Хороший свет не видно: основатель светотехнического бюро QPRO Алексей Бурыкин о световых трендах в московской архитектуре

Хороший свет не видно: основатель светотехнического бюро QPRO Алексей Бурыкин о световых трендах в московской архитектуре

Хороший свет не видно: основатель светотехнического бюро QPRO Алексей Бурыкин о световых трендах в московской архитектуре
Хороший свет не видно: основатель светотехнического бюро QPRO Алексей Бурыкин о световых трендах в московской архитектуре Алексей Бурыкин. Фото предоставлены бюро QPRO
Москва никогда не спит. Вечером, когда садится солнце, город преображается – оживают окна домов, включаются уличные фонари и освещение фасадов общественных зданий и жилых домов. Использовать свет, как способ архитектурно-художественного оформления зданий, идея не новая, но переживающая новый виток популярности, а в последние годы – она становится одним из главных трендов на рынке жилых зданий и коммерческой недвижимости. К чему может привести это увлечение светом и во что превратится Москва?

Москва входит в топ-5 самых освещенных мировых столиц. Меньше чем за 10 лет количество осветительных приборов в городе увеличилось почти в два раза – до 600 тысяч. Освещаются улицы, скверы, зоны отдыха, общественные здания и городские объекты, дворы домов, а с недавних пор жилые здания, комплексы, новостройки. И если установка фонарей и осветительных опор – это прежде всего вопрос безопасности горожан, то освещение зданий носит эстетический характер и инициируется застройщиками, в том числе решающими свои маркетинговые задачи.

cf423ec5daea1463e0be1b1309ca7356.jpg

Сегодня большая часть девелоперов использует те или иные элементы архитектурно-художественной подсветки для оформления жилых комплексов. В основном это актуально для проектов комфорт, бизнес-классов и выше. Но тенденция очевидна: девелоперы стремятся сделать свои объекты более привлекательными и маржинальными, и наряду с привлечением именитых архитекторов, организацией прилегающей территории объекта и применением качественных материалов, подчеркивают здания с помощью архитектурно-художественного освещения. Все вместе это способно повысить стоимость квартир в таких проектах на 20%. Освещение зданий является вполне работоспособной схемой по повышению капитализации проекта, созданию более высокой привлекательности.

Между тем, каждая компания по-разному осмысляет задачу света на объекте. Большинство пока выбирают декоративный путь: светодиодная подсветка на карнизах балконов, разноцветное освещение строящихся зданий или строительной техники. Нередко девелоперские компании идут по принципу: «чем ярче – тем лучше». Самый простой и неправильный способ выделиться – сделать объект ярче, чем у конкурентов. Такой путь может привести к световому загрязнению города, превратить Москву в условный «шанхай», состоящий из диссонанса ярких пятен, не согласующихся между собой. И самое главное, этот принцип может сыграть обратную роль: оттолкнуть потенциального покупателя – мало кому захочется жить в доме-гирлянде.

181115-0094-Edit.jpg

Между тем, грамотное архитектурно-художественное освещение решает совсем другую задачу – жизнь объекта, его демонстрацию в темное время суток. Задача светодизайнера – не сделать здание ярче, а подчеркнуть архитектурные особенности здания в ночное время. Это невозможно сделать без учета стилистики здания, его назначения и окружения. Гармоничным световое решение становится только тогда, когда оно вписано в городское окружение, а не выделяется на его фоне ярким пятном.

Все эти вопросы могут быть учтены в едином документе, определяющим световое развитие города. Например, в городах Скандинавии таким документом является световой мастер-план. Он рассматривает световой образ города в целом, исходя из его местоположения, культурных, исторических и природных особенностей. Освещение же фасадов конкретных зданий подбирается не только исходя из их стилистики, функциональных задач и окружающей среды, но и с учетом их цвета и материала. В то же время у дизайнера и архитектора остается достаточно пространства, чтобы работать над архитектурной подсветкой так, как это необходимо их тандему. Другими словами, такие документы обозначают границы, но оставляют достаточное пространство для творчества.

181115-0085-Edit.jpg

Мы сейчас активно работаем над исследованием, в котором будут обозначены существующие тенденции светового оформления города. В перспективе оно может лечь в основу светового мастер-плана столицы. Это позволит не только оградить жителей от светового загрязнения, но и помочь заказчикам формулировать задачи перед архитекторами и дизайнерами.

В среде светодизайнеров говорят, что хороший свет – не видно. Подсветка нужна только там… где она нужна! Сегодня, когда стремление к освещению зданий является устоявшимся трендом в жилом строительстве, мы видим, что некоторые застройщики этим пренебрегают. Прожектора, светящие в окна, яркие вывески, мешающие спать, ослепляющая подсветка фасадов и цветовой диссонанс. Мы видим, как граждане болезненно реагируют на такие неудачные приемы. Очевидно, что, если не контролировать световую среду города, это приведет к тому, что он станет некомфортным для жителей, какое бы место в списке «самых освещенных» он не занимал.

33576002_1726682667449211_6213312115181092864_o.jpg

С точки зрения развития световой среды, Москва является одним из самых прогрессивных городов мира. Но не все существующие световые приборы столицы, в связи с их конструктивным особенностями, необходимы или удачны в плане их характеристик, некоторые из них формируют лишь световой и цветовой шум. С этим вопросом Москве нужно работать, но это не делает столицу лучше или хуже других городов, каждый из которых сталкивается примерно с такими же проблемами. Город, как и любой живой организм, в своем развитии проходит через поиск удачных примеров. Решает ли этот вопрос Москва? И да, и нет. Там, где город делает акценты на формирование общественных пространств – получается хорошо. Там, где таких пространств не создается, а территория отдана на откуп жилым застройщикам – встречаются как удачные примеры, так и не слишком. Поэтому, невозможно в целом оценить световой облик города. Есть тренд, и он по больше части положительный. Можно ли на этом остановиться? Нельзя!

Теги: #