К каким советам стоит прислушаться, формируя свой инвестиционный портфель

К каким советам стоит прислушаться, формируя свой инвестиционный портфель

К каким советам стоит прислушаться, формируя свой инвестиционный портфель
К каким советам стоит прислушаться, формируя свой инвестиционный портфель
Все большее число россиян сознает необходимость построения собственного фонда накоплений, способного обеспечить финансовую независимость и приемлемый уровень жизни. Этой теме посвящают свои семинары многочисленные блогеры, собирающие огромные аудитории. Далеко не все из них владеют специальными знаниями, необходимыми для успешного инвестирования. Однако огромный спрос на компетенции в области формирования индивидуальных инвестиционных накоплений приводит к тому, что тысячи россиян пытаются чему-то научиться у людей, в принципе неспособных обучать. Огромное количество роликов на всем известной платформе, постов в телеграм-каналах, рассылках в соцсетях с предложениями обучить трейдингу и инвестированию побудило меня написать эту статью.

ПОЧЕМУ СТОИТ ФОРМИРОВАТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОРТФЕЛИ?
Многие начинающие инвесторы принимают свои решения на основе рекомендаций биржевых аналитиков, мнений знакомых или рекомендаций неких финансовых гуру. Для выбора ценных бумаг необходим минимальный объем знаний в области экономики и финансов или хотя бы желание понимать, как функционируют финансовые рынки. Также полезен сдержанный пессимизм в отношении длительного роста фондового рынка – тут осторожность не будет лишней. Могу дать два совета: «не стоит пытаться вскочить в вагон уходящего поезда» и «деревья не растут до небес». Проще говоря, акции стоит покупать не после длительного роста, а на просадках рынка, а также не нужно ждать, что рынки будут расти постоянно – всегда найдутся инвесторы, желающие зафиксировать прибыль, особенно если на финансовом небосклоне появились первые облака. Еще один важный совет – не вкладывайте все свои сбережения в акции одного или двух-трех эмитентов. Основной принцип успешного инвестирования – диверсификация активов. Это понимают все разумные люди, но тут есть особенности.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ПОРТФЕЛЯ
Финансист из США Г. Марковиц еще в начале 1950-х годов объяснил, что далеко не всякая диверсификация полезна. Попробуем изложить в нескольких фразах теорию Марковица, за которую он получил Нобелевскую премию по экономике. Марковиц обосновал математически, что диверсификация снижает риск инвестиций, но только в том случае, если корреляция доходностей активов не положительная, а отрицательная. Иными словами, когда одни акции растут, то другие в идеале должны снижаться. Нет, это не оговорка. Марковиц рассматривал инвестиции именно как портфель – некую систему, которая должна управляться на системном уровне. Конечно, на растущем рынке мы не покупаем активы, курс которых начал снижаться. Просто мы включаем их в свой портфель в качестве защиты, или «хеджа», говоря по-научному, изменяя его удельный вес в соответствии с нашими представлениями о риске. Заслуга Г. Марковица состоит в том, что он дал инвесторам инструмент формирования инвестиционного портфеля в виде математической модели, которая позволяет подобрать его для каждого инвестора в соответствии с его риск-профилем – готовностью и, главное, возможностью принять на себя тот или иной уровень риска. При этом мы определяем доли активов, составляющих наш инвестиционный портфель, исходя из некой средней ожидаемой доходности портфеля при минимальном уровне риска. Отметим, что речь идет именно об ожидаемой доходности, так как акции все же рискованный актив – они могут как расти, так и снижаться. В отличие от них облигации – инструмент с фиксированной доходностью, инвестор твердо знает, какую доходность принесет ему данный класс активов (fixed income securities).

Согласно Г. Марковицу, если мы включаем в портфель активы с отрицательной корреляцией, то значительно снижаем т.н. называемый специфический риск портфеля, т.е. риск, присущий конкретному эмитенту. Он составляет до 80% общего риска портфеля. А вот риск обвала рынка, или «рыночный, систематический» риск, мы устранить не можем. Более безопасными являются облигации – мы получаем свой доход в любом случае, если, конечно, эмитент будет способен исполнять свои обязательства. Для умеренно консервативного инвестора можно посоветовать классическую структуру портфеля 60/40, где первая цифра – доля облигаций в инвестиционном портфеле, вторая – доля акций. Для инвесторов, более склонных к риску, эта пропорция может быть обратной, иногда доля акций может быть и выше, если рынок только начал рост.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РОСТ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ И КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
Рынки начинают расти через некоторое время после смягчения денежно-кредитной политики центральных банков. Ставки снижаются, кредит становится более доступным, денежная масса растет, корпоративный сектор расширяет свою деятельность в надежде получить больше прибыли. А ведь именно ожидания прибыли вызывают рост котировок акций. Если бизнес-цикл начинает рост, чему способствует мягкая денежно-кредитная политика регулятора, значит, самое время формировать инвестиционный портфель. Каковы же основные принципы его формирования? Если эмитент относится к циклической отрасли, его прибыли и акции растут, когда экономика начинает рост после очередного кризиса или спада (рецессии). Традиционно к таким акциям относятся бумаги эмитентов таких отраслей, как строительство, производство автомобилей, бытовой техники, предметов роскоши – иначе говоря, отраслей, продукцию которых потребители смогут покупать, только ощущая уверенность в завтрашнем дне. Наиболее яркие представители на нашем рынке – акции девелоперов – ГК ПИК, «Самолет» и др., металлургов – ММК, «Северсталь», НЛМК, ГМК «Норильский никель», нефтяников и газовиков – НК «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Газпром» и особенно НОВАТЭК с его выдающейся рыночной динамикой и т.д. К ним также относятся представители финансово-банковского сектора – Сбер, Тинькофф, которые, несмотря на созданные ими экосистемы, несколько диверсифицировали свой бизнес, но в целом зависят от состояния экономики и денежно-кредитной политики Центрального банка.

Но есть и отрасли, спрос на продукцию которых не зависит от состояния экономики. Это производство продуктов питания и их продажа – «Магнит», Х5 Group, недавно прошедший IPO производитель одежды Henderson, прокатчик самокатов Woosh, операторы сотовой связи, производители лекарственных средств. К ним относится и «Транснефть», так как ее выручка зависит от объема прокачанной нефти, а также многие другие эмитенты. Я бы также упомянул и акции IT-компаний, прежде всего «Яндекса», разработчика ПО Positive Technologies и компании, создающие автоматизированные банковские системы, так как проблемы информационной безопасности сегодня выходят на первый план. Акции данных эмитентов могут показать серьезный рост в ближайшие годы, тем более после ухода западных конкурентов. Если в нашем портфеле есть акции циклических и нециклических компаний, то мы за счет такой диверсификации обеспечиваем страхование денежного потока – снижается цикличность доходов компаний, а значит, более стабильные доходы мы получаем от инвестиций – в виде дивидендов, роста котировок и т.д.

ИНДИКАТОР СТРАХА, ИЛИ А ЗОЛОТО ЛУЧШЕ
Но, как показала практика, лучшим инструментом диверсификации и защиты от рисков является золото. На днях золото обновило исторический максимум, пробив уровень в 2203 долл. за тр. унц. Да, мне могут возразить, что фондовые индексы также пока обновляют максимумы – индекс широкого рынка S&P 500 пробивал уровень в 5188 п., хотя еще недавно были сомнения, осилит ли он уровень в 4500 п. Российский индекс Московской биржи также поставил рекорд, обновив максимум в 3322 п. Но при изменении вектора денежно-кредитной политики ведущих мировых центральных банков золото имеет все шансы резко вырасти. Цели уже пора пересматривать – если раньше инвестиционные банки (Goldman Sachs и другие) считали, что золото вырастет до уровня 2200–2500 долл. за тр. унц., то теперь и уровень в 3000 долл. уже не кажется столь фантастическим, а ведь ФРС США еще даже не начинала снижать процентные ставки и пока даже не указывала на возможные сроки. Однако золото также растет на росте геополитических факторов: обстрелы хуситами кораблей в Красном море, грозящие вызвать перебои в поставках нефти на мировом рынке, а также другие факторы вызывают озабоченность инвесторов всего мира и толкают золотые котировки вверх. Не зря цену золота называют индикатором страха, и среди основных покупателей – центральные банки многих стран мира. Поддержку золоту также оказывают слабые макроэкономические данные ведущих мировых экономик, что ускоряет снижение процентных ставок.

Симптоматично, что рост цен на золото начался в первых числах марта – одновременно с ростом котировок биткойна и других криптовалют. Вероятно, инвесторы ищут убежища в обоих активах, считают их менее рискованными, чем акции. Дело в том, что в последние недели рост на рынке акций США обеспечивался спросом на акции т.н. «великолепной семерки» – Nvidia, Apple, Tesla и других акций, относящихся к сектору Big Tech, особенно имеющих отношение к разработкам в области ИИ. 5 марта они рухнули, потеряв в капитализации 233 млрд долл. Это уже третий по величине обвал акций IT-гигантов в этом году. Все это очень напоминает 2000 год и ажиотаж вокруг доткомов, закончившийся крахом рынка NASDAQ. Опытные инвесторы знают, что на финальной фазе роста фондового рынка, когда входят начинающие инвесторы, профессиональные инвесторы (т.н. smart money) продают им свои акции на максимуме. Повторится ли эта история сейчас?