Что поможет девелоперам при текущей ситуации на ипотечном рынке? Мнение эксперта.

Что поможет девелоперам при текущей ситуации на ипотечном рынке? Мнение эксперта.

Что поможет девелоперам при текущей ситуации на ипотечном рынке? Мнение эксперта.
Что поможет девелоперам при текущей ситуации на ипотечном рынке? Мнение эксперта.
В декабре ЦБ России объявил о повышении ключевой ставки до 15% годовых, ставки по коммерческой ипотеке выросли. Как летом изменятся условия льготной ипотеки — неизвестно, но очевидно, что платежеспособной аудитории не станет больше. Олег Кельник, основатель интерактивного агентства Kelnik считает, что в таких непростых условиях застройщику поможет продавать, продуктовый подход.

Не квартира, а продукт
В последние несколько лет на рынке недвижимости появились компании, которые не просто отчитываются о вводе в эксплуатацию очередных корпусов ЖК, а выводят на рынок продукт, в котором учитывается комплекс параметров — продуманные планировки, окружение и инфраструктура и дизайн. При создании проектов застройщики учитывают требования меняющегося рынка и предпочтения покупателей.
И сегодня на смену поступательному проектированию без четкой обратной связи по всей цепочке от проектирования до продаж, пришел командный подход, где на продукт влияют все участники, начиная от архитекторов, инженеров-проектировщиков, бренд-менеджеров и заканчивая отделом продаж, который работает с конечным потребителем.
Команда с самых основ формирует продукт, который удовлетворял бы потребностям рынка, конкретной группы покупателей, не только в настоящий момент, но и через несколько лет.
На первый взгляд кажется, что продуктовый подход — это просто. Но это далеко не так, поскольку приходится менять многие процессы внутри каждого отдела и компании в целом.
Но именно такой подход к строительству будет развиваться в следующем, 2024 году.

Кельник.jpg
Про «новый средний класс»
Ипотека останется драйвером процессов на рынке недвижимости, по крайней мере, в первой половине 2024 года. Для уменьшения стоимости квадратных метров предпосылок нет, как и нет предпосылок к уменьшению себестоимости работ и материалов. Но пока есть льготная ипотека люди будут стремиться вписаться в существующие программы, а застройщики будут за бороться за покупателей.
К июлю 2024 года, когда анонсировано закрытие льготных ипотечных программ, в частности, очень популярной ипотеки 8% на новостройки, наверняка будет разработан новый пакет поддерживающих мер. На прошедшем в ноябре выставке-форуме «Россия» речь шла о том, что льготные программы все равно сохранятся, но поменяются их условия.
Возможно, государство пойдет по пути стимулирования отдельных отраслей и к существующей сейчас программе льготной ипотеки для IT-специалистов и жителей села прибавит программы для других отраслей — тяжелой промышленности или ОПК?
Таким образом сформируется пул платежеспособных покупателей, — работников этих отраслей. Это люди, которые будут брать квартиры не для инвестиций, а для себя и своих семей. Каждый рубль для них будет трудовой и довольно дорогой. Поэтому они будут стремиться минимизировать ежемесячные платежи и более тщательно подходить к выбору ЖК.
Застройщики, в свою очередь, будут ориентироваться на запросы этого нового среднего класса, например, об однородной социальной среде и станут учитывать эти потребности на стадии формирования концепции и строительства объекта.

Въехал — и живи

Согласно данным INFOLine стоимость стройматериалов за последние пять лет увеличилась больше, чем в два раза, в Москве она выросла на 67%, а в Санкт-Петербурге на 49%.
Логично, что застройщики стараются предлагать квартиры с чистовой отделкой или готовым ремонтом. В ушедшем году на рынке появился еще один интересный продукт — квартира в ипотеку с отделкой и с полностью оборудованной кухней. Кухня, возможно, самая дорогая зона в квартире. Гораздо проще включить эти расходы в ипотечный платеж, чтобы рассчитываться постепенно. Девелоперы говорят о том, что они увидели спрос на этот продукт.
Поэтому включение затрат на ремонт и частичную меблировку квартиры в ипотечный платеж станет заметным трендом 2024 года, при этом застройщик должен будет должен предложить покупателю варианты отделки и встроенной мебели.
Таким образом и квартира и дом целиком и даже жилой квартал становятся комплексным продуктом, в котором учитывается все — планировки, количество квадратных метров и возможность их рационального применения, инфраструктура, а также вид самого ЖК и то, что мы сейчас называем «безбарьерная среда».
Очевидно, что требования платежеспособной аудитории к объектам существенно возрастут, покупатели будут очень взвешенно выбирать себе жилье. И при прочих равных — стоимость, локация, инфраструктура — они выберут тот объект, который ему лучше показали, продемонстрировали возможный образ жизни.
Показать объект красиво и убедительно поможет 3D-графика. С помощью интерактивных планировок, созданных, к примеру, в Planoplan, можно смоделировать кухню и санузел, поменять отделку в той квартире, которую человек настроился купить. Так на каждый вопрос клиент получает визуальный ответ, а застройщик получает возможность победить в жёсткой конкурентной борьбе.
В идеале для более качественного показа, мы рекомендуем создать digital-шоурум. Однако качественно провести презентацию можно используя обычную touch-панель, установленную в офисе продаж.
Если говорить об итогах года, то мы почувствовали интерес застройщиков и маркетологов к созданию продвинутых работы с клиентом — девелоперы начали инвестировать в digital-шоурумы, а бюджеты на маркетинговое продвижение в целом выросли. Уже сегодня формируется новый принцип презентации продукта, и в ближайшие пару лет применение digital-инструментов в продажах недвижимости станет стандартом.