Проекции радости
Творческие предложения разрабатывались на основе соцопроса, направленного на выявление предпочтений людей. Какие эмоции вызывает вокзал? Чего не хватает его помещениям? Как можно оценить навигацию – насколько она удобна и понятна? Получив ответы на эти вопросы, обобщив их, архитекторы сформулировали целый ряд предложений. Наиболее важное – создать выставочную зону в главном зале ожидания. Довольно внушительная его площадь позволяет разграничить и зонировать ее: определенным образом отделить участок уже существующего в нем храма Георгия Победоносца, экспозиционной зоны и площадки для отдыха, оснастив ее аудиоэффектами – звуками пения птиц, например. Из верхних помещений открывается вид на перроны, и серую картину могут разнообразить прозрачные навесы, декорированные бирюзовым цветом с определенными тематическими паттернами. Бирюзовыми – потому что классические вокзальные фасады имеют именно такой цвет. В отличие от этого интерьеры кафе и внутренних помещений предлагается оформить в цветовой фирменной гамме РЖД – красно-серо-черной. Стена пригородного корпуса, построенного в советское время, также должна получить определенное цветовое решение. Например, известной цветной сетки телевизионного экрана. Разные, более или менее художественно насыщенные решения должны получить и перроны. Кроме бирюзовых навесов, их может разнообразить скульптура, теплые павильоны для ожидания поезда или модные уже световые проекции. Пока проекции используют в основном в рекламных целях, но на вокзале они могут быть самыми разными по содержанию. Все в комплексе направлено на то, чтобы приезжающий в столицу человек или наоборот, покидающий ее, мог получить позитивные эмоции, узнать что-то новое, зарядиться хорошим настроением.
В ходе исследования архитекторы напомнили, что Белорусский вокзал, построенный в начале XX века архитектором Иваном Струковым, выполнял довольно важные в жизни страны и города функции. Отсюда в западном направлении уходили военные эшелоны. Одно из помещений здания и сейчас связано с размещением мобилизованных перед отправкой их для прохождения срочной службы в ряды Вооруженных сил РФ. Словом, будучи воротами столицы, этот объект играл и играет важную транзитную роль. Но место транзита не исключает возможности получения интересных эстетических впечатлений. Кто сказал, что ожидание или пересадка должно быть утомительными?