Вертикальный город – это уже не фантастика - Московская перспектива

Вертикальный город – это уже не фантастика

Вертикальный город – это уже не фантастика
Вертикальный город – это уже не фантастика //Михаил Колобаев
Эксперты обсудили варианты перспективного развития Москвы

«Умный город» для человека, строительство на платформах, квартальная застройка живых мегаполисов – такие концепции будущего развития Москвы представили российские архитекторы, планировщики и социологи в рамках дискуссии, организованной АО «Мосинжпроект» в школе управления «Сколково». При этом, в каком бы направлении ни развивалась столица, главное, чтобы при формировании новой среды во главе угла стояли интересы жителей и современные технологии.

К 2050 году более 75% жителей Земли будут жить в городе. Как отмечает Алексей Хохлов, директор корпоративных прог-
рамм Московской школы управления «Сколково», новые жилые, офисные и коммерческие пространства в крупных мегаполисах должны будут вмещать миллионы людей, что заставляет инвестировать в инновационные, интеграционные и устойчивые решения, позволяющие справляться с ускоряющимся ростом урбанизации.
«Основные проблемы современных городов, – говорит заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект», координатор проектов Московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков, – это разбалансированность городской среды, неприспособленность городских пространств для человека, усиление негативных демографических процессов, рост социального расслоения и дифферен-
циация населения по уровню доходов, а также проблемы жилищно-коммунального хозяйства, слабое развитие инфра-
структуры, экологические проблемы, благоустройство территорий и т.д. Поэтому перед властями стоит задача фор-
мирования комфортной жизненной среды для москвичей.
При этом архитекторы видят разные пути развития и планировки города. Они реагируют на реалии существующей застройки и предлагают решения, которые могут устроить и девелоперов, и власти, и горожан. Все проекты объединяет общая идея разделения транспортных и пассажирских потоков на разных уровнях и создание зеленых пешеходных зон. Между тем одни предлагают высотное вертикальное развитие городов и увеличение плотности населения, другие видят будущее в грамотном горизонтальном планировании и в природных поселениях, а третьи используют смешанные подходы – в зависимости от обстоятельств, но все отмечают главное: городская среда должна создаваться для человека – и никак иначе.
В последние годы городские планировщики и архитекторы по всему миру разрабатывали идеи и создавали разнообразные решения для высокоплотной урбанизации, в результате концепция вертикального города стала одной из популярных. То, что раньше представляли только фантасты, сегодня приобретает абсолютную функциональность. Руководитель архи-
тектурного бюро АБТБ, главный архитектор Московской кольцевой железной дороги Тимур Башкаев считает, что концепция «плоского города» сдерживает развитие центра современной Москвы. Он ратует как раз за «вертикальный» город: обычные кварталы современных домов должны строить на платформах, поднятых на два-три уровня от земли. Под ними будут устроены паркинги, офисные и оздоровительные комплексы. Поверхность платформ выступит в роли нового городского этажа, на котором расположатся парки.
В числе перспективных форм городского развития Тимур Башкаев обозначил две тенденции – увеличение плотности среды и переход от плоского к вертикальному городу. При необычайно высоком росте городского населения в мире высотные дома займут видное место в городах будущего. Концепция вертикального города может стать ответом на вызовы высокоплотной урбанизации.
Илья Заливухин, руководитель ООО «Яузапроект», рассказал, что с началом реализации сталинского Генплана 1935 года город стал стремительно меняться. Развитие происходило за счет создания комплексной транспортной системы метрополитена, прокладки новых улиц и проспектов, высотного строительства, в том числе и в центре города. С 1960-х годов строительство в основном велось в спальных районах, за границами исторического центра города. Хотя отдельные акценты и масштабные проекты в центре все-таки появлялись. В последние годы во избежание нарушения различных регламентов застройки акцент сместился на периферию.
Дальнейшее расширение мегаполиса в будущем может привести к образованию на этих территориях гетто, считает он. Одновременно с модернизацией и созданием новой транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры необходимо развивать уже существующие городские территории. Там, где инфраструктура развита лучше всего, возможно и увеличение плотности населения. В том числе в пределах ТТК и Садового кольца, внутри которого сейчас проживают не более 230 тысяч человек, что составляет всего 1% от населения города. При этом инфраструктура здесь самая развитая. Число жителей в центре может быть значительно увеличено без существенных нагрузок на транспорт, эта часть города должна быть наиболее плотной в структуре агломерации.
По мнению архитектора, «город Москва» заканчивается на Третьем транспортном кольце. Это центр – довольно большой город диаметром 10 километров. А дальше начинается некая совокупность городов, которая образовывается вокруг крупных и удобных для жизни территорий.
Например, «город Академический» на юго-западе Москвы, который был запроектирован в 1935 году по сталинскому Генплану. Это действительно целый город – большой, со своим университетом, улицами, центральными проспектами и площадями. В районе достаточно инфраструктуры для полноценной жизни. Есть «город Речной» вокруг Химкинского водохранилища, объединяющий Тушино, Химки-Ховрино. Вокруг Измайловского леса и Мневниковской поймы тоже большие районы.
«Основная наша идея заключается в том, чтобы найти, сохранить и развивать самые ценные территории в этих мини-
городах и связать эти города между собой скоростным транспортным каркасом общественного и личного транспорта», – рассказал Илья Заливухин.
«При этом город будущего – это «умный город», – считает заместитель директора, руководитель отдела архитектуры и планирования компании ARUP Бора Ковачевич. Последние два десятилетия этот термин применяется к технологиям, способным ускорить развитие города и повысить качество жизни в нем. Это подразумевает, например, отсутствие пробок, грамотное распределение электроэнергии и правительственных ресурсов.
Такие инновации, несомненно, полезны – они как бы смазывают шестерни огромной городской машины, заставляя их вращаться с новой силой. Нет никаких сомнений, что постоянно растущие объемы данных и увеличивающееся количество коммуникаций вскоре изменят привычное для городского жителя положение вещей. По его мнению, «умный город» – это высокотехнологичный город, в основе которого лежат эффективное управление и экономическое развитие.
Тем не менее развитие города – независимо от плоскостной или вертикальной модели – это всегда изменения, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Как считает Алексей Расходчиков, во главе принятия градостроительных решений должен стоять житель с его интересами, ради которого и происходит обновление среды: «Мы строим и проводим реновации в густонаселенном мегаполисе. При этом чаще всего речь идет о планировке, архитектуре, экономике и очень редко о людях, которым в этой среде жить и работать». В результате, считает эксперт, мы получаем градостроительные конфликты. Ведь каким бы гениальным ни был проект, если в нем не учтены потребности и мнения людей – проблемы возникнут наверняка.
По-настоящему городами будущего, по его мнению, смогут стать только те мегаполисы, где изменения будут направлены на развитие социального и человеческого капитала. Для этого одних только зеленых технологий, интернета и bigdata недостаточно. Нужны новые технологии взаимодействия. Чтобы горожане участвовали в изменениях не через митинги и петиции, а цивилизованно – через процедуры согласования. Это «социальная подоснова» градостроительных проектов.
Города будущего – это не фантастика, они уже проектируются. И не где-то, а в Москве. В ходе программы реновации жилого фонда будут построены целые районы на совершенно новых архитектурных и технологических решениях. И если пятиэтажки 60-х годов были нужны, чтобы обеспечить людей жильем с элементарными удобствами, то перед современными градостроителями стоят более сложные задачи по формированию новой городской среды – умной, удобной и человечной.

КСТАТИ
Сессия «Новые принципы и подходы к планированию и организации строительства в мегаполисе» была организована АО «Мосинжпроект». «Задачами сессии было сформировать представление о строительной отрасли, ознакомиться с современными международными и московскими практиками, – рассказала Ирина Рузаева, руководитель Корпоративного университета АО «Мосинжпроект». – Когда компания интенсивно развивается, у людей нет времени остановиться и осознать свою работу, не хватает времени и сил для рефлексии. На таких сессиях в какой-то мере происходит подведение итогов, осмысление позиции и обсуждение следующих шагов. Мы формируем рамки понимания масштабов работы и культуры масштабного инвестиционного строительного холдинга, каковым и является «Мосинжпроект».