Под рампой солнечного света

Под рампой солнечного света
Под рампой солнечного света
Более 20 млн рублей выделил город на ремонтные работы в Театре Романа Виктюка

ГКУ «Мосреставрация» объявило конкурс на ремонт и переоборудование Дома культуры им. Русакова на Стромынке, в котором сегодня располагается Театр Романа Виктюка. Как рассказали в департаменте по конкурентной политике, торги предполагают ограниченное участие подрядчиков, поскольку сооружение является объектом культурного наследия и входит в перечень Всемирного фонда памятников архитектуры.

Дом культуры им. Русакова построен в 1927–1929 годах. «Будущему подрядчику необходимо установить ограждения для безопасности в партере зрительного зала, площадку для обслуживания вентиляционных установок. Также необходимо провести отделочные работы в ряде помещений Дома культуры, восстановить напольные покрытия и забор», – сообщил заместитель директора по эксплуатации здания ДК имени Русакова Александр Ференец. Заявки на участие в торгах принимаются до 19 апреля 2018 года. Начальная цена работ составляет 20,2 млн рублей.

Проведение конкурса с ограниченным участием связано с особенностями сооружения как объекта культурного наследия, пояснил руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев. «Потенциальному подрядчику необходимо обладать квалификацией, опытом и профессионализмом. В среднем на подобные процедуры претендуют по 2–3 участника», – сказал он.
Здание Дома культуры им.Русакова входит в число всемирно известных памятников архитектуры советского авангарда, выделяется уникальной архитектурной композицией, впечатляющим художественным образом и конструктивными решениями. Здание клуба построено по заказу Союза коммунальников для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских.

Первоначальный проект архитектора Константина Мельникова предусматривал много окон, но стекло того времени плохо удерживало тепло, поэтому после первой же зимы оконные проемы заложили кирпичом. Позднее была демонтирована надпись на фасаде «Профсоюзы – школа коммунизма», ликвидирован механизм частичной трансформации залов, изменены цвет и облицовка стен здания.
Здание по форме напоминает огромную шестеренку. Это первое в мире сооружение, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трех зубцах-выступах. Вся объемно-планировочная структура здания подчинена идее трансформирующегося пространства главного зала, занимающего около 70% здания. При строительстве Константин Мельников применил прогрессивные для своего времени технологии: железобетонный каркас, систему трансформируемых перегородок.
Двигающиеся стены позволяли разделять или, наоборот, совмещать несколько залов.
В 1987 году здание клуба признано памятником советской архитектуры, а в 1996 году передано в аренду Театру Романа Виктюка. В 2012 году был объявлен конкурс на проведение ремонтно-восстановительных работ с «приспособлением здания под творческую деятельность». Реставрация шла около трех лет, проект не раз менялся. Несмотря на то что здание находилось в аварийном состоянии, реставраторам удалось его полностью восстановить: раскрыли оконные проемы, которые были заложены кирпичами, воссоздали надписи на фасаде и витражи. Задача осложнялась и тем, что значительную часть помещений на первом этаже театра занимал ресторан, который работал днем и ночью. Арендаторы долгое время отказывались покидать здание, хотя сооружение находилось в аварийном состоянии. Реставраторам за короткий срок удалось полностью восстановить ДК.
По словам руководителя департамента культуры Москвы Александра Кибовского, после реставрации у театра появилось самое современное звуковое и световое оборудование. Кроме того, созданы удобные гримерки, холл для посетителей, переложены системы тепло- и водоснабжения, восстановлены предусмотренные проектом Мельникова, но позднее заложенные окна, в результате чего Театр Романа Виктюка стал единственным среди московских театров, где для постановки может быть использован солнечный свет. Необычная мельниковская планировка зрительного зала доставила некоторые хлопоты инженерам, монтировавшим акустические системы, но в итоге звук одинаково хорошо слышен как в партере, так и на балконах. Нынешние работы не такие масштабные, но позволят сделать театр более комфортным для труппы. Кроме того, появятся новые хозяйственные, в том числе и подвальные, помещения.
КСТАТИ
Константин Мельников (1890–1974 гг.) – один из лидеров авангардного направления в советской архитектуре. Еще в
1930-е годы получил мировое признание как великий русский архитектор современности, однако его уникальная творческая концепция в те же годы подверглась критике в СССР, архитектор был отлучен от профессии (последняя постройка по его проекту датирована 1936 годом). Однако столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО отметила тем, что объявила 1990-й годом Константина Мельникова. По результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук, проводившегося в 2001 году, Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов XX века и третье – в мировом списке.
Среди его московских проектов – экспериментальный дом-мастерская в Кривоарбатском переулке, 10; клуб «Каучук» в Хамовниках; клуб Дорхимзавода на Бережковской набережной; клуб «Буревестник» в Сокольниках; Бахметьевский гараж; гараж «Интуриста» на Сущевском Валу; Ново-Сухаревский рынок и др.

КСТАТИ
На выставке Denkmal в Лейпциге выставочный павильон Мосгорнаследия, в котором демонстрировались результаты реставрации ДК имени Русакова, получил первый приз. Награждение стало свидетельством высокого качества работ и большого интереса международного сообщества реставраторов к эпохе конструктивизма в советской архитектуре.