Достоверность бронзы

Достоверность бронзы

Достоверность бронзы
Достоверность бронзы
Скульптору Александру Рукавишникову исполняется 65 лет

Творчество народного художника России Александра Рукавишникова весьма разнообразно. Он является автором множества студийных скульптур, которые экспонируются на выставках в нашей стране и за рубежом. Широко известны также монументальные композиции Рукавишникова, установленные на площадях и улицах Москвы. Эти памятники во многом формируют современный художественный образ столицы. Осмотрим некоторые из них, вспомнив в связи с этим и некоторые страницы биографии мастера.

Тревога романиста

«Скульптурный портрет занимает особое место в творчестве Александра Рукавишникова. Создавая портреты деятелей истории, литературы, искусства, спорта, скульптор постигает характер той или иной личности, проникает в скрытый мир ее мыслей, намерений. В портретах скульптора сочетаются жизненная достоверность и психологическая емкость», – писал один из художественных критиков еще в 1980-е годы. С тех пор Рукавишниковым создано немало прекрасных портретов как в камерном, так и в монументальном жанре. Галереей скульптора стала сама Москва.

Русская литература – давняя тема в творчестве представителей династии Рукавишниковых. Иулиан Митрофанович создал памятник Чехову. Над скульптурными изображениями Шолохова и Булгакова он работал вместе с сыном Александром. А вот памятник Владимиру Набокову Александр Иулианович выполнил уже в соавторстве с сыном Филиппом. Александр Рукавишников создал также серию скульптурных композиций по мотивам романа «Мастер и Маргарита».

Близко Александру Рукавишникову и творчество Федора Достоевского. Памятник этому писателю появился в 1997 году на Воздвиженке, у входа в главную библиотеку страны. Рукавишников долго размышлял, каким должно быть скульптурное воплощение автора «Белых ночей» и «Братьев Карамазовых». Он стремился избежать статичности, официальной парадности, ведь Достоевский своими произведениями тревожит, будоражит умы, вызывает гамму противоречивых эмоций. В скульптуре воплощены духовные поиски и житейская неустроенность прозаика, присущие ему неуверенность, замкнутость и тревога. Он словно присел на краешек стула, готовый каждую секунду взяться за новый роман или за новую главу из «Дневника писателя». Это человек в минуту высшего творческого напряжения.

У памятника, смело нарушившего канон, нашлось немало критиков. Он и сегодня мало кого оставляет равнодушным. Сам же автор говорил в одном из интервью: «Достоевский – любимая моя скульптура. Я за него отвечаю по всем – и формальным, и литературным, и символическим – признакам. Федор Михайлович интересен тем, что не мог найти себе места. Он попытался копнуть муравейник из человеческих страстишек».

Клоун из кабриолета

В последний год ХХ века у здания старого Цирка на Цветном бульваре появилась необычная скульптурная композиция. Народный любимец Юрий Никулин – советский и российский актер, телеведущий, несравненный клоун, распахивая дверцу автомобиля, словно приглашает всех в путешествие в мир искусства. Этот памятник нарушает мемориальные каноны – он установлен прямо на тротуаре, без всякого постамента. Скульптура напрямую обращена к прохожим – это символ открытого и светлого искусства, наполненного искрящимся юмором. В актерской карьере Никулина было немало серьезных и даже трагических ролей (например, фильмы «Андрей Рублёв», «Они сражались за Родину»). Но именно Цирку на Цветном бульваре и его самой благодарной аудитории – детям – его сердце принадлежало без остатка.
Трудно было придумать для этого памятника другое место. Юрий Никулин жил в Москве с 1925 года. Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войнах, защищал Ленинград. После войны поступал во ВГИК и несколько театральных институтов, но нигде не прошел по конкурсу, так как способностей драматического актера в нем члены комиссий не обнаружили. А вот в студию клоунады при Московском цирке (тогда он был в столице единственным) вчерашнего фронтовика взяли. И Никулин выступал на его арене в течение 35 лет, а после завершения карьеры клоуна стал директором. Как раз в период его руководства шло строительство нового здания. Теперь Цирк на Цветном бульваре носит имя Юрия Никулина.

Александр Рукавишников много раз бывал в цирке и видел незабываемые номера Никулина. Скульптора всегда привлекали циркачи, он еще в 70-е годы создал серию композиций на эту тему. В них Рукавишников словно признается в любви к цирку своего детства.

Памятник Никулину – своего рода аттракцион для детей. Редко кто из них упускает возможность сфотографироваться рядом со скульптурой знаменитого клоуна и посидеть в бронзовом кабриолете. Сам Александр Иулианович рассказывает, что эта композиция, по первоначальному замыслу, должна была располагаться прямо на мостовой. Однако ГАИ не разрешила «припарковать» там скульптуру. Искусство искусством, а у дорожной инспекции свои твердые правила.

Треснувший колокол

Александр Рукавишников лично общался с Владимиром Высоцким, слышал его песни в авторском исполнении. Артист обещал позировать молодому скульптору, но сеанс так и не состоялся… Вскоре после смерти Высоцкого Рукавишников создал его камерный скульптурный портрет. Затем появилась известная композиция по мотивам песни «Кони привередливые», установленная в 1985 году на могиле артиста на Ваганьковском кладбище. Этот памятник вызвал разные эмоции – родственникам Высоцкого он понравился, а вот некоторые коллеги-актеры отзывались о произведении весьма сдержанно. Но работу Рукавишникова поддержал близкий друг Высоцкого – знаменитый художник и скульптор Михаил Шемякин. По его мнению, этот памятник отлично передает образ народного поэта.

Тема Высоцкого не оставляла Александра Рукавишникова, и 25 января 1988 года на фасаде дома № 28 по Малой Грузинской улице, где артист прожил последние пять лет жизни, появилась бронзовая доска. Скульптор изобразил на ней профиль Высоцкого, прикрытый треснувшим колоколом. Мемориальная доска была открыта в день, когда певцу и поэту исполнилось бы 50 лет. Сам факт ее появления был важной вехой перестройки, ведь Высоцкому, не имевшему официальных титулов, по советским правилам не полагалась такая форма увековечения памяти. Однако над страной уже веяли ветры перемен...

Дом на Малой Грузинской – один из многочисленных адресов Высоцкого в столице и, пожалуй, самый известный (наряду с домом в Большом Каретном переулке). В 1975 году Высоцкий поселился здесь в трехкомнатной квартире кооператива Союза художников-графиков Москвы. По тем временам это было по-настоящему роскошное жилье. Особенно впечатляла гостей поэта консьержка в подъезде. Высоцкий прожил здесь последние пять лет, напряженных как в творческом, так и личном плане. Теперь об этом времени напоминает мемориальная доска, у которой часто собираются друзья поэта и поклонники его творчества.

Прыжок к славе

Александр Рукавишников и спорт – особая тема. Работая со спортивными сюжетами, он создал мемориальные портреты футболистов Эдуарда Стрельцова, Николая Старостина, Константина Бескова, баскетбольного тренера Александра Гомельского. Для открывшегося в 2014 году стадиона в Тушине он изваял фигуру римского гладиатора Спартака, чье имя носит московский футбольный клуб.
К образу знаменитого вратаря Льва Яшина скульптор обращался дважды. В 1997 году памятник футболисту появился недалеко от Большой арены «Лужники», где Лев Яшин провел множество матчей и где в 1971 году завершил свою блистательную спортивную карьеру. Эта скульптура показывает голкипера на тренировке с мячом в руках. А через два года на территории родного для Яшина стадиона «Динамо» был установлен еще один памятник – эффектный и экспрессивный. Здесь Лев Яшин в прыжке отбивает мяч, летящий в верхний угол ворот. Образ одного из лучших вратарей мира за всю историю футбола обрел достойное художественное воплощение. Ведь Яшин здесь не просто летит за сложным мячом в угол ворот – он устремлен ввысь, в вечность, к славе, не только личной, а к славе всего российского спорта.
Александр Рукавишников знает спортивную жизнь не понаслышке. Он ведь и сам спортсмен – обладатель черного пояса по карате. Этим видом борьбы он овладел в конце 70-х годов и с тех пор неравнодушен и к восточным единоборствам, и к восточной философии. Его скульптуры на тему карате в свое время были отмечены серебряной медалью Академии художеств СССР, а одну из «спортивных» композиций приобрела Третьяковская галерея. Что же касается «яшинской» темы, то ее продолжил сын Филипп, выполнивший эскиз для мемориальной доски вратарю (она установлена в 2011 году на доме в Чапаевском переулке, где жил Лев Иванович).

Тем, кто не бросил руля

В год 70-летия Победы в столице появилось два памятника, созданных Александром Рукавишниковым. Скульптурный монумент в честь маршала Советского Союза Константина Рокоссовского был установлен в мае на бульваре, носящем имя полководца. А совсем недавно, 2 сентября, на Ленинском проспекте торжественно открыли памятник героям-автомобилистам. На одной из главных магистралей города появилась композиция, увековечившая труд и подвиг простого российского шофера. Рукавишников и здесь не изменил своим художественным принципам: сделал памятник с фантазией, отступив от реалистической догмы. Водитель, одетый в стиле 30-х годов (кожаная куртка, кепка, перчатки), облокотился на рулевое колесо громадных размеров. Может быть, это намек на колесо автомобиля, а может, символ земного шара или всеобъемлющий философский образ.

Памятник в Тропареве в первую очередь посвящен водителям Великой Отечественной, которые мчали на полуторках по льду Ладожского озера, доставляли на передовую снаряды и вывозили из-под обстрела раненых. Но героизма в работе шоферов хватает и в мирное время. Скульптура напоминает также и о тех, кто, рискуя жизнью, вывозил людей в безопасное место во время землетрясений и других чрезвычайных ситуаций. О тех, кто совершал трудовые подвиги и ставил за рулем рекорды. Недаром на стеле позади скульптурной группы высечены имена водителей и организаторов автомобильного дела – Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. Барельефы у основания памятника рассказывают о страницах истории автомобильного транспорта в России и о нелегкой, но такой нужной профессии водителя.

ДИНАСТИЯ СКУЛЬПТОРОВ РУКАВИШНИКОВЫХ
Александр Рукавишников – потомственный скульптор. Начало уникальной династии положил его дед, Митрофан Сергеевич Рукавишников (1887–1946). Выходец из богатой семьи нижегородских купцов, он окончил в родном городе Дворянский институт, учился ваянию в Москве и Риме. В 20–40-х годах выполнял заказы на городскую скульптуру в Москве, занимался сценографией, участвовал в выставках. В 1943 году в составе группы художников и архитекторов восстанавливал Большой театр после попадания в него немецкой бомбы.

Отец, народный художник СССР Иулиан Митрофанович Рукавишников (1922–2000), сначала выбрал другую профессию: окончив летное училище, стал пилотом, участвовал в Великой Отечественной войне. Однако ранение не позволило Рукавишникову продолжить авиационную карьеру. Он начал работать трафаретчиком в мастерской отца, позже окончил Суриковский художественный институт. Получил признание в нашей стране и за рубежом как мастер скульптурного портрета. В числе его работ – памятники А.П. Чехову, И.В. Курчатову, М.В. Ломоносову. В 90-е годы выполнил центральный горельеф «Воскресение Христа» для храма Христа Спасителя. Работал также в соавторстве с сыном (памятники М.А. Шолохову и М.А. Булгакову).

Александр Рукавишников – народный художник России, действительный член Российской академии художеств. С отличием окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. С середины 70-х годов участвует в выставках. Начиная с 80-х годов все чаще работает в жанре монументальной городской скульптуры. Работы Александра Рукавишникова в Москве – памятники Александру II, Муслиму Магомаеву, Михаилу Скобелеву, Сергею Михалкову, Мстиславу Ростроповичу, Константину Рокоссовскому. Выставки его скульптур в последние годы проходили в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Центральном доме художника, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева.

Династию продолжил сын Филипп (род. в 1974 г.). Он тоже окончил художественный институт им. Сурикова. Некоторые его работы приобретены престижными галереями. Совместно с отцом создал памятник Владимиру Набокову (установлен в год

100-летия со дня рождения писателя в швейцарском городе Монтрё). Наиболее заметная его работа последних лет в монументальном жанре – памятник футболистам братьям Старостиным на стадионе «Открытие Арена». Представитель четвертого поколения скульпторов Рукавишниковых регулярно участвует в художественных выставках в разных странах, его работы удостаиваются высоких оценок критиков.

Теги: #