Поедем с умом

Поедем с умом

Поедем с умом
Поедем с умом
Интеллектуальная транспортная система начнет работать до конца 2013 года

О внедрении интеллектуальных систем на московских дорогах говорится уже несколько лет. «Умные» светофоры, экраны с оперативной информацией, прогнозирование ситуаций и управление потоками посредством высоких технологий – интеллектуальные транспортные системы (ИТС) развиты в «продвинутых» городах мира. На какой стадии реализации находится проект ИТС, выяснил корреспондент «Московской перспективы» Евгений Калинин.

На создание интеллектуальной транспортной системы в Москве планируется затратить свыше 10 млрд рублей. Со временем она охватит и Московскую область. В пресс-службе департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города нас заверили, что «за исключением незначительных задержек в плане изготовления и установки элементов системы общий график работ выдерживается. Механизмы оптимизации городского движения постепенно запускаются».

Директор института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин рассказал «МП», что на сегодняшний момент развернуты пусконаладочные и сдаточные работы по достаточно широкому кругу позиций ИТС. В частности, касающиеся оборудования информационными системами остановок общественного транспорта, светофорного регулирования.

– Насколько велика готовность отдельных элементов системы, сказать пока не могу, – признался господин Блинкин. – Но считаю, что самыми главными ее составляющими, которые придутся по душе любому обывателю, станут табло с онлайн-информацией на остановочных пунктах. Все эти элементы системы закуплены. Правда, существуют сложности в части их монтажа и пусконаладки. Но зато когда эти штуки смонтируют на каждой автобусно-трамвайной остановке и люди будут получать прямую информацию с маршрута, пассажиры скажут московскому правительству «спасибо».

Однако вряд ли пассажир будет рад тому, что табло на остановках станут оповещать о получасовых задержках автобусов, стоящих в пробке. Михаил Блинкин признается, что, например, относительно такого важного элемента системы, как «умные» светофоры, он особых надежд не питает: «Вряд ли только за счет внедрения интеллектуальной системы удастся значительно улучшить трафик движения городского автотранспорта».

В ИТС есть смысл, только если система внедряется комплексно.

– У большинства людей свое, индивидуальное понятие об интеллектуальной транспортной системе, – замечает руководитель Московского транспортного союза Юрий Свешников. – Кто-то считает, что ее основой должны стать видеокамеры наблюдения, кто-то – регулируемые светофоры. Если говорить о видеокамерах, то до конца года их, может быть, и установят. Хотя какой это интеллект – просто сбор и передача данных. Сложность состоит в том, что ИТС должна вводиться комплексно. Пять или даже двадцать пять закольцованных между собой очень «умных» светофоров проблемы не решат. Необходима увязка всех светофоров в городе.

Сегодня перед выездом из города около каждого пикета ГИБДД стоят электронные информационные табло, закупленные 15 лет назад во Франции по цене 70 тыс. долларов каждое. Но все эти годы на них лишь горит надпись «Водитель, соблюдай скорость движения!». Во Франции такие табло снабжают водителей полезной информацией. Например, о загруженности дорог. Информационные табло были установлены и на Третьем транспортом кольце, однако их функция свелась к информированию о скорости на прилегающих дорогах, привел пример заместитель главного инженера по моделированию компании «ВТМ-Дорпроект» Михаил Солдатов.

– В идеале все электронные знаки, табло, светофоры должны быть увязаны с датчиками движения транспорта, и информация об интенсивности потоков, погодных условиях, любая другая должна стекаться в единый координационный центр, работающий без человеческого участия, – говорит он. – В случае затора на дороге или ДТП система сама просчитывает возможные варианты объезда и указывает их на табло. Именно так в основном и происходит в Европе.

Специалисты отмечают, что реализация программы сопряжена с преодолением большого количества трудностей, зачастую носящих исключительно российский характер.

– Далеко не всегда те системы, которые хорошо зарекомендовали себя на Западе, работают и в нашей стране, – говорит проректор по научной работе МАДИ, председатель технического комитета Росстандарта по ИТС Андрей Иванов. – К примеру, компания «Росавтодор» в свое время закупила системы по определению интенсивности движения машин у различных иностранных компаний. Но из-за несоответствия стандартов конечного результата достичь не удалось.

КОНТЕКСТ

Прогноз эффекта от применения ИТС в Москве на 2014–2016 годы:
На 24% снизится количество ДТП
На 14% повысится пропускная способность дорог
На 20% увеличится средняя скорость движения общественного транспорта
На 30% сократится время пассажира в пути
На 4% уменьшится масса выбросов вредных веществ в атмосферу

Теги: #