Реновация жилья: ожидания и перспективы

Реновация жилья: ожидания и перспективы

Реновация жилья: ожидания и перспективы
Реновация жилья: ожидания и перспективы
Какие возможности и риски несут целевые группы масштабной программы

Агентство социальных исследований «Столица» совместно с Институтом социологии РАН в августе 2017 года провело исследование с целью изучения отношения москвичей к программе реновации жилищного фонда столицы. Исследование было проведено методом массового опроса с помощью телефонного интервью, участниками которого стали 1200 человек. Статистическая погрешность не превышает 3%.

Несмотря на масштабность проекта реновации жилищного фонда, не все жители столицы в равной мере почувствуют на себе ход и последствия от его реализации. В этой связи были выделены четыре целевые группы, которые, по мнению экспертов, программа затронула или затронет в ближайшем будущем.
Результаты исследования показывают, что между этими группами существуют значимые различия как в оценке программы реновации, так и в общих социальных установках. Прежде чем перейти к обсуждению этих групп, стоит привести несколько общих выводов, демонстрирующих отношение к городским изменениям.
Программа реновации жилья стала ключевой темой в информационной повестке Москвы, поскольку напрямую затрагивает интересы собственников жилья. Уровень информированности среди опрошенных составил практически 100%. Важно, что почти 80% респондентов высказывают свое полное или частичное одобрение программе реновации.
Заинтересованность в программе подтверждается и знанием нормативных документов. Более трети опрошенных знакомы с законом о реновации и еще 37% планируют ознакомиться. Даже для Московского региона это невероятно высокий показатель осведомленности о нормативных актах.
Главные причины голосования за программу реновации касаются трех характеристик.
* Многие жители признают дома ветхими и аварийными, считают, что в них отсутствуют современные удобства.
*Жители ожидают улучшения благоустройства прилегающих к дому территорий и появления качественной городской среды.
*Программа реновации для многих жителей – шанс увеличить метраж квартиры, расширить жилплощадь.
Перейдем непосредственно к целевым группам, изучаемым в исследовании.
Первая группа – жители, вошедшие в программу и проголосовавшие за переселение в новое жилье. Для этой группы наиболее актуальной является проблема ветхого, аварийного состояния домов, в которых они проживают. Именно данная проблема подтолкнула население принять участие в программе. Свою готовность взаимодействовать чаще остальных проявили жители домов, попавших в предварительные списки по реновации. В данной группе чаще, чем в других, доверяют органам власти и специалистам и меньше остальных доверяют инициативной группе жителей в качестве представителя своих интересов.
Вторая группа – жители, вошедшие в программу, но проголосовавшие против переезда. По итогам исследования именно эта группа является наиболее протестно настроенной и готовой отстаивать свои интересы. Данные жители чаще остальных не готовы доверить представлять свои интересы кому-либо. Почти четверть жителей, вышедших из программы реновации, не доверяют никому. Они настроены наиболее пессимистично в отношении программы и допускают, что могут многое потерять от переезда. Почти 70% представителей данной группы не признают собственное жилье ветхим.
Третья группа – жители, которые не попали в программу, но при этом хотят быть включенными в списки. Именно они являются основными сторонниками программы. Их желание включить собственные дома в списки реновации связано с тем, что строительство так или иначе будет проходить под их окнами и создавать неудобства, так, может, разумнее улучшить собственные жилищные условия за счет государственной программы. Данные жители высказывают высокий уровень одобрения программы, и при этом они имеют активную социальную и электоральную позицию. По своей активности эта группа сопоставима с протестно настроенными жителями. Результаты исследования показывают, что жители, желающие быть включенными в программу реновации, больше остальных заинтересованы в обратной связи от органов государственной власти, поскольку они прилагают активные действия для отстаивания своих интересов по улучшению жилищных условий.
Четвертая группа – жители, проживающие вблизи сносимых кварталов. По своим социальным установкам и настроениям их можно отнести к латентной протестной группе. Несмотря на отсутствие интереса к программе реновации, именно они в большей степени ожидают негативных последствий в жизни города: ухудшения экологии, работы транспорта или доступности товаров. Если жители, желающие быть включенными в программу реновации, активны, то проживающие рядом более пассивны с точки зрения выражения своей гражданской позиции.
Однако это не отменяет того факта, что с ними также должна проводиться активная информационная работа. Наличие объективных сопровождающих факторов в виде грязи и шума от строительства, ограничений движения объясняет важность информационной работы с данной группой. В ином случае существует риск присоединения этих жителей к противникам реновации.
Изучение каналов информирования жителей позволяет отметить крайне важную особенность. Среди целевых групп существенных различий обнаружено не было. Но при этом, сравнивая между собой онлайн- и офлайн-каналы информирования, можно отметить более высокую популярность первых. Если рассмотреть каналы в разрезе возрастных групп, то только среди жителей старше 55 лет наблюдается перевес офлайн-источников. Для всех остальных жителей наблюдается существенный перевес каналов онлайн-коммуникации. Даже в возрастной группе 45–55 лет показатели использования интернет-каналов выше среднего на 10–20%. Старшее поколение (от 55 лет) пока еще не так активно использует интернет и отдает свое предпочтение классическим СМИ, ТВ и радио.
Подводя итоги исследования, необходимо упомянуть и о предложениях респондентов, которые они могли оставить в открытой форме. Классифицировав и проанализировав их, можно прийти к выводу, что основные пожелания касаются трех тем: строительства качественного жилья, соблюдения гражданских прав и обеспечения диалога между властью и переселенцами. Если к первой теме относятся вопросы обеспечения качества будущих домов, их экологичности, шумоизоляции, доступности, то остальные пожелания в большей степени возвращают нас к теме нового общественного договора. Жители показывают, что открыты к диалогу с властью и готовы к общению, но также они и готовы отстаивать свои гражданские права.