Почему Чайковский считал «Евгения Онегина» оперой без будущего

Почему Чайковский считал «Евгения Онегина» оперой без будущего

Почему Чайковский считал «Евгения Онегина» оперой без будущего
Почему Чайковский считал «Евгения Онегина» оперой без будущего
Традиционно 27 марта культурное сообщество столицы отметит Всемирный день театра, 28 марта – день рождения главной сцены страны – Большого, а 29 стоит вспомнить и еще об одной круглой дате – ровно 145 лет назад состоялась премьера, пожалуй, самой популярной русской оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского. Все три события настолько тесно связаны между собой, что «Московская перспектива» решила совершить исторический экскурс в театральное прошлое Москвы.

Удивительно, но факт: создав, без преувеличения, гениальное произведение, Чайковский не верил в его будущее. «Опера «Онегин» никогда не будет пользоваться успехом, я это наперед знаю. Никогда я не найду артистов, могущих ответить хоть приблизительно моим требованиям. Казенщина, рутинщина наших сцен, бессмыслица постановки, система держать инвалидов, не давая хода молодым, – все это делает мою оперу почти невозможной на сцене...» – писал он перед премьерой. Знал бы тогда Петр Ильич, что «Онегин» прославит его в веках!

Идея написать оперу по роману в стихах Пушкина была подсказана композитору Елизаветой Лавровской, певицей и преподавательницей Московской консерватории. Работу Петр Ильич закончил, как сейчас бы сказали, в рекордно короткие сроки – за полгода. Говорят, что в трудах ему помогали и личные обстоятельства – накануне, подобно Онегину, он получил письмо с объяснением в любви от девицы Антонины Ивановны Милюковой. Так это или нет – история умалчивает, а вот то, что сам композитор посчитал свое произведение камерным, сомнений не вызывает. «Оно рассчитано на скромные средства и небольшую сцену, – писал он основателю Московской консерватории Николаю Рубинштейну. – Постановка же его именно в консерватории есть моя лучшая мечта».

Премьера состоялась 29 марта 1879 года на сцене Малого театра. Как и задумывал Чайковский, исполнили оперу консерваторцы. Увы, постановку московская публика приняла холодно, тогда большого успеха «лирические сцены», как называл свое произведение автор, не получили. Но… всему свое время. И хотя сам композитор уверял, что если опере не суждено идти в консерватории, то она не пойдет нигде, к ней обратился Императорский Большой театр. И уж что здесь сыграло роль – аура Большого или мастерство исполнителей, но до конца только XIX века на его сцене было дано 154 спектакля. А в XX столетии опера и вовсе стала абсолютным рекордсменом по количеству показов. Занятые в ней певцы имели такую популярность, которая и не снилась современным звездам. Например, соперничество знаменитых теноров Сергея Лемешева и Ивана Козловского породило два непримиримых лагеря их поклонниц – «лемешисток» и «козловитянок», противостояние которых вошло в легенды театральной Москвы.

Век XXI тоже не обошел своим вниманием «Онегина». К знаковому спектаклю обращались Александр Ведерников и Дмитрий Черняков, а пятнадцатую постановку в истории Большого театра осуществили режиссер Евгений Арье. И если великая музыка во все времена неизменна, то технические возможности сцены растут вместе с прогрессом. И Большой в этом смысле, конечно, не исключение. Ведь это один из самых технически оснащенных театров мира. За свою долгую историю, а датой его основания считается 28 марта 1776 года, когда императрица Екатерина II подписала князю Петру Урусову привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений», Большой театр пережил не одно видоизменение. Были в этом списке и восстановление после пожара, и войны – 1812 года и Великая Отечественная, и масштабнейшая реконструкция, позволившая, с одной стороны, воссоздать здание в стиле классицизма таким, как его задумывали архитектор Альберт Кавос и скульптор Петр Клодт, с другой – превратить театр в современный и высокотехнологичный объект.

О гигантской проделанной работе говорит всего один факт: на момент начала реконструкции в 2005 году износ здания составлял примерно 70%. Почти половину конструкций признали аварийными, фундамент раскололся на части. Нужно было не просто восстановить, а сделать новую основу и «поставить» на нее здание! За пять лет, что длились работы, строители не только смогли справиться с этой задачей, но и углубили театр на 26 метров и шесть уровней под землей. Благодаря этому уникальному проекту у театра появился еще один концертный зал на 300 зрителей. Помимо восстановления исторического облика, утраченного за годы советской власти (а над этим трудились более тысячи реставраторов), особое внимание было уделено легендарной акустике и сценической механизации. Историческая сцена Большого театра теперь состоит из семи двухуровневых подъемно-
опускных площадок. Эти платформы легко меняют свое положение, так что сцена может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. На ней можно полноценно использовать световые, звуковые и визуальные эффекты. Все изменения по достоинству оценили критики и зрители. Ведь даже Чайковского слушать в зале с хорошей акустикой приятнее вдвойне.