Само совершенство

Само совершенство

Само совершенство
Само совершенство
В московском метро наравне с мужчинами вновь трудятся машинистами представительницы прекрасного пола. Женщин перестали допускать к управлению метропоездами в начале 80-х годов прошлого века, посчитав эту работу слишком вредной для их здоровья. И лишь в 2021 году Минтруд вновь вернул им эту профессию. Но и сегодня ее доступность лишь кажущаяся – претенденток ждут серьезный отбор и большой вступительный конкурс, сложный учебный период и выпускные экзамены, которые выдерживают далеко не все.

За те годы, что женщин официально не допускали к управлению составами столичной подземки, условия работы машинистов существенно изменились. Сейчас кабины отличаются простором, тишиной и комфортом. Пульты управления получили улучшенную эргономику, а те функции, которые машинисты прежде выполняли вручную, максимально автоматизировали. Поезда, за штурвалы которых встали женщины, ходят по одной из самых современных линий Московского метрополитена – Филевской, а весь подвижной состав состоит из вагонов нового типа – «Москва».

Впрочем, женщины-машинисты – это не нововведение московского метро последних лет. Ни в чем не уступая мужчинам, они водили составы электропоездов с 1936 года. Работая помощницами машиниста, энтузиастки добились разрешения сдать экзамены на право управления поездами метрополитена. Первой испытать судьбу решила Оксана Пинчук. Ее выпускной продолжался несколько часов и проходил с особым пристрастием. Когда она ответила на все вопросы по эксплуатации, устройству состава и спрашивать стало не о чем, строгая мужская комиссия пришла к единому мнению, что женщинам-машинистам на метрополитене – быть!

А перед войной в метро работали уже несколько десятков женщин-машинистов. Среди них стали появляться лидеры. К весне 1942 года под руководством машиниста 2-го класса Екатерины Мишиной был сформирован первый на метрополитене женский поезд. А к концу 1945 года помощниками машиниста и машинистами в Московском метрополитене трудились многочисленные представительницы слабого пола. Рычаги управления они не выпускали из своих рук и в послевоенное время.
Так продолжалось вплоть до конца 70-х годов прошлого века, когда медики сочли слишком вредными для женского организма повышенную вибрацию в кабинах составов и ослепительный свет встречных фар. С тех пор на курсы по подготовке машинистов разрешали брать только мужчин.

И все же слабому полу позволили доработать до пенсии. Самой последней женщиной-машинистом была Наталья Корниенко, трудившаяся в электродепо «Северное» до 2014 года. Свыше 30 лет она управляла поездами на Сокольнической линии.
В 2019-м медики, учтя все нововведения в столичной подземке, уже не были столь категоричны в отношении представительниц прекрасной половины человечества. И в феврале 2020 года первые 25 женщин приступили к обучению по специальности «машинист электропоезда». Чтобы попасть на курсы, они прошли предварительный отбор. На одно место претендовали пять человек. Требования к кандидаткам были высокие, и прежде всего к состоянию их здоровья. После подачи документов и собеседования будущие машинисты проходили психологическое тестирование на стрессоустойчивость. Возраст студенток был от 22 до 43 лет, а образование от среднего до высшего. У многих девушек машинистами были отцы или мужья.
Учебная программа не отличалась от той, что преподают мужчинам. Сначала они проходили двухнедельную практику в электродепо. Далее знакомились с устройством вагонов, электрическим, механическим и пневматическим оборудованием, занимались на тренажерах с системами виртуальной и дополненной реальности, отрабатывали нештатные ситуации. После теории начинались практические занятия по управлению электропоездом. Финалом были выпускные экзамены. Те, кто их сдал, получили право выходить на линию.

Машинистом электропоезда стала и Ольга Буравлёва, электромеханик связи: «Я после школы поступила в Московский колледж железнодорожного транспорта, хотя и не планировала идти по стопам родителей – работников метрополитена. В перспективе мечтала стать стюардессой. Но когда после практики на четвертом курсе меня позвали работать в метро, я подумала и решила попробовать. В результате мне понравилось. Пять лет трудилась электромехаником связи в управлении столичной подземки. Родители были в шоке, когда узнали, что я пошла учиться на машиниста, и не понимали, как я могла принять такое решение. Но все же меня поддержали. А вот друзья сразу одобрили, зная, что профессия машиниста сложная. Теперь гордятся мной».
В течение пяти лет метрополитен планирует обучить и принять на работу около 500 женщин-машинистов. В связи с этим он улучшит бытовые условия в помещениях депо, обеспечив слабому полу комфортную работу и отдых.

Для женщин разработаны специальные комплекты зимней и летней формы, варианты с юбкой или брюками, а также различные модные аксессуары. Правда, женская форма, по словам модельеров, в перспективе будет совершенствоваться, поскольку здесь важна каждая деталь – от нагрудного кармана, в котором хранятся необходимые документы, до плотности воротничка.

Теги: #