27 марта отмечается Всемирный день театра

27 марта отмечается Всемирный день театра

27 марта отмечается Всемирный день театра
27 марта отмечается Всемирный день театра
Так уж сложилось, что театр, один древнейших видов искусства, все прошлое столетие доказывал свое право на существование. Еще сто лет назад служители Мельпомены испытывали священный трепет, видя, как стремительно набирает популярность даже еще не обретший собственного голоса кинематограф. Мрачные перспективы ухода в глубокую периферию искусства выглядели для них вполне реалистично. Но театр выстоял! И сегодня демонстрирует удивительные возможности.

Весь ХХ век театр избавлялся от устаревших форм – балаганных форматов, избыточных эмоций, неправдоподобных эффектов. Ремарка теоретика современного русского театра «Не верю!» во многом была связана с гротескным стилем, царившим в нем веками. Менялась не только манера игры, но и технические возможности театра. В 70-е годы прошлого столетия зрители считали верхом прогресса появление на сцене театрального дыма и замену сидевших в оркестровой яме музыкантов мощными колонками в формате стереозвучания. Это слегка контрастировало с тем, как выглядели сами театральные площадки в старых особняках. Хотя уже в советское время появлялись объекты, своим внешним видом провозглашавшие торжество нового над старым – Театр кукол им. С.В. Образцова, Театр на Таганке, Музыкальный театр Натальи Сац, Центр имени В. Мейерхольда и другие. Настоящий перелом произошел в начале XXI века. Одной из первых площадок, оснащенных самым современным набором сценической техники, стал Московский музыкальный театр «Геликон-опера», созданный Дмитрием Бертманом. Размещенный в усадьбе Шаховских-Глебовых- Стрешневых, он получил неслыханную по качеству акустику, возможности трансформации сцены, оборудование, обеспечивающее самые разные эффекты звука и света. Как говорят любители музыки, на акустику здесь работает даже мебель. До сих пор здесь проводят экскурсии, демонстрируя уникальное театральное оснащение двух новых залов «Геликона». Например, один из них, «Стравинский», имеет подвесной потолок с эффектом звездного неба. Под ним смонтирована акустическая система в виде больших раструбов. Эти элементы могут менять оттенки звуков, настраивая акустику зала под симфонический оркестр или струнный коллектив. А кому удалось проникнуть за кулисы, с восторгом отзываются: «Это просто космически-футуристические пространства. Подниматься и опускаться может не только сцена, но и оркестровая яма!»

Вслед за этой площадкой аналогичные возможности после реконструкции получили Большой и Малый театры. Некоторые классические площадки московским строителям пришлось буквально спасать. Например, Малый театр, боровшийся с угрозой обвала из-за подмывания капитальных стен водами подземной реки. Главный театр страны – Государственный академический Большой театр (ГАБТ) – не только до неузнаваемости изменился, но и расширил возможности исторической сцены за счет открытия в 2002 году новой – на Большой Дмитровке, 4, построенной по проекту Зураба Церетели на месте обычных многоквартирных домов.

Два года назад о завершении аналогичных процессов заявило и руководство Театра на Малой Бронной, проведя встречу с прессой по случаю финала реконструкции театрального здания. Впервые за несколько десятилетий стараниями реставраторов здание и его интерьеры обрели подлинную красоту – аутентичную расцветку стен, лепнину, сложную по конструкции модерновую люстру и самые современные технологические возможности. В частности, здесь установлен уникальный проектор 40-тысячник (аналогичный по мощности есть только в ГАБТе), который используется для оформления спектаклей. Оборудование обеспечено системой слежения за звуком, пультами управления, создания самых разных эффектов в пространстве сцены. Ручное изготовление декораций в связи с такими опциями может уйти в прошлое.

Последние годы стали знаковыми для столичной Мельпомены. Новые технические возможности обрели Государственный театр киноактера, театр «Уголок дедушки Дурова», «Ведогонь-театр» в Зеленограде, театр «Эрмитаж». Была завершена реконструкция и реставрация театров «Современник», «Школа современной пьесы», «Et Cetera» под руководством Александра Калягина, «Около дома Станиславского», Московского музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева, Московского театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко. Событием 2023 года стало открытие после многоэтапной реконструкции Театра Эстрады, в котором обновили все самые важные пространства – сцену, зрительный зал, лестницы, фойе.

Сейчас в Москве работают около 200 театральных сцен. И процесс их преобразования, переоснащения и модернизации продолжается. В рамках реализации национального проекта «Культура» проводится масштабная реконструкция московских театров, в ходе которой за последние десять лет обновлены 85 зданий. В этом году планируется завершить масштабные работы в Центре театра и кино на Поварской, а к 2030 году будут обновлены все нуждающиеся в этом московские театры.

Теги: #