Без барьеров

Без барьеров

Без барьеров
Без барьеров
В Москве прошла конференция об инклюзивном развитии обще- ственных пространств «Комфортный город». Мероприятие было организовано Москомархитектурой, его официальным партнером выступило АО «Мосинжпроект». Прогнозами и оценками по теме доступности объектов поделились представители городских департаментов, креативных индустрий, архитектурных бюро, НКО, активные горожане. В рамках подготовки к конференции Citymakers программная дирекция мероприятия провела исследование по выявлению ключевых проблем и потребностей в области создания инклюзивной среды в столице.

Открывая мероприятие, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил, что, несмотря на наличие стандартов и нормативов проектирования зданий с повышением их доступности, определенные сложности сегодня, судя по отзывам горожан, все же существуют. Отработаны самые простые и очевидные приемы – например, по проектированию входа в здание с так называемой нулевой отметки, об обязательном оснащении лифтами и пандусами вводимых городских объектов. Однако процесс на этом не останавливается, он требует дальнейшего развития. «Инклюзия – это не результат, а процесс», – уверены организаторы мероприятия.

Юлия Логинова, замруководителя департамента культурного наследия города, обратила внимание на то, как сложно людям с особенностями посещать музеи и досуговые места и это проблема системно решается. На ВДНХ , к примеру, эта проблема была решена еще год назад для доступа на разные зоны территории выставки и павильоны. На территории главной выставке страны уделяется большое внимание созданию безбарьерной среды. Например, для подъезда к фонтану «Дружба народов» были оборудованы специальные пандусы, позволяющие маломобильным посетителям познакомиться поближе с этой достопримечательностью выставки. Вопросы посещения храмовых комплексов реализуются в рамках проектов приспособления для маломобильных групп граждан.

Наверное, наиболее остро вопросы доступности стоят на объектах транспорта. По словам Евгения Смирнова, советника руководителя департамента транспорта города Москвы, для развития инклюзивности метро была создана рабочая группа, которая отслеживает проблемы, возникающие у людей с ограниченными возможностями. Старту этого направления дала разработка маршрутов для слепых и глухих людей. Уже первый маршрут показал высокую востребованность. К мониторингу ситуации привлекаются горожане-инвалиды, создана служба «Маломобильный патруль», которая сигнализирует о возможных сложностях. Существует программа по организации службы сопровождения людей.

Что касается нового транспортного строительства, то городские власти четко определили позицию города в этом вопросе. «Созданию безбарьерной среды сегодня уделяется большое внимание, в том числе и при строительстве новых станций метро. Все новые объекты подземки отвечают принципам инклюзивности, так как проекты согласовываются с представителями всероссийских обществ инвалидов и слепых», – прокомментировал тему доступности среды заместитель руководитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. В АО «Мосинжпроект», активно занимающемся метростроением, отмечают реальные изменения, связанные с адаптацией проектов к нуждам граждан с ограниченной мобильностью. Специалисты АО «Мосинжпроект» изучают лучшие мировые практики. Помимо оснащения станционных комплексов лифтами, подъемниками, пандусами, проекты предусматривают обустройство и повышение доступности зоны в 1,5 км вокруг. Используется специальное освещение, системы навигации и тактильные указатели.

Изменения не обходят и образовательную сферу. В Москве существует несколько десятков тысяч детских садов, колледжей и школ. Каждый год их число увеличивается. И если раньше детей-инвалидов считали нужным обучать в спецучреждениях, то теперь взят курс на смешанные группы. А это меняет подходы к планированию помещений. Необходимы качественная навигация, расширение площадей мест ожидания, создание уютных интерьеров коридоров, рекреаций, столовых.

Евгений Лукин, начальник управления комплексного проектирования объектов городской и транспортной инфраструктуры института «Мосжилниипроект» перечислил новые городские пространства, где создается качественная инклюзивная среда. Это, например, парк «Яуза», стадион «Авангард», где будут тренироваться жители всего района, Гребной канал, который станет работать для широкого круга физкультурников и туристов.

Инклюзивным городское пространство должно стать для самого широкого круга людей. Следует расширять круг тех, кто нуждается в поддержке, считает Игорь Думенко, директор Государственного музея – культурного центра «Интеграция» имени Н. Островского. Музей ставит перед собой задачу организации доступного пространства для всех посетителей. При этом техническое оснащение – лишь первый шаг: сотрудникам центра нужно уметь общаться с такими людьми, помогать им.

Теги: #