Как «дом Иофана» в Зюзино превратился в мем о российской действительности - Московская перспектива

Как «дом Иофана» в Зюзино превратился в мем о российской действительности

Как «дом Иофана» в Зюзино превратился в мем о российской действительности
Как «дом Иофана» в Зюзино превратился в мем о российской действительности Дом культуры ЗИС на Симферопольском бульваре. Фото: Алексей Синяков
На юго-западе Москвы, в районе Зюзино, сохранился дом, который несколько выделяется из окружающей его застройки. Но оценить уникальность 80-летнего здания сразу непросто: на нем отсутствует охранная табличка, исторический фасад скрывают 13 коммерческих вывесок, а над парадным входом висит оранжевый логотип крупной российской сети супермаркетов. Про автора здания никто из арендаторов не знает и «знать не хочет». Почему дом известного архитектора стал тем, чем стал, — узнавал корреспондент «МП»

Удивление и скидки

Первым делом на месте будущей окраины района Зюзино построили бараки для работников ЗИСа, малоэтажные, частью деревянные, и поставили там памятник Ленину с рукой в брючном кармане. Посадили ели и провели электричество. В 1936-ом году в поселок проложили трамвайные пути, которые доставляли жителей рабочих бараков до проходной автомобильного завода. Сейчас на месте конечной остановки сохранился трамвайный круг, где делает разворот маршрут №1 и продает советские ботинки за 150 рублей Михаил Михайлович из Фрязино.

ленин.jpgПамятник Ленину в поселке ЗИС, 1963 г. Фото: pastvu.com

— Я тут ничего не знаю. Вот рынок, — показывает он на торговые ряды «Москворецкого». — Мерить — будете?

Новый малоэтажный поселок на границе Москвы был построен для близкого и компактного проживания рабочих, которые должны были повысить производительность завода до 25 тысяч машин в год. Автостроителям надо было где-то отдыхать, поэтому зашла речь о досуговом центре.

В конце 1930-х у Сталина было три главных строительных проекта: столичное метро, Канал имени Москвы и Дворец Советов в самом центре города. Борис Иофан, к тому времени уже архитектор «Дома на Набережной» и победитель конкурса на проектировку того самого Дворца Советов, не был приближен к развитию территории вокруг ЗИСа и наверняка не предполагал, что построит дом культуры на рабочей окраине рядом с бывшей деревней Волхонка.

Поселок ЗиС 50.jpgПоселок ЗИС, 1950-е годы. Фото: pastvu.com

«Его [Бориса Иофана] проект появился в 1939 году, на окраине Москвы, в рабочем поселке автозавода имени Сталина. И строилось здание, как Дом культуры завода ЗИС, то есть — ЗИЛ, а затем это был кинотеатр, затем учреждение стало называться филиалом №1 Дворца культуры АМО "ЗИЛ", — говорилось в посте страницы «Москва.Детали» от 26 февраля в Facebook, — потом — досуговый центр района "Зюзино", а теперь ДИКСИ для бедных».

Это же подтверждает страница архитектора в «Википедии». Среди построек Иофана там указан Дом культуры ЗИС на Симферопольском бульваре, 4. Жители района в комментариях к посту удивляются соседству с работой Иофана и вспоминают, как в 1960-е бегали смотреть туда «Фантомаса», в 1996-ом ходили на концерт Егора Летова в рамках съезда НБП (сейчас, согласно решению Московского городского суда, запрещенной в РФ), а житель района Алексей Шебанов единственный сомневается в значимости этого «шедевра».

На втором этаже здания просторно и тихо, больше всего посетителей в магазине секонд-хенда.

photo_2019-09-09 16.31.46.jpegФото: Алексей Синяков

— Килограмм джинсов стоит 500 рублей, — показывает его сотрудница, пока двое покупателей разглядывают штаны. — У нас скидки. Но есть вещи подороже: килограмм за 1800.

В соседнем павильоне продают цветы. Его продавщицы, как и другие арендаторы бизнес-центра, тоже удивляются, что дом, в котором они работают, построил известный архитектор. Но кое-что помнят.

    photo_2019-09-09 16.32.31.jpegФото: Алексей Синяков

Дом культуры для бедных

— В начале 2000-х здесь были кружки, а потом дискотека, — говорит полная цветочница; одна из самых популярных дискотек в районе. — Но вы лучше к технику нашему обратитесь, — кричит она: Сережа!

Доброжелательный Сергей отвечает за техническое состояние бизнес-центра, который сейчас называется «ГринХаус».

Он, вероятно, единственный из всех сотрудников, кто всерьез интересовался историей здания, но про архитектора тоже не в курсе.

— Дом хороший-то. Стены толстые, местами до метра, — говорит он. — В 2009 году это здание купили, заменили в нем всю проводку, потому что была старая.

Сергей связывается по рации с управляющим бизнес-центра:

— Тут интересуются историей нашего дома, кто его архитектор.

— Я не знаю кто его архитектор, — через потрескивание говорит предполагаемый управляющий. — Сейчас принять не могу, и ко мне люди придут…

Сергей вспоминает, как нашел в интернете информацию, что в во время ВОВ здесь находился пункт по сбору жителей Москвы на фронт.

photo_2019-09-09 16.31.37.jpeg

На первом этаже «дома Иофана» продают колбасу, сыр, украшения и табак. На входе сидит интеллигентная женщина в строгих очках и торгует тапочками — от 150 рублей, как Михаил на трамвайном кругу.

Ее ларек находится прямо в «предбаннике».

— Дом с виду не очень, — оценивает она, обводя «предбанник» глазами и жалуясь, что за обувью приходят нечасто. — А самые дорогие тапочки стоят всего 750 рублей.

    зил.jpgДК ЗИС, 1962 г. Фото: pastvu.com

Почти полная перестройка

Раньше дом смотрел на улицу Котловка (ныне Симферопольский бульвар) двумя световыми окнами. После реконструкции его фасад получил вместо двух больших — четыре стандартных окна, которые скрадывают от прохожих первоначальный проект архитектора.

— Это здание — характернейший пример архитектуры постконструктивизма, стиля, распространившегося в СССР в 1933-1937 годах и близкого европейскому ар-деко, — отмечает руководитель Центра авангарда на Шаболовке Александра Селиванова.

Как оказалось, фасад — это только малая часть изменений — почти никаких следов постконструктивизма не осталось внутри здания.

Николай Павлович — житель соседнего дома по Фруктовой улице, в 1980-е он играл в этом Доме культуры на баяне.

— Там занимались самодеятельностью работники ЗИЛа, которые жили в наркологичке, — объясняет он, чему-то хмурясь. Мужчина поясняет, что в доме, где сейчас находится Московский научно-практический центр наркологии и отделение судебно-психиатрической экспертизы, располагалось общежитие для сборщиков автомобилей. Тогда в здании «ГринХауса» находился старый кинотеатр, сейчас, ровно на его месте, располагается супермаркет.

— Я жалею, что дом стал таким и кинотеатра больше нет, — говорит он, сжимая в правой руке пакет «Дикси», откуда выглядывает молоко.

photo_2019-09-09 16.32.23.jpeg 

Буфет, гардероб и танцы

Агния Петровна ходит по району с клетчатой тележкой, не любит приезжих, но любит свой дом, хотя он и был построен на месте танцплощадки, которая раньше относилась к кинотеатру-дому культуры.

— Я переехала сюда в 1981 году, — вспоминает она. — Работала воспитательницей в детском саду при ЗИЛе. Раньше там, где мой дом, — она указывает на уходящую вверх многоэтажку по адресу: Симферопольский бульварь, 4а, — была деревянная танцплощадка с ракушкой [сценой для музыкантов — «МП»]. Я постоянно ходила в кино — билет стоил 40 копеек. У кинотеатра на втором этаже был балкон с колоннами. На нем каждый раз перед сеансом играли музыканты.

Теперь же на месте бывшего балкона располагается магазин Fix price. Потолок покрыт не камнем и лепниной, а натяжным пластиковым профилем. В углу второго этажа, как наказанный, стоит автомат с краном, который должен доставать игрушки.

Агния Петровна вспоминает старый гардероб ДК, где сейчас находится банкетный зал, и буфет-стоячку — на его месте работает кредитно-потребительский кооператив «СитиСберъ», выдающий займы по залог недвижимости и авто со ставками 24-32% годовых. Кажется, что внутри для полного комплекта не хватает разливного пива, быстрых суши и салона красоты — но последний есть, на углу с улицы отдельных вход по пристроенным ступенькам.

 photo_2019-09-09 16.31.30.jpeg

Провинциальный стиль и вопрос о памятнике

Разговорчивая Агния Петрова переставляет сумку из-за спины перед собой и опирается на нее:

— Еще было много кружков здесь. Я ходила сюда заниматься бальными танцами, там очень хорошие педагоги были.

Сотрудница одной из лавок с продуктами заявляет, что «не хочет знать», кто является архитектором этого дома. По ее мнению, «здесь и так хорошо — магазинов очень много».

Впрочем, не все помещения в бизнес-центре, хоть с виду там и одна торговля, еще заняты. На историческом фасаде краснеет вывеска об аренде; с тех пор, когда здание стало зависимым от арендаторов, эту вывеску дополняет и сменяет друг друга другой десяток других, рекламных. На сайте недвижимости ЦИАН говорится, что можно снять павильон или комнату в «ГринХаусе» от 22 до 185 кв.м от 44 до 370 тысяч рублей в месяц. «Статистика посещаемости ТЦ в будние дни составляет от 2000 до 3500 человек, в выходные и праздничные дни от 3000 до 5000 человек», написано в пояснении к объявлению.

photo_2019-09-09 16.32.15.jpeg

Если отойти от бизнес-центра (или ТЦ?) на несколько шагов, то невольно приходит на память «Пятерочка», открывшаяся в 2017 году в Смоленске в здании бывшего Дома культуры. В обществе интересующихся архитектурой она вызвала негодование. После появления фото в интернете вырос сатирический флешмоб, в ходе которого логотип торговой сети клеили к пирамиде Лувра, Белому дому и фигуре Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро. 

Местный муниципальный депутат Юрий Самгин вспоминает, что долгое время историческое здание стояло бесхозным, и буквально на глазах происходило его обветшание. А потом подтянулся ритейл и малый бизнес.

— Сейчас там обычный торговый центр. Такие, расположенные в зданиях бывших ДК, можно встретить в любом городе России, — отмечает он. 

Юрий Самгин рассуждает о ближайшем будущем исторического здания. «Если инициативная группа жителей попросит возродить в нем кинотеатр, то с нашей стороны она получит полную поддержку. Мы, в свою очередь, можем направить соответсвующее обращение и о присвоении статуса памятника архитектуры дому, и о его передаче под социальные нужды», говорит Самгин. На судьбу здания может повлиять и реновация.

— Сейчас в Зюзино идет под реновацию больше 180 домов, — рассказывает депутат. — В рамках проектов планировок город попросил нас запланировать места для ФОКа и культурных центров. Может быть, что-то из списка и попадет в проект. Но для этого нужно искать правовые возможности.

Специалист по постконструктивизму Александра Селиванова утверждает, что дом может быть памятником, но не такого масштаба, как пишут в интернете. По ее словам, в фейсбуке и «Википедии» была допущена ошибка — специалист проверила книгу И.Ю.Эйгеля об Иофане и список его проектов и не нашла в нем ДК в Зюзино. На самом деле, дом изначально проектировался как кинотеатр и был построен не в 1939 году, — а в 1940-ом, говорит она. Его архитектором является не Борис Иофан, а Виктор Калмыков — один из крупнейших проектировщиков кинотеатров в разных концах СССР. Например, его кинотеатр «Родина» на «Семеновкой», отдаленно похожий на зюзинский, является памятником регионального значения, а вот у дома на Симферопольском бульваре никакого охранного статуса нет.

Пост в группе «Москва.Детали» в настоящее время исправлен, и там тоже указан архитектором Калмыков.

photo_2019-09-09 16.32.27.jpeg

По словам Селивановой, перестройки фасад кардинально не изменили, и сейчас ему вполне можно вернуть исторический облик, просто убрав балкон и сняв вывески. Внутри же — восстанавливать памятник Третьей пятилетки гораздо сложней и затратнее.

— Очень важно сохранить это здание в совсем небогатом на историческое архитектурное наследие районе, — считает Селиванова. — От поселка ЗИС почти ничего не осталось, и этот кинотеатр — одно из последних воспоминаний о прошлом Зюзино. Городская среда без исторических зданий, без genius loci, постоянно обновляемая и вычищаемая, — это пустыня, воспитывающая безразличие и бессилие, потому что доказывает, что памяти нет и от нас ничего не останется. 

Агния Петровна, которая не пропускала почти ни одного сеанса в кинотеатре Калмыкова, согласна со специалистом и депутатом.

— Восстановить? Да. Хорошо бы было! Да разве его теперь восстановят? У-у-у-у-у…

 

Источники: С. Ярославцева «От Черемушек до Зюзино. В долине Котла. 4 московских района», изд. «Центрополиграф», 2014 г.; страница «Борис Иофан» в интернет-энциклопедии «Википедия»; страница «Москва.Детали», Facebook; монография И. Эйгель «Борис Иофан», изд. «Стройиздат» 1978 г.; баянист ДК ЗИЛа Николай Павлович; жительница дома 4а по Симферопольскому бульвару Агния Петровна.