12 декабря 2017
Издается с 1957 года

"Переселять людей из пятиэтажек в новые квартиры мы начнем уже в этом году"

Марат Хуснуллин о рекордных показателях развития Москвы, старте программы реновации и новых визитных карточках Москвы
8 августа 2017№28 2084

Pic 1502201322

По динамике развития Москва сегодня занимает второе место в мире среди крупнейших агломераций, уступая только Пекину, а по некоторым отдельным показателям и вовсе является лидером. Это отмечают авторитетные мировые эксперты. Небывалый рост стал возможен во многом после кардинального пересмотра градостроительной политики. О том, что сегодня в центре внимания строительного комплекса города, корреспонденту «Московской перспективы» Андрею Макарскому рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Недавно в Москве прошел очередной Урбанистический форум. Обычно в рамках этого мероприятия заказываются специальные исследования, которые сопоставляют крупнейшие агломерации мира по целому ряду показателей и составляют рейтинги. Как выглядит сегодня Москва на фоне других мегаполисов?
- Москва из года в год демонстрирует высокие темпы развития по целому ряду ключевых показателей. Об этом говорят результаты исследований международных компаний и агентств, которые мы ежегодно заказываем. Эти исследования изучают и сравнивают Москву по 37 комплексным показателям в различных областях с крупнейшими мировыми мегаполисами: уровню инвестиционной привлекательности, развитию улично-дорожной сети, общественного транспорта, благоустройства, строительству жилой и коммерческой недвижимости и ряда других. Буквально в июле в рамках проходившего в столице 7-го Урбанистического форума были представлены результаты исследований авторитетного агентства Price Waterhouse Coopers (PWC), изучающего динамику развития мегаполисов. По динамике развития мы занимаем второе место среди 20-ти крупнейших агломераций мира, уступая только Пекину. Кроме того, мы вошли в десятку агломераций по эффективности развития, заняв в этом рейтинге шестое место, лидером стал Нью-Йорк. По некоторым направлениям наша столица из года в год находится в числе лидеров. Так, Москва занимает второе место после Берлина по плотности сети рельсового транспорта, демонстрирует высокие темпы и объемы дорожно-транспортного строительства, находясь по данному показателю на втором месте в мире после Шанхая, обойдя такие мегаполисы, как Лондон, Пекин, Сеул, Токио, Берлин. Второе место у Москвы и по развитию общественного транспорта: 67% всего пассажиропотока столицы приходится именно на него, и только два города - Мехико и Гонконг - нас по этому показателю опережают.

- Что, на ваш взгляд, является главным показателем с точки зрения градостроительного развития города?
- Самым главным градостроительным достижением нашего мегаполиса мы считаем снижение уровня загруженности улично-дорожной сети. При том, что в большинстве мегаполисов - таких, скажем, как Берлин, Сингапур, Нью-Йорк, Шанхай, Лондон, Мехико, Пекин, - он растет, в Москве - продолжает снижаться. Только за последние 4 года благодаря активному строительству метро, интеграции в единую систему рельсового транспорта железных дорог, дорожному строительству, грамотныму подходу к организации парковочного пространства, загруженность столичных дорог снизилась на треть - с 57% до 44%, а среднее время в пути сократилось на 5 минут, что является одним из лучших результатов среди мегаполисов мира.
По-прежнему наш город признан одним из самых зеленых в мире: по обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения мы обогнали и Нью-Йорк, и даже Лондон, традиционно считавшийся самым зеленым городом.
Приближаемся к уровню наиболее развитых мегаполисов мира и по обеспеченности коммерческой недвижимостью. Мы на 5-м месте, которое разделяем с Сингапуром, по общей площади качественных офисных площадей на душу населения (1,4 кв.метра на человека), а по площади торговых центров на душу населения разделяем 4-е место с Мехико, оставляя позади такие мегаполисы, как Лондон, Берлин, Сан-Паулу, Сеул, Гонконг, Шанхай.
Что касается темпов строительства жилья, то они сопоставимы с большинством мировых мегаполисов. Уровень инвестиций здесь по-прежнему высокий. Только в первой половине этого года в Москве выдано 770 разрешений на строительство жилья общей площадью свыше 4 млн кв.м, что составляет больше половины от общего объема недвижимости. Причем Москва выгодно отличается сбалансированным развитием, что отмечают международные аналитики и эксперты. То есть, у нас новое жилье обеспечивается необходимой социальной инфраструктурой и инфраструктурой для создания рабочих мест. Это наглядно показывает, что мы развиваем Москву полицентрично, превращая ее в комфортный и удобный для людей город.

- Какие крупные проекты в настоящее время в центре внимания городских властей?
- Среди основных проектов стройкомплекса можно выделить развитие транспортной инфраструктуры и, прежде всего, - строительство Третьего пересадочного контура метро и дальнейшее развитие МЦК. Это уникальные проекты не только для столицы, но и для России в целом. Создавая доступный общественный транспорт в срединной части города, фактическое «притягивание» к нему недвижимости - жилой, социальной, коммерческой, как раз и формирует комфортную и удобную городскую среду. Безусловно, в центре внимания и дальнейшее строительство метрополитена, в том числе, в новой Москве. По-прежнему приоритетными остаются проекты развития промзон и реконструкции набережных Москвы-реки. И, конечно же, кардинальным образом на изменение городской среды, создание комфортного, удобного, «проницаемого», открытого и дружелюбного города повлияет масштабная программа реновации жилого фонда, которую мы в этом году запустим. 1 июля президент РФ В.В. Путин подписал федеральный закон, и теперь мы сформируем программу и начнем ее поэтапно выполнять.

- Подобраны ли стартовые площадки для строительства новых домов по программе реновации? Сколько уже найдено земельных участков?
- Мы проделали гигантскую работу, буквально «прочесали» весь город, нашли все потенциально возможные участки. На сегодняшний день есть примерно 300 площадок с потенциалом строительства 4,5 млн кв. м. Конечно, не все они свободны, где-то даже изменим градостроительное решение, но мы на 25% всей программы реновации уже имеем земельные участки. Этого достаточно, чтобы «поднять волну»: начать строить и переселять людей. Площадки есть практически во всех районах, где жители проголосовали за снос домов и переселение. То есть, они не сконцентрированы в каком-то одном месте, а равномерно распределены по городу. И все, кто примет участие в программе реновации и сделает выбор в пользу равнозначной квартиры в новом доме, гарантированно, в соответствии с законом, останутся жить в своих же районах, причем 90% жителей, и это мы уже сейчас можем сказать точно, — в пределах тех кварталов, где проживают.

- Сколько квартир на балансе города, в которые уже сегодня можно переселять людей?
- У города есть квартиры в строящихся и уже построенных домах по другим социальным программам. Подчеркиваю, что речь идет о квартирах, находящихся на балансе города. Часть их находится в ведении департамента городского имущества, а часть, порядка 3,6 тыс. квартир общей площадью почти 203 тыс. кв. м, — на балансе казенного предприятия «Управление гражданского строительства». И расположены они как раз в районах, планируемых под реновацию. В настоящее время мы изучаем этот фонд на предмет квартирографии, соответствия тем нормам, которые прописаны в законодательстве в отношении нового жилья. Те квартиры, которые подойдут, мы будем предлагать москвичам. До конца года, думаю, сможем запустить процесс переселения.

- Когда начнется строительство домов по программе реновации и когда первые переселенцы переедут в них?
- Сейчас наша первоочередная задача – официально утвердить списки домов и определить уже конкретные стартовые площадки, чтобы запустить первую волну строительства домов. Думаю, что первые из них будут готовы через два-три года. Но, повторюсь, некоторые жители пятиэтажек смогут переехать в новостройки уже к концу этого года, - в те дома, где мы предложим им квартиры, находящиеся на балансе города. При условии, подчеркну, соответствия квартирографии и необходимым нормам, прописанным в законе, и, конечно же, с согласия самих граждан. С другой стороны, необходимо понимать, что на данный момент окончательной "карты" по реновации пока нет, сейчас изучаются протоколы общих собраний жильцов, проведенных до 1 июля – даты вступления в силу федерального закона. И жители этих домов тоже хотят попасть в программу реновации. Поэтому итоговые списки мы опубликуем в августе. На основании этих списков будет сформирована сама программа реновации, а затем – составлен график очередности переселения и сноса. Все это мы опубликуем, и каждый участник программы четко будет знать, когда именно он переезжает, куда, какая будет инфраструктура и так далее.

- Москва объявила об архитектурном конкурсе на разработку проектов планировок кварталов реновации. Сколько уже участников? Есть ли интерес иностранных бюро?
- Конкурс вызвал огромный всплеск интереса архитекторов и архитектурных бюро как из России, так и из других стран. Статус конкурса, а он международный, говорит сам за себя. Никаких ограничений для участия мы не делали. С 25 апреля в течение двух с лишним месяцев Москомархитектура принимала заявки. Всего их поступило 132, а также порядка 50 творческих заданий от архитектурных и проектных бюро Москвы, региональных бюро и консорциумов с иностранным участием. Лучшие команды жюри отберет 1 августа. На втором этапе конкурса командам предстоит разработать концепции на пять площадок реновации в соответствии с техническим заданием. Для каждого квартала проект будет разрабатываться индивидуально в зависимости от особенностей и условий конкретной территории реновации. Кстати, московские архитекторы уже изучали международный опыт расселения таких кварталов, он есть в Германии, Нидерландах, Китае, Японии. Но все они существенно меньше по масштабам и объемам. Как ни странно, самым авторитетным экспертом в этой программе являемся мы сами, так как у нас за плечами уже есть первая программа по расселению ветхих пятиэтажек.
География участников конкурса широкая. Заявки подали архитектурные бюро из Германии, Нидерландов, Великобритании, Испании, Малайзии, Италии, Венгрии, Сербии, Франции, США, Японии, Грузии, Турции, Индии, Кипра и Финляндии. Всего представлено 17 стран-участниц, а заявок с иностранным участием - 40. Кроме того, у нас очень много заявок от российских региональных бюро, что свидетельствует о высоком интересе к программе реновации по всей стране.

- Когда будет создан Фонд реновации, есть ли вас кандидаты на пост руководителя?
Фонд содействия реновации жилья в Москве будет сформирован через два-три месяца. У нас есть несколько кандидатур на пост руководителя, но окончательно пока мы не определились. При фонде содействия реновации будет создан Попечительский совет, куда войдут представители Счетной палаты, выборных органов и Общественной палаты. Будет сформирован и Совет директоров фонда. Хочу подчеркнуть, что деятельность создаваемой организации будет максимально прозрачной, все операции будут проходить через правительственные казначейские счета.

- С начала года, говорят эксперты, в Москве отмечен спад объемов ввода жилой недвижимости по сравнению с прошлыми годами. Чем это объясняется?
- Я бы не назвал это спадом. И по итогам 2016 года мы ввели почти 3,5 млн кв.м жилья, что выше наших плановых ожиданий, которые фиксировались на уровне 3 млн кв.м. Что касается 2015 года, то он стал рекордным по вводу жилья в столице за весь посткризисный (после 2008 года) период - 3,8 млн кв.м. К тому же у нас практически удвоился ввод апартаментов, которые юридически статуса жилья не имеют, но по сути таковыми являются. Сегодня они (апартаменты) считаются отдельно от жилья, хотя это не логично. И мы сейчас подготовили поправки в законодательство, которые позволят уравнять апартаменты и жилье в статусе. Это важно, поскольку ставку мы делаем именно на развитие в Москве арендного жилья, в соответствии с мировой практикой. Так вот если суммировать показатели ввода чисто жилья с вводом апартаментов, то у нас не спад, а рост.
Кроме того, некоторые эксперты часто опираются на данные первых двух кварталов, что вовсе не является показательным. В строительстве, как вы знаете, в первом полугодии объемы всегда ниже, основные показатели традиционно приходятся на ноябрь-декабрь. К слову, почти 90% жилья в городе у нас строят инвесторы. И выданных разрешений на строительство жилья у них сейчас – как минимум на десять лет вперед. Плюс будет принята программа реновации жилого фонда, в рамках которой активно будет строить сам город. Таким образом, объемы будут только расти. Потенциал уже выданных девелоперам разрешений на строительство, а также городской программы реновации позволит в ближайшие 15 лет ежегодно вводить в эксплуатацию в Москве по 4–4,5 млн кв. м жилья и апартаментов.
При этом хочу пояснить еще один важный момент: перед нами вовсе не стоит задача застроить весь город жильем, мы ведь развиваем территории комплексно. Это значит, что рядом с жилыми домами возводится социалка, коммерческая недвижимость для создания рабочих мест. Наша задача – максимально приблизить эту недвижимость к транспортным узлам.

- В Москве реализуется программа строительства ТПУ на строящихся станциях метро и МЦК. Известно, что по некоторым площадкам уже определились инвесторы. Будет ли участвовать в возведении ТПУ сам город?
- Напомню, что всего программой предусмотрено строительство 169 капитальных ТПУ, по 134 из которых в настоящее время разрабатывается необходимая документация. По результатам конкурсов уже определены инвесторы для 13 площадок. На шести из них сейчас ведутся строительно-монтажные работы. Что касается участия города, то мы приняли решение, что столичный бюджет профинансирует возведение 55 ТПУ на тех станциях метро, которые в настоящее время находятся в стройке. Все эти объекты найдут отражение в городской Адресной инвестиционной программе.

- Темпы строительства метро в Москве по-прежнему высокие?
- Темпов строительства метро мы не сбавляем, подземка активно строится, чтобы как можно большее число москвичей имели самый удобный и быстрый транспорт в пешей доступности. Если сравнивать с другими мегаполисами, то по темпам и объемам строительства метро Москва продолжает занимать первые строчки в мировых рейтингах, обгоняя Пекин, Мехико и Стамбул. Ежегодно наша подземка перевозит 2,5 млрд человек, при этом ее загруженность ниже, чем в других городах. Хочу напомнить, что к реализации беспрецедентной по масштабам программы метростроения мы приступили в 2011 году, и к 2020 году сеть столичного метрополитена вырастет почти в 1,5 раза, а станции метро в шаговой доступности получат 93% горожан. Напомню, что за прошедшие со старта программы шесть лет построено и введено в эксплуатацию почти 40 км линий метрополитена. Для сравнения, в 2010 году протяженность подземки составляла 300 км, то есть прирост – более 10% от объема, построенного за предыдущие 75 лет. В этом году закончим работы еще на 42 км линий.

- Какие станции планируете сдать в этом году?
Что касается новых станций, запланированных к вводу на этот год, то напомню, что еще в марте мы открыли для пассажиров участок Солнцевского радиуса, включающий «Минскую», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Сейчас продолжаем активные работы на очередном отрезке – до «Рассказовки». Это один из самых протяженных участков московского метро, его длина 15 километров, и на нем будет 7 станций - «Мичуринский проспект», «Очаково», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка». Ввода в эксплуатацию этого участка ждут более полумиллиона москвичей – жителей прилегающих районов. Получив станции метро в шаговой доступности, они смогут сократить свой путь в центр города до 45 минут. Сейчас на каждой из этих станций работы идут в очень хорошем темпе, степень готовности высокая. До конца года все станции будут достроены. В дальнейшем эту ветку мы продлим до Внуково. Напомню, что после завершения строительства и ввода в эксплуатацию станции «Рассказовка» Солнцевская ветка станет второй линией московского метро (после Сокольнической), которая придёт на новые территории. Станция метро «Рассказовка» так же, как и уже действующая станция «Румянцево» Сокольнической линии, расположена в одной из точек роста новой Москвы, где формируются рабочие места. Ее пассажиропоток, по предварительным подсчетам, может превысить 250 тысяч человек в сутки, поэтому мы там построим крупный ТПУ.
Кроме того, уже осенью пассажиры смогут воспользоваться первым участком «второго кольца» метро - Третьего пересадочного контура - от «Делового центра» до «Петровского парка». Всего на этом участке пять станций - «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». До конца текущего года также будет достроен и очередной участок Люблинско-Дмитровской линии - от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской», на нем будет три новые станции - «Окружная», «Верхние Лихоборы» и собственно «Селигерская». Как только этот участок запустим, начнем продлевать эту ветку дальше – до платформы Лианозово, чтобы обеспечить людям удобную пересадку на железную дорогу. И, наконец, в этом году метро придет в Ховрино: одноименная станция подземки станет конечной на северо-западном участке Замоскворецкой линии метро. Работы там практически завершены. В будущем году между «Ховрино» и «Речным вокзалом» достроим и откроем станцию «Беломорская улица», строительство которой было возобновлено по многочисленным просьбам жителей этого района. Запуск движения поездов по этому новому участку – от «Речного вокзала» до «Ховрино» - позволит снизить загрузку самой станции метро «Речной вокзал», уменьшить заторы на Ленинградском проспекте, Фестивальной, Беломорской и Смольной улицах, а также сократить расстояние от аэропорта «Шереметьево» до ближайшей станции метро. В итоге у москвичей появится еще один удобный способ добраться из города в аэропорт либо в обратном направлении. Помимо этого, на станции «Ховрино» построим и новый современный ТПУ, который объединит пассажиропотоки сразу трех видов транспорта - метро, железной дороги и наземного транспорта, так как рядом со станцией метро построят железнодорожную платформу «Ховрино-2» и новую современную автостанцию для межрегиональных и международных автобусов. В результате дорожная ситуация улучшится для 140 тысяч жителей районов Левобережный и Ховрино.

- Как обстоят дела с дорожно-транспортным строительством? Какие стройки на сегодняшний день в Москве самые крупные?
- Темпы дорожного строительства, если сравнивать с «нулевыми» годами, в Москве сегодня беспрецедентны: за последние 6,5 лет они выросли в 4 раза, и в 3 раза выросли инвестиции. Мы с 2011 по 2016 годы построили и реконструировали 544 км дорог – это ни много ни мало 12,5% протяженности всех, существовавших прежде в городе.
Вообще мы поставили перед собой задачу – строить и реконструировать примерно по 100 км дорог в год, учитывая тот уровень мобилизации, которой сохраняется (а ежегодно Москва прирастает примерно 300 тысячами автомобилей). Поэтому без современных магистралей, удобных развязок, эстакад, создания альтернативных путей передвижения - тех же дорог-дублеров, никак не обойтись. Кстати, с этой задачей мы успешно справляемся. Более 100 км открыли в 2015-м году, в прошлом году вообще поставили рекорд - ввели 116,7 км дорог, в планах на текущий год – 103 км дорог. В принципе на сегодняшний день все основные крупные дорожные стройки в городе мы практически завершили – реконструировали все основные развязки на МКАД и вылетные магистрали. Из крупных проектов сейчас продолжается строительство участков Северо-Восточной (СВХ) и Северо-Западной хорд (СЗХ), Южной рокады, плюс продолжаем реконструировать Калужское шоссе.
По СЗХ основные участки уже открыты для движения. В этом году запустили участок Можайское шоссе - ул.Генерала Дорохова, а также открыли движение по полностью реконструированному Аминьевскому шоссе. Осталось завершить работы до Рябиновой улицы, а также от Рублевского до Можайского шоссе. Активно строится и участок «Проспект Маршала Жукова - Рублевского шоссе (улица Нижние Мневники, включая два моста через Москву-реку)». Все работы по хорде закончим к 2019 году. Причем, при нормативном сроке строительства оставшейся части хорды – 3-4 года, сделаем это досрочно – за два.
СВХ будет готова одновременно с СЗХ, возможно, лишь отдельные ее части перейдут на 2020 год. Очень активно сейчас идут работы на участке от платной дороги Москва - Петербург до Дмитровского шоссе. Участок в очень высокой степени готовности, в будущем году его запустим. И в начале следующего года приступим к прокладке последнего участка этой магистрали, который соединит Ярославское и Дмитровское шоссе.
В этом году начнется еще одна крупная стройка – южный дублер Кутузовского проспекта, который соединит Третье транспортное кольцо с МКАД. Завершить работы по сооружению Южного дублера мы планируем в течение полутора лет.

- В последние годы в Москве появилось множество новых общественных пространств и парковых зон. Две из них - по-настоящему уникальные проекты, аналогов которым в Москве, похоже, еще не было. Речь о «Зарядье» и детском парке развлечений в Нагатинской пойме. Как продвигается их строительство, когда они откроются?
- Это действительно уникальные парки, причем не только для Москвы, но и для Европы. А по масштабности эти проекты на сегодняшний день не имеют себе равных во всем мире. «Зарядье», к примеру, станет еще и первым крупным парком, созданным в столице за последние полвека, а «Остров мечты» в Нагатинской пойме – крупнейшим всесезонным детским парком развлечений в Европе и первым в России.
Общая площадь строящихся объектов «Зарядья», который возводится в самом сердце Москвы – в историческом центре, у стен Кремля, составит свыше 77,9 тысяч кв.м, включая здание филармонии. Посещать парк смогут ежегодно 12 миллионов человек. Это место станет настоящей изюминкой нашего города, его визитной карточкой. Открыть его для посетителей мы планируем уже осенью этого года, так что это событие станет еще и прекрасным подарком всем москвичам и туристам к 870-летнему юбилею Москвы.
В строящемся в Нагатинской пойме на площади в 92 га парке развлечений вне зависимости от погоды гости смогут кататься на аттракционах, отдыхать, заниматься спортом, проводить время в кафе и ресторанах. Общая площадь «Острова мечты» составит порядка 300 тысяч квадратных метров – это сам крытый тематический парк развлечений, ландшафтный парк, многофункциональный концертный зал, мультиплекс на 14 залов, набережная с 2-километровым променадом, детская яхтенная школа, четырехзвездочный отель на 410 номеров, парковка на 4,5 тысячи машино-мест. Каждый год парк смогут посещать 4 миллиона человек. Кстати, реализация данного проекта – яркий пример участия инвесторов в градостроительном развитии столицы. Парк возводится на средства девелоперов. Работы идут активно, четко по графику, и уже через полтора года первая очередь может быть введена в эксплуатацию.

Москвичи и архитекторы обсудили реновацию кварталов в Царицыне
  • 11 декабря, 19:27
  • Светлана Баева
60 лет назад в Москве были построены знаковые сооружения, многие из которых стали приметой своего времени
  • 11 декабря, 23:20
  • Алексей Митрофанов
Контрольный матч перед чемпионатом мира по футболу национальная сборная проведет на историческом стадионе
  • 11 декабря, 23:14
  • Сергей Чаев