Московские театральные премьеры, которые могут удивить

Московские театральные премьеры, которые могут удивить

Московские театральные премьеры, которые могут удивить
Московские театральные премьеры, которые могут удивить
Репертуар столичных драматических театров велик и разнообразен – от академических постановок мировой классики до авангардных поисков нового прочтения известных пьес. Причина тому проста – сложно встретить где-либо еще столь избалованную публику, как в Москве. И битва за ее внимание идет нешуточная.

Высокие требования, которые задает зритель, побуждают режиссеров и труппы находиться в вечном поиске. Удивлять и привлекать помогают новые форматы, которые берут в свой арсенал многие театры. Среди них есть и эксперименты, которые определенно заслуживают внимания. «МП» рассказывает о нескольких новаторских сценических решениях.

ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ
Одним из новых жанров театра стал вербатим. Этот термин означает дословное, точное воспроизведение различных текстов. Он появился около века назад и пережил несколько периодов популярности, за которыми следовало затишье.
В Театре имени Моссовета режиссер Павел Пархоменко решил вновь возродить этот стиль. Неслучайно была выбрана именно камерная сцена – это помогло погрузиться в более бытовую атмосферу. Ведь вербатим – вид документального представления, в котором используются реальные истории людей. Интересно, что подготовкой сценария отчасти занимаются сами актеры, которые ищут респондентов: это могут быть, скажем, случайные прохожие, пассажиры поезда или покупатели магазина. Удивительно, сколько всего интересного таят в себе незнакомцы, у которых актеры берут интервью и адаптируют его для спектакля. Так, моссоветовцы, поставившие вербатим «Москва. Полный круг», познакомили своих зрителей с персонажами московского метро, в которых многие, возможно, узнают себя. Это так называемый спектакль в спектакле, созданный по всем законам драматургии и рассчитанный на многогранную публику.

СТИРАЮЩИЙ ГРАНЬ
Иммерсивность – это эффект погружения в сюжет наравне с актерами, в котором задействованы все органы чувств. Зритель не просто наблюдает за действием из зала, а становится частью происходящего, взаимодействуя с актерами и сценографией, ощущая запахи, слушая звуки и наблюдая детали, погружаясь в абсолютно новый мир. В Москве иммерсивные театры появились совсем недавно, разбавив привычные постановки необычными, в которых зритель может сам выбирать, за какой сюжетной линией следить. Ведь действия спектаклей довольно часто разворачиваются и в непривычных локациях. 

На сегодняшний день существует несколько видов этого жанра – например, энвайронмент и променад. Первый вид переводится с английского как «окружающая среда», поэтому в подобных спектаклях в качестве места действия выбирают строящиеся здания, памятники архитектуры или музеи. Здесь зритель по-новому смотрит на сюжет, изучая пространство. Второй вид в переводе означает «прогулка», следовательно, сюжет раскрывается через призму небольшого квеста или путешествия. В целом эти виды призваны дать зрителю новую роль, сделав его героем истории.

В Россию эта модная тенденция пришла из Лондона и Нью-Йорка, где создали несколько уникальных проектов, стирающих грань между реальным и виртуальным. Наши режиссеры вдохновились этим опытом и внесли свои коррективы, создав любопытные произведения. К примеру, этой весной выходит в свет опера-променад «Пиковая дама», где гости вместе с актерами отправляются в путешествие по исторической усадьбе Гончарова–Филипповых и каждый акт разворачивается на расстоянии вытянутой руки.