Муниципалитеты упраздняют

Муниципалитеты упраздняют

Изначально инициаторами перемен выступили депутаты муниципальных собраний Владимир Гарначук из района Тропарево-Никулино и Максим Мотин из Печатников. Свою инициативу они обосновали тем, что сегодня муниципалитеты дублируют функции управ и департаментов правительства Москвы, что весьма затратно и неэффективно. В обмен на возвращение полномочий депутаты требовали позволить «районным парламентам» контролировать деятельность управ. Обкатать новую форму взаимодействия с чиновниками депутаты хотели в экспериментальном режиме в нескольких районах. Предложение «снизу» молниеносно было подхвачено исполнительной властью. В конце декабря в Мосгордуму был внесен законопроект, который дает право районам отказываться в пользу города от некоторых своих полномочий. Но главное предложение муниципалов – расширение контроля над чиновниками – не нашло своего отражения в законопроекте. А существующий исполнительно-распорядительный орган, который депутаты считают лишним (муниципалитет), превратится в аппарат муниципальных собраний.

Предстоящая реформа вызвала неоднозначные оценки. Вплоть до подозрений, что власть собирается сократить местное самоуправление под прикрытием инициативы снизу. Чтобы развеять сомнения, московская мэрия выступила инициатором «круглого стола» в Высшей школе экономики, куда пригласили чиновников, депутатов, ученых и политиков.

– Реформа муниципального самоуправления – это актуальный вызов, стоящий сегодня перед обществом, – открыл дискуссию ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. – Ее цель – вовлечь социально активное население в решение проблем местного уровня: тех проблем, с которыми граждане сталкиваются постоянно. Люди выходят на Болотную площадь большей частью потому, что недовольны не политикой, а тем, что власть не может обеспечить им включенность в решение насущных бытовых вопросов. И это проблема не только управления, но и самоощущения граждан, их доверия к власти как институту в целом.

Председатель Совета муниципальных депутатов Москвы Алексей Шапошников еще раз объяснил суть московской реформы. Деятельность муниципальных депутатов теперь состоит из трех больших блоков: развитие ресурсов района (согласование планов благоустройства); строительство (согласование размещения капитальных/некапитальных объектов); кадровый блок (заслушивание отчетов). Кроме того, районные власти сейчас занимаются распределением дополнительных средств, которые выделяет мэрия на социально-экономическое развитие – расходы определяют муниципальные собрания. Чтобы местная власть могла сконцентрироваться на главном, внесенный в Мосгордуму законопроект предлагает вернуть государственные полномочия, некогда переданные местным властям, городу. Это опека и попечительство, патронаж, работа с несовершеннолетними, организация досуга и спортивных мероприятий. Соответствующие субвенции из бюджета также будут возвращены обратно.

Заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова обозначила позицию городских властей. По ее словам, нынешняя инициатива муниципальных депутатов является лакмусовой бумажкой и наглядно показывает, что местное самоуправление в столице развивается.

– Запрос на такое развитие невероятно широк, правительство Москвы делает все, чтобы идти людям навстречу, – заявила госпожа Ракова. – Власти заинтересованы в сильной, зрелой демократии на местах, в том, чтобы власть на местном уровне была сосредоточена у максимально независимого и заинтересованного представительного органа.

Анастасия Ракова отмела упреки в том, что мэрия якобы срежиссировала инициативу снизу:

– Мы, наоборот, выступаем против внедрения изменений разом во всех муниципальных образованиях, – заверила она. – И можем гарантировать, что власть готова помогать народным избранникам реализовывать свои полномочия и разбираться с возможными нарушениями со стороны управ.

Первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко считает, что Москва делает правильные шаги.

– Полномочия муниципальных собраний как избранных органов власти не утрачиваются, утрачивается лишь часть функций, – подчеркнул он. – Фактически речь идет о сокращении чиновничьего аппарата, ведь муниципальные служащие – это тоже чиновники. Конечно, муниципальные служащие этим недовольны, так как их аппарат сократится примерно на 30%. Чиновники могут потерять работу, им придется переквалифицироваться. По экспертным оценкам, в Москве эти процессы могут затронуть 1,5–2 тысячи человек. А на другой чаше весов – миллионы москвичей, для которых сокращение аппарата выгодно. Понятно, в чью пользу нужно сделать выбор.