18 августа 2018
Издается с 1957 года

Дом-«паровоз» вперед летит

Завершена реставрация фасадов известного памятника конструктивизма

Pic 1526327309

Свое название дом-«паровоз» получил и за то, что принадлежит Российским железным дорогам, и за сходство с локомотивом, которое ему придает напоминающая паровозную трубу узкая башня. С момента предыдущего ремонта – 30 лет назад – фасад здания изрядно износился. Специалисты не просто его отреставрировали, а вернули ему первоначальный вид.

Дом-«паровоз» – эталон конструктивизма. Однако его история началась задолго до появления пролетарского стиля – два с лишним столетия назад.
В 1753–1759 годах на Новой Басманной улице Москвы по приказу императрицы Елизаветы Петровны возвели Запасный дворец – комплекс из длинных двухэтажных корпусов. При этом главный корпус, выходивший на Новую Басманную, украсили барочными наличниками и декоративными элементами.
Запасный дворец – одно из немногих казенных зданий Москвы, не пострадавшее во время пожара 1812 года. Возможно, именно хорошая сохранность послужила причиной того, что здесь устроили госпиталь как для русских, так и для французских военных. А после ухода из города наполеоновских войск дворцовый комплекс на время стал приютом для тех вернувшихся в город москвичей, которые потеряли в пожаре свои дома и имущество.

В 1890 году здание передали Институту благородных девиц. Архитекторы Николай Никитин и Александр Мейснер расширили его, надстроили третий этаж и переделали убранство фасадов, оформив их в стиле классицизма.

После революции здание занял Народный комиссариат путей сообщения. В ту пору «слащавая архитектура царской эпохи» была не в почете, поэтому внешний вид комплекса в 1932–1933 годах радикально изменили. Архитектор Иван Фомин увеличил высоту корпусов, выходящих на Новую Басманную и Садовую-Черногрязскую улицы, еще на два этажа, придав им конструктивистский облик.
Бывший главный фасад вдоль Новой Басманной он сделал ровным и гладким. Его декоративными элементами стали окна. По проекту Ивана Фомина основной фасад теперь выходит на Садовую-Черногрязскую. Архитектор также удалил с него весь орнамент, но сохранил ритм оконных проемов, унаследованных от прежнего здания. Окна первого и второго этажей он разделил полуколоннами без капителей, выходящими за фасад и придерживающими пристроенный к зданию сбоку балкон-карниз, переходящий в широкую террасу, композиционно объединяющую оба корпуса. Терраса служит основанием узкой 7-этажной башни, украшением которой стало лишь ленточное остекление лестничных клеток и венчающие ее угловые часы.

При этом на фасадах корпусов со стороны двора сохранились элементы классического декора, а внутри бывшего главного корпуса – подлинные сводчатые перекрытия первого – третьего этажей. В интерьерах помещений можно увидеть кессоны, розетки и лопатки, датированные началом XX века.
По мнению архитекторов, до строительства по соседству с домом-«паровозом» в начале 50-х годов прошлого века сталинской высотки он обеспечивал визуальную перспективу завершения сразу нескольких улиц города: Мясницкой, Каланчевской и Садовой.

Последний раз фасады дома-«паровоза» реставрировали 30 лет назад, с тех пор они серьезно обветшали. Нынешние работы длились более полугода. За это время специалисты очистили фасады от слоя грязи и пыли, заделали поврежденные и восстановили утраченные слои декоративной штукатурки, которая позволяет создать шероховатый рельеф на его поверхности, имитирующий натуральный камень. Удалили поздние красочные слои и отреставрировали лицевую кладку стен. Восстановили пришедшие в негодность бетонные и металлические основания балконов и потрескавшиеся полы, а металлические проржавевшие перила заменили новыми. В ремонте также нуждалась крыша, были заменены водосточные трубы и отливы, отремонтированы козырьки. В аварийном состоянии находилась и кровля башни-трубы.

Затем фасады покрасили в выбранный еще Фоминым серый цвет. Кроме того, реставраторы восстановили циферблат часов на башне, вернув на них римские цифры, которые снова украшают офис РЖД.

Стройкомплекс Москвы подвел итоги работы за семь месяцев 2018 года
  • 13 августа, 19:39
  • Андрей Макарский
Утвержден дизайн станций метро БКЛ и Филевской линии
  • 13 августа, 19:43
  • Максим Клинский
Открыто движение по новому проспекту и путепроводу на территории ЗИЛа
  • 13 августа, 19:40
  • Сергей Чаев