Мы обновили портал. Вы находитесь на его бета-версии. С каждым днем портал будет становится все лучше, удобнее и интереснее. Спасибо, что вы с нами!

Балерина с ротонды

Балерина с ротонды
Балерина  с ротонды
«Дом под юбкой» может вновь обрести прописку на Тверской

На дом № 17 по Тверской улице может вернуться скульптура балерины. Вероятность этого обсуждали на прошлой неделе архитекторы, краеведы, художники, жители самого дома и другие горожане. Запустил кампанию по возвращению балерины на так называемый «дом под юбкой» Telegram-канал «Архитектурные излишества».

«Москва в последние годы знала примеры воссоздания скульптур советского периода. Например, копия скульптуры «Девушка с веслом» вернулась в парк Горького.
Считаем фигуру балерины на Тверской не менее значимым произведением», – пояснили авторы кампании. Они пообещали, что в скором времени «балетный» вопрос будет рассмотрен на заседании совета депутатов Тверского района, и сообщили, что письма и предложения направлены во все департаменты и органы города Москвы, так или иначе связанные с этим вопросом. Ответы должны прийти в течение 30 дней.
Напомним, дом № 17 на Тверской улице был построен в 1940 году по проекту архитектора Аркадия Мордвинова. Здание стало одним из самых ярких и заметных на Тверской улице, угловая жилая сталинка занимает целый квартал. Фасад дома украшен симметричными эркерами с бельведером с остроконечной крышей. До 1958 года на угловой ротонде стояла огромная статуя балерины с высоко поднятой ногой и воздетой к солнцу рукой, держащей серп и молот. Она считалась одним из самых ярких символов послевоенной Москвы. Под ней с 1880 года стоял знаменитый памятник Александру Пушкину. Аркадию Мордвинову даже писали эпиграммы:

Над головою у поэта
Воздвиг ты деву из балета,
Чтоб Александр Сергеич мог
Увидеть пару стройных ног.
Эпиграмма была актуальной на протяжении 10 лет. В 1950 году памятник перенесли на противоположную сторону улицы, а в 1958-м балерину убрали, так как она начала разрушаться и могла упасть на головы прохожим. Скульптура не сохранилась, так что речь идет о создании ее копии.
Пресс-служба Москомархитектуры на портале Архсовета Москвы опубликовала более 15 мнений экспертов. «Название «дом под юбкой» есть, а самой юбки – нет. Чем больше будет у города узнаваемых особенностей, тем лучше», – сказал основатель и руководитель градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин. «Выросло несколько поколений москвичей, которые не видели статую балерины на крыше. И сейчас нет кардинальной необходимости в ее возвращении», – возразил координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов. «Если балерина сохранилась или ее можно восстановить, то что же в этом дурного? Даже если здание уже воспринимается как дом без балерины, то если она появится, никаких проблем это не создаст», – уверен главный архитектор ТПО «Резерв» Владимир Плоткин. По его словам, это будет «не так скучно и не так торжественно». «Это была композиционная вертикаль площади, которая сформировалась к 1940-м. Но восстановление надо делать корректно: восстановить доподлинно точный облик скульп-туры в тех пропорциях, которые были изначально», – отметил краевед Денис Ромодин. Заместитель директора и ведущий архитектор бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов, называя себя сторонником комплексных решений, уточнил: «Почему тогда памятник Пушкину не перенести?»
Вопрос активно обсуждают и в соцсетях. Причем и жители самого дома, и горожане, и люди, живущие далеко за пределами России. «Я всю жизнь живу в этом доме. Девушку уже не застала, но если уж собираются возвращать зданию исторический облик, давайте возвращать комплексно!» – написала жительница дома. По ее словам, необходимо закрыть кафе, открытые наспех, вернуть магазин «Армения» вместо магазинно-ресторанного комплекса, открыть кафе-мороженое «Север», возвратить сплошной проход через двор к Тверскому бульвару. А когда все будет приведено в порядок, «можно и девушку вернуть. И заживут все счастливо «под юбкой» или «под девушкой» – кому как нравится». А вот россиянин, живущий в Коста-Рике, предложил вместо скульптуры поставить инсталляцию в виде устойчивого и легкого подсвечиваемого и подогреваемого манекена. Участник обсуждений, историк и культуролог, уверен, что возвращение балерины – «это восстановление той мощной градостроительной задачи, которую она выполняла, будучи «летящей к небу» вертикалью, держа перспективы и улицы, и бульвара». Есть и конспирологические теории. «Это предложение должно подготовить почву для возвращения памятника Дзержинскому на Лубянку?» – спросил один из участников обсуждения.
Представители столичных властей следят за дискуссией в обществе. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил, что, по его личному мнению, возвращение балерины – хорошая инициатива: «Если специалисты найдут возможность вернуть скульптуру, то это будет только на пользу городу. Главное – взвесить все за и против. Но в целом я поддерживаю эту идею».