Подземные сюрпризы

Подземные сюрпризы

Подземные сюрпризы
Подземные сюрпризы
Московское метро хранит множество занимательных историй и легенд

Метрополитен столицы – это целый мир. Подлинная история станций и тоннелей здесь соседствует с байками и легендами, технические достижения соперничают с высоким искусством, а слова «впервые» и «самый» звучат с завидной регулярностью уже восемь десятилетий. В канун открытия станции «Котельники» вспомним несколько примечательных историй разных лет о строительстве метро.

Развилка на Воздвиженке

Говоря о первой очереди московского метро, открытой в 1935 году, порой забывают Арбатский радиус, а на него направлялся каждый второй поезд: после «Охотного Ряда» линия разветвлялась, а сразу за поворотом направо пассажиры попадали на станцию «Улица Коминтерна» (нынешний «Александровский сад»). В середине 30-х годов она не была конечной, как сейчас. Ее вообще решили строить в последний момент, когда общая трассировка линий была утверждена в ЦК. Быстро подыскали свободный участок на углу Воздвиженки и Моховой, под строящимся зданием Библиотеки имени В.И. Ленина. Правда, перрон пришлось сооружать закругленный, а платформы расположить по бокам от путей. Такая конструкция резко выделяет эту станцию из тех, что строились в столице в первые два десятилетия. Да и «вилочная» система движения, действовавшая до 1938 года, даже спустя много лет не знала аналогов в Москве. По мнению знатоков, у «Александровского сада» больше всего признаков уникальности среди всех станций нашей подземки.

Судите сами. Это единственная станция с боковыми платформами среди подземных и конечных станций. На ней, если внимательно присмотреться, частично присутствует левостороннее движение. Она является конечной уже 77 лет. «Александровский сад» входит в крупнейший в столичной подземке пересадочный узел (четыре станции). Это единственная в столице станция метро, которая в разные годы побывала в составе трех разных линий – Сокольнической, Арбатско-Покров-ской и Арбатско-Филевской. Причем переходу в свое нынешнее состояние предшествовало закрытие станции на 5 лет – с 1953 по 1958 год.

Прямого перехода на «Библиотеку имени Ленина» в первые годы отсюда не было. Да и зачем он? В ту пору эти станции относились к одной линии. Лишь в 1937 году, когда Арбатский радиус решили отсоединить от Сокольнического и продлить к Курскому вокзалу, переход появился. А вот отдельного наземного павильона у этой «неформатной» станции не было довольно долго: планировали построить в 1941-м, но помешала война. Пассажиры пользовались совмещенным павильоном (его позднее разобрали), который стоял примерно там, где сегодня установлен памятник Достоевскому. Отдельный вход в 1946 году встроили в один из корпусов библиотеки и тогда же станцию переименовали в «Калининскую». Это имя она носила вплоть до 1990 года, когда стала (на несколько дней – это тоже в своем роде уникальный случай) «Воздвиженкой», затем уже «Александровским садом».

Попадая на эту станцию, всегда ощущаешь, что она какая-то особенная. История ее строительства и всех перевоплощений показывает, что это действительно во многих отношениях уникальное сооружение.

Дом из глубины веков

Строительство метро – это всегда большие раскопки. Все, что скрывалось в земле веками, предстает взору человека. При необходимости в тоннель вслед за проходчиками спускаются археологи. Счет ценных реликвий, обнаруженных метростроевцами Москвы, идет на многие сотни. Здесь и монеты, и орудия труда, и посуда…

Одну из интереснейших находок за всю историю московского метро сделали в 1985 году строители станции «Боровицкая». Примерно на глубине 6 метров был обнаружен небольшой дом из красного кирпича. Но что еще более поразительно: помимо стен и окон внутри здания сохранились и мебель, и домашняя утварь. Работы сразу приостановили. Приехала комиссия, состоявшая из строителей, ученых и археологов. Ученые определили, что старинное здание постройки приблизительно середины XVI века стало жертвой природного катаклизма. Земля под фундаментом осела и увлекла дом на глубину, а сам дом чудесным образом уцелел. Земля превосходно «законсервировала» строение. Находка тоннельщиков имеет большое научное значение, о ней упоминается в работах по археологии Москвы.

Этот извлеченный из-под земли дом когда-то стоял в селе Старое Ваганьково, где с ХVI века имелись кладбище и церковь (топоним сохранился в названии близлежащего переулка). Впоследствии здесь расположился и Опричный двор. Поговаривают, что для пассажиров с неустойчивой психикой подобные пространства могут быть неблагоприятны, якобы потревоженные останки предков создают на станциях гнетущую атмосферу. В общем, при строительстве метро рабочие встречали много старинных погребов, тайников, подземных ходов, захоронений. «Неупокоенные духи прошлого пугают поздних пассажиров и ночных обходчиков», – пишет в своей книге знаток подземной Москвы Юрий Супруненко. Это относится и к станциям, построенным на месте снесенных церквей и монастырей, например, «Красным воротам», «Пушкинской», «Новокузнецкой». Традиционная наука относится к этим «паранормальным» явлениям со скепсисом, но таинственный мир подземелий продолжает порождать новые легенды и городские байки.

Дар от метростроевцев

При строительстве подземной транспортной системы случались и сюрпризы, и курьезные находки. Ведь предметы прошлого скрываются не только в земле, но и, к примеру, в кладке старых домов. Случай обнаружения подобного «клада» с мягким юмором описала в своей книге «Наверху – Москва» известный метрополитеновец, Герой Социалистического Труда Татьяна Фёдорова: «Мы только-только начинали строительство станции «Проспект Мира». Однажды мне говорят, что у проходной какой-то очень старый человек спрашивает начальника. Подхожу и вижу высокого старца с густой, развевающейся по ветру бородой. Он стоит прямо, опираясь на трость.

Павел Терентьевич, как он представился, в свое время работал прорабом у богача Кузнецова – короля фарфора – и строил здания, оказавшиеся теперь на нашей стройплощадке.
– Татьяна Викторовна, – торжественно сказал он, – нижайше прошу вас выслушать меня. Вот этот дом, который в связи со строительством метро будет снесен, строил я, когда был молодым. В потолок второго этажа 60 лет назад я заложил икону. Когда будете разбирать дом, пожалуйста, не повредите ее, пусть она будет где-нибудь в музее как старинная память. Я обещала Павлу Терентьевичу выполнить его просьбу и машиной отправила старца домой.

При разборке дома была действительно обнаружена в потолке, где указывал старик, широкая гладкая доска, окрашенная с обеих сторон. Я сразу позвонила А.Н. Душкину и П.Д. Корину (архитектору и художнику станции. – А.М.) – попросила их приехать посмотреть и определить ценность иконы. Они приехали сразу и не с пустыми руками. Павел Дмитриевич – крупнейший специалист по иконам – привез различные масла.

И на наших глазах произошло чудо: несколько легких движений – и доска ожила. Павел Дмитриевич сказал, что икона хорошая, но художественной ценности не представляет.

Вместе с шахтерами решили подарить ее тому, кому она принадлежала более 60 лет назад. Ребята торжественно отправились к Павлу Терентьевичу на 2-ю Мещанскую и вручили ему этот дар от метростроевцев. А несколько дней спустя я получила записку:
«Многоуважаемая Татьяна Викторовна! Я получил ваш бесценный для меня подарок. Очень, очень счастлив. За здравие ваше вчера отслужил молебен».
Вот тебе и на! Доработалась!»
Находки при строительстве метро случались разные. Например, однажды при строительстве Кольцевой линии проходчики наткнулись на отлично сохранившийся винный погреб. В нем нашлись огромные бутыли… правда, к разочарованию рабочих, совершенно пустые. Не дождавшись метрополитеновцев, кто-то проверил их содержимое, причем очень тщательно.

Тревожные фрески

Дискуссии об оформлении станций – естественная часть рабочего процесса. Известно, что Алексей Душкин в свое время возражал против установки на станции «Площадь Революции» бронзовых скульптур. Он полагал, что они непропорционально велики для подземного зала. Время показало, что выдающийся архитектор ошибался. Спустя много лет горячие споры в обществе и в художественных кругах вызвали мозаичные фрески Ивана Николаева, выполненные для станции «Достоевская». Весной 2010 года в интернете появились фотографии станции накануне ее открытия. Снимки эти делались еще во время работ и при недостаточном освещении. В полутьме работы Николаева многим показались трагичными и депрессивными. «Представьте, – возмущались критики, – человек попадает в подземное пространство, где и без того давящая атмосфера, тревога, клаустрофобия, духота, давка… А тут еще со стен на вас смотрят философствующие убийцы из романов великого писателя. Раскольников заносит топор над старушкой-процентщицей (ее сестра уже лежит рядом мертвая), Кириллов и Свидригайлов сводят счеты с жизнью, погибает Настасья Филипповна… Оформление станции порождает панику, провоцирует пассажиров на суицидальные настроения». К обсуждению подключились искусствоведы, психологи-криминалисты. Звучали призывы заменить или переделать наиболее мрачные по духу мозаики.

Но вот крупнейший специалист по творчеству писателя, профессор МГУ (а ныне телеведущий) Игорь Волгин не увидел ничего «возмутительного» в этих фресках. И в целом он приветствовал появление станции с таким названием: «Достоевский же писатель московский, он родился в Москве, прожив здесь 15 лет, то есть закладка основных параметров мировоззрения, конечно, была в Москве». Кроме того, литературовед предложил близлежащую улицу Достоевского, где находится музей писателя, переименовать в Божедомку.

Сам автор мозаик – заслуженный художник России Иван Николаев – работал для метрополитена и раньше: им оформлены станции «Отрадное» и «Боровицкая». Немногие знают, что он является потомком знаменитой художественной династии Бенуа – Лансере – Серебряковы, внук русской художницы Серебряного века Зинаиды Серебряковой. Комментируя противоречивые отзывы на оформление станции, он напомнил, что писатель-классик не нуждается в смягченных адаптациях: «Если браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества».
Руководство метрополитена взяло месяц на раздумья, но в итоге ничего менять не стало. Станцию открыли в июне 2010 года со всеми фресками Николаева. Как к произведениям монументального искусства, к ним претензий ни у кого нет. Но споры об уместности подобных изображений время от времени возобновляются. Что ж, проза Достоевского тоже в свое время была предметом яростных дискуссий.

Музыкальная деревня

Готовящиеся к открытию «Котельники» станут второй станцией, расположенной за пределами административных границ столицы. А самая первая «подмосковная» станция – «Мякинино» – открылась недалеко от Красногорска в конце 2009 года.

За пределы МКАД метро вырвалось в 2003 году, когда была открыта Бутовская линия. А «митинский», северный участок Арбатско-Покровской линии запустили в эксплуатацию в конце 2000-х.

В первоначальных планах по строительству этого отрезка станция «Мякинино» отсутствовала. Она появилась в связи с активным развитием прилегающей территории. И стала первой (и пока что единственной) в России станцией, в строительстве которой участвовал частный капитал. Проектирование и строительство финансировались из бюджетов Москвы и Московской области и за счет инвестиций коммерческой компании, владеющей торгово-выставочным и деловым центром с большим концертным залом. После завершения строительства наземного станционного комплекса инвестор передал его в эксплуатацию Московскому метрополитену.

В дни концертов здесь полно пассажиров, а в остальное время «Мякинино» – непривычно тихая станция. Наряду с «Новоясеневской» у нее самый низкий в столице пассажиропоток – в среднем примерно 10 тыс. человек в сутки. Тишину обеспечивают также шумопоглощающие панели на подвесном потолке и деревянные шпалы на щебеночном балласте.

Интересно, что деревня Мякинино, давшая название станции, находится от нее не так уж и близко – на расстоянии 2 км. Причем в отличие от станции она входит в черту Москвы, являясь своего рода «протуберанцем» города. Деревня упоминается в исторических источниках ХVIII века, а в состав Москвы эта местность была включена в 1984 году. Каких-либо архитектурных или ландшафтных достопримечательностей здесь нет. Великие люди в деревне, кажется, не бывали. Правда, заядлые меломаны знают, что в Мякинине, тогда еще глубоко подмосковном, родился будущий известный рок-музыкант Игорь (Гарик) Сукачёв. Теперь он выступает здесь в концертном зале, до которого можно напрямую доехать на метро из центра Москвы или от «Щелковской».

Теги: #