В Москву и из Москвы

В Москву и из Москвы

В Москву и из Москвы
В Москву и из Москвы
Потенциал развития и проблемы внутреннего туризма

Москва становится одним из центров внутреннего туризма – в прошлом году город посетили 20 млн человек, а в преддверии новогодних праздников все билеты на поезда в московском направлении закончились уже в середине декабря. Карта внутреннего туризма России позволяет выделить города и маршруты, ставшие наиболее популярными, а также территории с большим потенциалом. Но есть и серьезные барьеры, мешающие развитию. Об этих и других особенностях русского туризма в интервью с Андреем Языкеевым – директором по региональному взаимодействию и международным проектам Агентства социальных исследований «Столица».

– По данным правительства Москвы, в прошлом году столицу посетили более 20 млн туристов из России и зарубежья. Если говорить о россиянах, кто эти люди и из каких уголков страны к нам чаще всего приезжают?

– В начале туристического сезона этого года мы провели большое исследование в городах-миллионниках и центрах федеральных округов по теме развития внутреннего туризма. Его целью было выявление наиболее популярных маршрутов, точек роста и барьеров в развитии внутреннего туризма. Это было наше инициативное исследование, но при его формировании мы руководствовались теми ориентирами, которые формулирует сегодня Федеральное агентство по туризму и Минэкономразвития РФ.

Москву наиболее активно посещают жители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга и даже Владивостока. Так, более 10% участников опроса с Дальнего Востока сообщили, что посещали Москву в туристических целях за последние два года.

Говоря о портрете туриста, это чаще всего молодые люди, причем наиболее активная группа – 25–34 лет, предпочитающие активный и познавательный отдых. Чаще всего они путешествуют с супругами, реже с детьми и друзьями и в большинстве случаев самостоятельно планируют свой маршрут, не пользуясь услугами фирм.

Россияне, приезжающие в Москву, в основном люди среднего достатка, которые могут себе позволить 1–2 раза в год совершать туристические поездки. Чаще всего это специалисты с высшим образованием, работающие в коммерческом секторе. Также несколько выделяется группа предпринимателей и бизнесменов, которые совмещают отдых и деловые цели.

– Что больше всего привлекает туристов в Москве, какие столичные объекты или мероприятия они посещают, как оценивают уровень сервиса и гостеприимства?

– Судя по результатам исследования, наиболее важными критериями при выборе туристического маршрута являются цены в месте отдыха, включая билеты, проживание и прочие расходы. На втором месте стоит наличие моря – мы все-таки живем в северной стране, и пляжный отдых сам по себе для многих является экзотикой. Далее идут культурно-историческая наполненность места, наличие достопримечательностей и широкий ассортимент экскурсий. Одной из важных характеристик при выборе направления поездки для россиян является уровень комфорта, сервиса и инфраструктура отелей.

Если говорить о Москве, то более 70% респондентов остались довольны поездкой в столицу. Участники опроса высоко оценили уровень сервиса отелей и мест отдыха, широкий выбор экскурсий, возможности для повышения культурного уровня, большое число исторических мест и памятников. Одним из важных критериев выбора поездки в Москву каждый четвертый участник опроса назвал наличие здесь друзей или родственников.

Наиболее популярным местом для туристов из городов России традиционно является Красная площадь с архитектурным ансамблем Кремля. Теперь к ним добавился новый комплекс «Зарядье», который, судя по результатам опроса, также становится популярным у туристов. Также среди достопримечательностей выделяли Воробьевы горы с обновленным комплексом «Лужники» и канатной дорогой, Третьяковскую галерею, Музей им. Пушкина, прогулочный центр города, который, по мнению гостей столицы, заметно преобразился за последние годы.

– Довольно стандартный набор. Хотя в Москве много других интересных исторических и культурных объектов, популярных у москвичей. Давайте поговорим о жителях столицы. Куда чаще всего едут отдыхать москвичи?

– Главной особенностью москвичей по сравнению с жителями других регионов можно назвать любовь к отдыху на дачах. Некоторые даже предпочитают загородный отдых на собственном участке поездкам на курорты и в санатории. Большой популярностью пользуются также пляжные туры и познавательный туризм.

Чаще всего москвичи путешествуют в Санкт-Петербург, Сочи и Крым, а также города Золотого кольца. Практически не пользуется популярностью восточное направление – туристические места Алтая, Байкала, Приморского края и Арктики. Если говорить о зарубежных маршрутах, жители столицы чаще выбирают для путешествий европейские страны, а также курорты Египта и Турции, определенной популярностью также пользуются некоторые территории в СНГ.

Судя по результатам исследования, москвичи при выборе мест отдыха отличаются некоторым консерватизмом и часто возвращаются в места, где были раньше, связанные с какими-то личными или семейными историями. Кроме того, жители столицы путешествуют с супругами и в одиночестве, реже в компании друзей. В поездках их больше привлекают возможности познакомиться с достопримечательностями и расширить кругозор.

– Если сравнивать курорты и туристические места России и других стран, в чем наши преимущества и какие можно выделить недостатки?

– Главным преимуществом зарубежных курортов, судя по результатам исследования, является качество сервиса, и здесь мы пока отстаем. Второе важное преимущество – более низкие цены, особенно это касается таких популярных направлений, как Турция, Египет, Греция, Кипр. Тем не менее наши исследования показывают, что жители городов России все же чаще совершают туристические поездки внутри страны. Среди преимуществ внутреннего туризма можно выделить отсутствие языкового барьера и необходимость оформлять визы. Еще одним важным мотивом при выборе отечественных курортов являются патриотические чувства. Это, кстати, оказалось неожиданным результатом исследования. Последнее время также наблюдается рост такого критерия, как безопасность поездки. Это связанно и с неспокойной внутренней обстановкой, и миграционной ситуацией в ряде зарубежных стран, а также рисками возникновения проблем у турфирм. Около 60% участников опроса предпочитают самостоятельно планировать свои поездки, не пользуясь услугами посредников.

– Согласитесь, у зарубежных курортов получается довольно мощное сочетание: хороший сервис и низкие цены. Есть ли в таких условиях потенциал развития отечественных туристических центров? И какие направления внутреннего туризма могут быть более перспективными?

– Международный рынок туристических услуг – довольно развитая и динамичная сфера с очень жесткой конкуренцией. Поэтому развитие отечественных курортов – непростая задача, требующая не только серьезной государственной поддержки, но и значительных усилий на местах. Некоторые города и регионы активно занимаются развитием своего туристического потенциала и уже получают неплохие результаты в виде роста туристического потока. Здесь хорошими примерами являются Москва, Калининград, Казань и Краснодар.

Большие изменения за последние 5–7 лет произошли в Калининграде: появился новый аэропорт, красивые набережные, реконструировали центр. В течение года здесь проходят десятки событий – кинофестивали, выставки, концерты. Соответственно и туристический поток здесь вырос в несколько раз. Это результат большой системной работы федерального центра, региональных властей и местных сообществ. Не менее активно развивается Казань. Эти новые туристические центры по качеству туристического потока уже начинают обгонять таких лидеров советской индустрии отдыха, как курорты Минеральных Вод, города Золотого кольца и круизные туры по Волге.

Если говорить о важных направлениях развития внутреннего туризма, то на первое место выходят задачи формирования сетей отелей и туристических комплексов. Без появления собственных сетей гостиниц мы не сможем решить проблемы сервиса и ценообразования. Можно, конечно, привлечь иностранные сети, но опыт других стран показывает, что в этом случае мы будем терять до 80% денежных потоков. Второй по значимости проблемой является неразвитость авиационного сообщения. Особенно это касается востока страны, куда авиакомпании летают чаще всего по остаточному принципу и совершенно неудобному для туризма расписанию.

Третьим пока недооцененным направлением развития видится популяризация достопримечательностей, исторических и культурных территорий. Опросы показывают, что даже в Москве иногородние туристы могут назвать от силы 5–10 интересных объектов. Хотя спросите любого москвича, и он вам перечислит десятки интересных мест. Такая же ситуация в большинстве городов. В прошлом году мы проводили исследование в Калининграде и выявили около 150 достопримечательностей и объектов с потенциалом для организации туристических маршрутов. Популяризация таких мест может не только привлечь дополнительные туристические потоки, но и снять чрезмерную нагрузку на наиболее известные объекты. Ведь мало привлечь турпоток – им нужно еще и грамотно управлять. Иначе получится как в Петербурге, когда попасть в Эрмитаж или Петергофский дворец можно или зимой, или отстояв многочасовую очередь.

Важно также понимать, что сегодня в любой сфере ключевую роль играет образование. Неважно, о чем мы говорим: о развитии туризма, качественной городской среде или космонавтике. Базой для любого развития становится сеть образовательных учреждений. И что не менее важно – методики подготовки специалистов. Без развитой системы подготовки кадров – специалистов гостиничного бизнеса, туристических фирм, экскурсоводов – мы не сможем формировать конкурентоспособную туристическую отрасль.

Теги: #