Как инновационная промышленность формирует облик города

Как инновационная промышленность формирует облик города
Как инновационная промышленность формирует облик города
Наряду с жилыми, культовыми и общественными зданиями, при постройке которых обычно формулируется задача «сделать красоту», во все времена в городах существовали здания промышленные. Единственная функция которых – производить продукт и генерировать прибыль. Их архитектура всегда утилитарна, но если речь идет об инновационном производстве, иногда эта утилитарность сама по себе становится эстетичной. За века своего существования Москва собрала замечательную «коллекцию» таких новаторских промышленных зданий разных эпох.

Как правило, специальной эстетической задачи при постройке «прома» заказчик перед архитектором не ставит. И очевидно, почему: себестоимость промышленных зданий высока, а «покупать» красоту фабричных корпусов некому. Это в жилом доме (неважно, доходном или продаваемом поквартирно) эстетика – часть товара, в некрасивом доме люди могут не захотеть жить. О храме, театре, административном здании и разговора нет: за некрасивое строение такого рода головы не сносишь. А фаб-
рика – иное дело: даже будущего покупателя или арендатора, как и заказчика, эстетика волновать не будет. Таким образом, эстетика промышленных зданий – на совести архитектора. И определяется ровно двумя факторами. Во-первых – принятыми в данную эпоху стандартами оформления зданий (на рубеже XIX–XX веков, скажем, богато декорировали всё, вот и фабричные корпуса стали «дворцами»). А во-вторых, стремлением самого автора сделать проект красивым – известно ведь, что в строи-
тельстве, как и в авиации, некрасивое не работает. Так и получается, что промышленные здания, предназначенные для инновационных производств, обычно несут на себе отпечаток архитектуры своего времени – но при этом могут стать уникальными за счет приспособления к тому или иному технологическому процессу.

РАБОТА С ЛЮДЬМИ
Старейшее из сохранившихся в Москве промышленных зданий – cтарый Печатный двор, палаты 1620 года постройки, сохранившиеся внутри квартала Историко-архивного института (РГГУ) на Никольской. Отсчет его истории можно вести со времен Ивана Федорова – именно в этом квартале были созданы первые печатные книги на русском языке, – но для нас это не имеет большого смысла: здания много раз горели, и старейшее из сохранившихся датируется первой третью XVII века. Старый Печатный двор – отличная иллюстрация того, как выглядело здание тех времен, построенное для высокотехнологичного производства. Мы знаем, что в этой палате разместили семь печатных станков. Оборудование было дорогим и трудновоспроизводимым, поэтому цифра на самом деле внушительная. Но все равно – двухэтажная большая палата для семи станков? 

Фокус же в том, что к станкам «прилагался» штат в 80 человек. Иными словами: при том уровне технологий, который существовал в XVI–XVII веках, любое организованное производство требовало большого скопления людей. Стало быть, промышленное здание и строилось прежде всего для людей, а не для машин. Своя специфика, конечно, была – в зависимости от характера производства: в те же времена Пушечный двор был устроен совершенно иначе, чем Печатный (а главное – вынесен подальше от центра как пожароопасное производство). А престижный Печатный получил палаты, оформленные по высшему разряду. И то сказать: типографию посещали высокие особы, как духовные, так и светские. Стало быть, и Двор должен быть представительным. Добавим, что утилитарных деревянных построек на Печатном дворе тоже было изрядно, они горели, а потом – в начале XIX века – были заменены ныне существующими корпусами Синодальной типографии, в которых размещается Историко-архивный институт.

ВОДА И ЛОГИСТИКА
До эпохи машинного производства большинство ремесленных слобод были самыми обычными поселениями «деревенского типа» – разве что со специально построенными, традиционной архитектуры «работными избами». Но высокие технологии уже в XVII веке заставили строить специальные промышленные здания – мануфактуры и заводы. И важнейшим фактором размещения таких зданий стало наличие большой воды – если посмотреть на карту размещения старейших московских фабрик, они все тяготеют к рекам и речкам. Скажем, первый завод на территории современной Москвы – стекольный в Измайлово, открытый в 1669 году; поинтересуйтесь его продукцией, если не видели раньше – тончайшая работа, удивительно высокий уровень. Специально для него создали плотину на реке Серебрянке – так и появился знаменитый пруд. Интересно, что технологии царь Алексей Михайлович «выписал» для своего производства самые лучшие: мастера и материалы приехали из Германии, работали они по венецианским технологиям, а «системным интегратором» выступил англичанин Иван Гебдон. Завод, переведенный в 1710-е годы на изготовление аптекарских склянок, выполнил свою историческую миссию: именно там учились ремеслу уже русские стекольные мастера первого поколения.

«Безлимитный» источник воды был важен сразу с трех точек зрения: река давала и сырье для «водоемких» производств, и охлаждение, необходимое для горячих технологий, и возможность дешевого подвоза материалов, в том числе крупногабаритных. Она же питала водяные колеса, практически единственный мощный источник энергии в те времена. Не зря следующие стекольные заводы были построены в Москве – у Тайницких ворот Кремля, где была водяная мельница с колесами, а также на Воробьевых горах. Старейшие текстильные мануфактуры – такие как Прохоровская – тоже тяготели к рекам. Логистика, впрочем, не всегда была «речной»: например, организованные в 1798 году купцом Благушиным большие городские бойни («мясной» кластер здесь работает и по сей день) стоят вдалеке от большой воды, зато на большой скотопригонной дороге с юга и востока страны.

ОТ ПАРА К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ
Примерно в середине XIX века с точки зрения условий для промышленности изменилось практически всё: дешевым (и заодно стабильным, не зависящим от близости реки) источником энергии стали паровые машины, а логистику «захватили» железные дороги. Соответственным образом изменились и фабричные здания: новые промзоны теперь примыкали не столько к рекам, сколько к железным дорогам (особенно те производства, где не нужно было много воды), а сама архитектура «паровой фабрики» заметно изменилась. Корпуса оставались пока одно-двухэтажными: иначе трудно было организовывать механическую передачу энергии приводными ремнями к многочисленным станкам. Но зато появились сами станки: процент ручного труда на паровой фабрике был намного меньше, чем на прежней мануфактуре с водяными колесами. Одновременно одна за другой дебютировали новые технологии и новые источники энергии. Каждый из которых требовал своего, нового формата в промышленной архитектуре. В крупных городах стандартом стало газовое освещение, а для него понадобились гигантские резервуары светильного газа (газгольдеры). И пожалуйста: завод «Арма», сейчас признанный памятник промышленной архитектуры, стал невиданным зрелищем в Москве конца XIX века. Вслед за газом пришло электричество – и вот построены электростанции в Георгиевском переулке (сейчас Малый Манеж), на Раушской (сейчас действует) и Болотной (сейчас выставочное пространство) набережных.

СОЦИАЛИЗМ ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ
Промышленные здания ХХ века – уже многоэтажные (расширяются, обстраиваясь 5–6-этажными корпусами, и старые фабрики). А разгадка одна – электрификация: Прохоровы для своей Трехгорной мануфактуры построили на берегу Москвы-реки собственную электростанцию. Электрические станки были во много раз удобнее и производительнее, а среди рабочих резко уменьшился травматизм: приводные ремни, протянутые через весь машинный зал, убили и покалечили многих неосторожных сотрудников. «Кирпичный стиль» в своей многоэтажной ипостаси был последним истинно декоративным в промышленной архитектуре. В Москве финальные аккорды этого стиля – Электрозавод (начался строительством в 1915 году, но открылся в итоге лишь в 1927-м) и старейший из корпусов ЗИЛа (сохраненный как памятник архитектуры).

Дальше началась совсем другая жизнь: те же зиловские корпуса – все, кроме единственного с куполом, – это жесткая утилитарная архитектура без рюшечек и сантиментов. Красота того времени была в самих технологиях: производство тех же автомобилей или самолетов под ключ где-то приобреталось, где-то искусно копировалось, но сам подход был новым, конвейерным. Яркое изобретение довоенного СССР – новация в мировом масштабе! – кольцевые хлебозаводы конструкции Георгия Марсакова: два из них сохранены в качестве архитектурной достопримечательности, еще один работает, а четыре ожидают своей участи. Хлебозавод Марсакова – беспрецедентное в мире здание-механизм, построенное вокруг гигантской печи: хлеб движется по конвейеру сверху вниз, на одном заводе можно выпустить до 250 тонн хлеба в день с минимальным штатом сотрудников. Грандиозный размах заводских корпусов конвейерной эпохи – это характерный атрибут ХХ века, но он же оказался недостатком в новом столетии. В наше время Москва востребует не конвейерные линии, а инновационные центры и опытные производства. Для них уже не нужны монстры с корпусами километровой длины – достаточно гибких офисно-промышленных площадок с полным набором инженерных коммуникаций.

Именно в этом направлении движется сейчас архитектура промышленных зданий – достаточно посмотреть на «Технополис «Москва», особенно на его новые площадки в Алабушево. Впрочем, и отказ от индустриального наследия не стоит на повестке дня: как мы знаем, в корпусах на Волгоградском проспекте, где более полувека производили автомобили «Москвич», снова действует автопроизводство. И что особенно приятно, под той же легендарной маркой.