«Это была сильная эмоциональная встряска»

«Это была сильная эмоциональная встряска»

«Это была сильная эмоциональная встряска»
«Это была сильная эмоциональная  встряска»
Олег Сорока об итогах выборов в Мосгордуму и взаимодействии власти и бизнеса

В редакции «МП» побывал депутат нового состава Мосгордумы, заместитель председателя Комитета по градостроительству, государственной собственности и землепользованию, член совета директоров Группы компаний «Пионер» Олег Сорока. Он рассказал о том, с чего планирует начать работу в городском парламенте и чем может быть полезен опыт бизнесменов в законотворческой деятельности МГД.

Мне припомнили работу в спецслужбе



Выборы в МГД завершились относительно недавно. Насколько легко далась вам победа?

– Мне достался один из самых политизированных округов. Основными противниками были политический тяжеловес от КПРФ Сергей Бабурин и бывший соратник Алексея Навального Максим Кац. Вести кампанию против них мне, непрофессиональному политику, было непросто. Да и сами районы Хорошево-Мневники, Щукино и Филевский парк очень сложные – много социальных, градостроительных проблем. Одна заморозка строительства Северо-западной хорды чего стоит! Но мы выбрали правильную тактику работы – максимально сконцентрировались на встречах с избирателями и на практическом решении тех проблем, которые они озвучивали. Хочу отметить, что в моем штабе работали большие профессионалы, ребята просто молодцы. Они посоветовали мне не обращать внимания на провокации, которых было достаточно: «собака лает – караван идет» – таков был наш настрой, и мы спокойно выполняли поставленную перед собой задачу и шли к победе.

Какие именно были провокации?

– Их было много, вот один из маленьких эпизодов: я якобы подстроил аварию, в которую попал мой оппонент, – припомнили мою работу в спецслужбе. Распиарили это в соцсетях, включая Twitter… Вот интересно, как они себе это представляли: что я ночью специально пошел и подпиливал тормозные шланги в автомобиле? Смешно…

Несмотря на все это, я приобрел колоссальный опыт. Это была ни с чем не сравнимая эмоциональная встряска.

Несколько раз побывал в качестве спикера на «Эхе Москвы». Поначалу, честно скажу, закралась мысль, что позиция некоторых ведущих этой радиостанции по определенным вопросам градостроительной или транспортной политики города не совсем совпадет с моей, но я принял решение все равно идти и отстаивать свою точку зрения.

Помните самый каверзный вопрос?

– Не собираюсь ли я лоббировать свои интересы в Мосгордуме в качестве девелопера. Посыл был следующий: бизнес рвется во власть. Но, во-первых, я самодостаточный человек в финансовом плане (до прихода в городской парламент Олег Сорока был генеральным директором направления «Москва» ГК «Пионер». – «МП»). Во-вторых, Московская городская Дума – это совершенно не та структура власти, где есть возможность заработать.

Возможно, здесь сыграли роль некие стереотипы?

– Да, я понимаю, еще с девяностых у людей сложилось мнение, что депутаты лоббируют чьи-то интересы и «продают» запросы. Но это же сразу видно! Я буду ярым противником этого. Более того, познакомившись с коллегами, уверен, что у нас такой проблемы не будет. Мы пришли с другими задачами.

Почему вы вообще приняли решение баллотироваться в депутаты Мосгордумы?

– Для меня было важно, чтобы произошел апгрейд депутатского корпуса, чтобы городской парламент стал более продуктивно работать в интересах жителей и города в целом. Задач перед новым составом МГД стоит очень много, особенно в области градостроительства, землепользования, социальной политики. В Думу прошло огромное число профессионалов, даже в кулуарах говорят, что такого профессионального состава МГД давно не было.

На мой взгляд, должен поменяться сам процесс подготовки и принятия нормативных актов и законов города Москвы. Сегодня я вижу, что инициатива по разработке правовых актов больше принадлежит исполнительной власти. Я считаю, закон не должен приходить в МГД, чтобы мы его быстро рассматривали и утверждали. Нужно организовать максимально плотную работу с правительством Москвы с самого начала – с момента инициации правового акта – и продолжать ее на всех этапах разработки, согласования и принятия документа. Да и сама Мосгордума должна более активно принимать участие в законотворчестве, и для этого у нас есть все необходимое: инициатива, профессионалы, желание и ресурсы. Надо просто брать и делать.

Жители сами решат – сносить или ремонтировать



Какие законопроекты, на ваш взгляд, необходимо сегодня доработать?

– Значимых законодательных инициатив от прошлого состава МГД нам не перешло. Законодательство депутаты совершенствовали точечно, в основном приводя городские законы в соответствие с изменившимися федеральными. В частности, несколько раз был скорректирован Градостроительный кодекс Москвы. Кроме того, большую работу МГД пятого созыва провела и в связи с заменой Акта разрешенного использования (АРИ) на градостроительный паспорт земельного участка (ГПЗУ) – появилось не только новое понятие, но и была узаконена процедура выдачи ГПЗУ. В Думе активно обсуждался, хотя и не был в нее внесен, многострадальный проект закона «О нормах и правилах градостроительного проектирования в городе Москве». Это то, над чем предстоит работать новому составу. Очень важная тема. Все понимают, что многие нормативы по обеспеченности социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой не соответствуют сегодняшним реалиям и их необходимо корректировать.

Например, всех девелоперов волнуют явно избыточные нормы по машино-местам. Застройщики сдают дома с подземными автостоянками, которые заполняются только наполовину. А люди по-прежнему предпочитают бросать машины во дворах. Почему так происходит? Если мы говорим о жителях домов эконом- или комфорт-класса, то их машины зачастую стоят дешевле, чем место в подземном паркинге. Плюс эксплуатационные расходы, тоже достаточно высокие.

С введением высоких штрафов и организацией платных парковок удалось уменьшить количество машин, стихийно припаркованных на улично-дорожной сети. Теперь, когда припаркованные у обочин машины встречаются все реже, очевидно – не они виноваты в пробках, корень проблемы в другом: парк автомобилей увеличивается на 5% в год. Остается единственный вариант – развивать общественный транспорт и снижать нагрузку на дороги личного автопарка.

Мне кажется, можно творчески подойти к нормативам, продумать дифференцированный подход в зависимости от удаленности жилья от инфраструктурных объектов (транс-портно-пересадочный узел, метро и т.д.).

Большинство жителей волнует вопрос: когда мы уберем машины из дворов? И, на мой взгляд, нужно искать места для плоскостных стоянок. В рамках предвыборной кампании я часто задавал этот вопрос главам управ районов. Ответ всегда был один: мест нет. В то же время, когда я обошел пешком все мои районы, увидел свободные площадки, которые можно использовать под стоянки; я насчитал несколько десятков таких территорий, их просто нужно привести в порядок.

Какие еще градостроительные нормативы нуждаются в обновлении?

– Например, существующие нормы по инсоляции. Они не позволяют эффективно реализовать принципы квартальной застройки, о которой так много говорится в последнее время. Кроме того, девелоперу сложно создать квартиры с удобными функциональными планировками небольшой площади. Нормы по инсоляции зачастую не дают возможности правильно с маркетинговой точки зрения «посадить» здания и скомпоновать помещения внутри них.

Кроме того, возникает вопрос: если мы предъявляем такие жесткие требования при новом строительстве, то почему потом, через 15–20 лет, о них забываем? Я сам много лет прожил в пятиэтажке на первом этаже, у меня перед окном росли большие деревья, которые заслоняли свет. Ни о каком соблюдении норм инсоляции там и речи быть не могло. Кстати, мы долго не покупали кондиционер – и без него в квартире всегда было холодно. И темно. Нужно либо соблюдать требования, либо признавать все такие квартиры не соответствующими нормам.

Безусловно, самый легкий путь – идти в направлении уменьшения существующих градостроительных нормативов. Но тогда мы можем получить результат, противоречащий интересам жителей и города. Мы это уже проходили.

Поэтому, на мой взгляд, к каждому нормативу надо подходить творчески и руководствоваться прежде всего потребностями конечного пользователя продукта. Пусть проголосует сам потребитель. Например, если покупатель квартиры понимает, что он фактически «живет» на работе и для него не критичны жесткие требования по инсоляции, пусть выберет квартиру, где света меньше, но стоит она дешевле. И это будет его выбор. Конечно, соответствует жилье инсоляционным нормам или нет, необходимо отражать в технических и кадастровых документах на этот объект, чтобы люди видели и понимали, что они покупают или куда они вселяются.

Срок эксплуатации у большинства домов подходит к концу, а у города не всегда хватает сил, чтобы всем этим заниматься. Как решать этот вопрос?

– Ветхий жилой фонд – это еще один серьезный блок работы для законодателей. В 2016 году город завершит расселение домов сносимых серий. Но в Москве еще 33 млн кв. метров жилья, не попавшего под снос, но которое также требует обновления. Например, в районах Хорошево-Мневники, Щукино и Филевский парк основной массив жилья составляют как раз такие пятиэтажки. Люди не понимают, почему одни дома сносят, а другие нет, ждут, что их начнут переселять. Во время предвыборной кампании наши волонтеры провели опрос, в рамках которого предложили жителям практически всех пятиэтажек высказать свою позицию, что лучше – капитальный ремонт и реконструкция или расселение и снос. 82% жителей проголосовали за снос и переселение.

Однако согласно Градостроительному кодексу реновация квартальной застройки может проводиться только в рамках договора на развитие застроенной территории. В Москве этот механизм невозможно запустить из-за отсутствия Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Нужны поправки в действующее законодательство, которые расширили бы полномочия Москвы в данной сфере. Либо можно пойти путем принятия Мосгордумой отдельных законодательных актов по каждому из кварталов. Инвесторы заинтересованы в реализации проектов реновации кварталов, они готовы выходить на торги и работать по этой схеме. Но, повторюсь, нужна законодательная база.

Сегодня много внимания уделяется промышленно-коммунальным территориям (ПКТ). Что, на ваш взгляд, мешает комплексной реорганизации столичных промзон?

– Все мы знаем, каким градостроительным потенциалом обладают Brownfield, площадь которых в границах старой Москвы превышает площадь Парижа. И ни для кого не секрет, что на многих площадках никакого производства уже давно нет. Вовлечь депрессивные территории в хозяйственный оборот мешает в том числе огромное количество собственников, которые делят между собой одну площадку.

Работая в «Пионере», я в полной мере оценил все «прелести» наших ПКТ: неоформленные правоотношения, отсутствие регистрации прав, непонятная хозяйственная деятельность и т.д., и самое главное – подчас полное нежелание развиваться (экономически, функционально, архитектурно) вместе с городом, люди живут по принципу «а мне и так хорошо».

Нам нужен инструмент, который заставит их развивать территории. Тогда в обозримом будущем мы вместо заброшенных депрессивных площадок получим жилые кварталы, обеспеченные необходимой социальной и транспортной инфраструктурой или технополисы и технопарки. Разработать закон, позволяющий «запустить» процесс реорганизации производственно-коммунальных территорий, мне кажется, одна из приоритетных задач для нас, депутатов.

Сейчас активно обсуждается инициатива сделать платным въезд в центр города. Вы поддерживаете эту идею?

– Я не думаю, что это перспективное направление. На мой взгляд, надо регулировать стоимость пребывания на территории. Платный въезд – это в любом случае определенный барьер, так почему не пойти по другому пути, чтобы у человека был выбор? Тем более кто-то может просто проехать по центру столицы, не делая остановок.

Если автомобилист знает, что стоимость парковки будет не 80 рублей в час, а 100 или более, он уже подумает, стоит ли там оставлять машину. Необходимо смотреть на экономическую составляющую, которая мотивирует людей пересаживаться на общественный транспорт.

Бизнесмен свободнее чиновника



То, что вы стали депутатом, помогает вам, например, при реализации каких-то проектов ГК «Пионер»?

– В бизнесе более свободный подход – предприниматель имеет больше возможностей для маневра и принятия решения. Кроме того, в основе бизнес-процесса лежит проработанный и продуманный маркетинг. Не будем скрывать, что этого не хватает государственному механизму. Все мы помним программу «Народный гараж» (программа стартовала в Москве весной 2009 года по инициативе столичных властей и была призвана решить проблему дефицита парковочных мест в городе. – «МП»). Одна из причин, по которой она так и не была реализована, заключается в том, что в некоторых районах эти гаражи поставили в километре или двух от жилого массива. Естественно, жители не захотели их приобретать. С маркетинговой точки зрения абсолютно непродуманный ход, а туда были вложены большие деньги. В некоторых районах просто выполнили команду сверху: должно быть столько-то паркингов, но никто не пригласил профессиональных консультантов, не провел маркетинговые исследования, которые помогли бы выяснить, где возможен максимальный спрос на эти гаражи и по какой цене. В бизнесе такого никогда бы не допустили.

Радует, что в последнее время власть тесно общается с представителями бизнеса, в частности, с Клубом инвесторов Москвы и с другими структурами. Постепенно менталитет и идеология меняются к лучшему. Вместе у нас все получится.

В одном из интервью вы говорили, что уходите из дома в 8 утра и возвращаетесь в 10 вечера. Как ваша семья смотрит на такой плотный рабочий график?

– Я неисправимый трудоголик, и в этом плане моей супруге, которая терпит меня уже более 23 лет, надо ставить памятник. Конечно, моей семье непросто, но когда я вошел в такой ритм работы, я понял, что лежать на диване с банкой пива – это не для меня. Человек должен всегда развиваться, иначе он ничего и никогда не добьется. Моя дочка выросла очень быстро, я много времени проводил на работе и не успел это заметить. Тем не менее она пошла по моим стопам, заканчивает юридический факультет МГУ. Но у меня есть один день в неделю – воскресенье, – который я провожу только со своей семьей.

Остается ли свободное время при таком насыщенном рабочем графике?

– Его очень мало. Но увлечения есть, например, рыбалка. Она дает мне возможность расслабиться, отвлечься от проблем, то есть эмоционально переключиться. Езжу на рыбалку и в Тверскую область, и в Подмосковье, но люблю такие места, где дают возможность рыбачить ночью. А вот сам результат для меня не особо важен, рыбу я обычно отпускаю. Мне нравится сам процесс.

Что вы еще не реализовали в своей жизни?

– Жилья построил очень много, деревьев посадил тоже, ребенок есть... Для меня главное, чтобы мне было интересно и хотелось двигаться дальше. Когда все идет по накатанной – мне скучно. Может быть, через какое-то время захочется остановиться и отдохнуть. Я думаю, если это и произойдет, то точно не в ближайшие годы.

Теги: #