Бренд «Столичной»: набросок с натуры

Бренд «Столичной»: набросок с натуры

Бренд «Столичной»: набросок с натуры
Бренд «Столичной»: набросок с натуры
Эмблемы не только делали продукцию узнаваемой, но и пропагандировали архитектурные шедевры Москвы

Всем известны очертания Эйфелевой башни, египетских пирамид и лондонского Биг-Бена. Вот и в Москве столько знаменитых статуй, зданий и сооружений, что многие из них используются в логотипах. Что вдохновляло авторов столичных брендов? Об этом мы сегодня и расскажем.

1 Башня на кольцах

На весь мир известен символ московской летней Олимпиады в 1980 году – олимпийские кольца, а над ними пять полос, увенчанных звездой.
Конкурс на этот логотип объявили еще в 1975 году. В нем победил студент Владимир Арсентьев, приславший свою работу на обычном тетрадном листе в клетку. И хотя его пришлось немного доработать преподавателям Строгановки Валерию Акопову и Василию Дьяконову, идея Арсентьева была оценена по заслугам. Как утверждают причастные граждане, ему была подарена двухкомнатная квартира в центре Москвы.
Многие тогда считали, что автор вдохновлялся обликом Московского университета на Воробьевых (в то время Ленинских) горах. Но это неверно. Прообразом олимпийского символа послужила главная башня Московского Кремля – Спасская.
Она была сооружена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Этот факт засвидетельствован на доске, прикрепленной к ее основанию: «В лето 6999 (то есть 1491 год в современном летоисчислении. – А.М.) июля Божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана».
Ее первоначальное название – Фроловская – дано было в честь церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, к которой вела дорога из башенных ворот. В 1658 году ворота, а затем и всю башню переименовали в Спасские по иконе Спаса Смоленского, написанной на этой башне.
Вокруг кремлевской стены был выкопан ров, через который от ворот перекинули мост, тоже названный Спасским. На том мосту долгое время процветала книжная торговля. Историк Иван Забелин писал: «Спасский мост в старой Москве был основателем и распространителем той литературы, которую… возможно назвать простонародною и в церковных, и в светских ее произведениях».
Здесь же была фантастическая по тому времени редкость – часы, прозванные «курантами». Стрелка была всего одна и неподвижная. Вращался циферблат, украшенный изображением небесного свода с луной, звездами и солнцем. При башне содержался часовщик – без него «куранты» сразу же теряли свою точность. Показательна записка, составленная другим его коллегой-часовщиком, состоящим при Троицкой башне: «В прошлом 1688 году часовщика Спасской башни не стало, а по смерти осталась его вдова Улита бездетна и безродна и живет она на той Спасской башне и часы держит она неуставно, по многие времена часы мешаютца передачею часов дневных и нощных, бывает у нее один час продлитца против дву часов, а в нынешнее время бывает в одном часе два часа поспорит».
Австрийский же посол Августин Мейерберг так описывал этот оригинальный механизм: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. 15-летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов, эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве».
Венчал же ту башню двуглавый орел.
Во время революции часы были повреждены. Некоторое время они стояли, затем были пущены вновь. Орла заменили пятиконечной звездой. Это тоже случилось не сразу. Только перед 18-й годовщиной революции Совнарком и ЦК Коммунистической партии приняли совместное решение: «К 7 ноября 1935 г. снять четыре орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены, и два орла со здания Исторического музея. К этому же сроку установить на указанных четырех башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом».
Впоследствии первоначальную звезду заменили новой, рубиновой, круглосуточно подсвечиваемой изнутри. Так башня получила свой современный вид.

2 Водка «Столичная». Вид из окна

Во всем мире известна водка «Столичная». Редкий солидный магазин не держит на своих прилавках знаменитую Stoli. Она издавна считается водочным эталоном. Ее рецептура зарегистрирована в 1938 году, а первая бутылка новой водки была, как ни странно, выпущена в блокадном Ленинграде в 1941 году.
На этикетке же мы видим схематичное изображение гостиницы «Москва». Точное авторство этого
изображения в наши дни установить очень сложно. По одним документам это Андрей Иогансон, а по другим – Владимир Яковлев. Есть любопытная легенда, в соответствии с которой Андрей Борисович сделал свой эскиз за несколько минут, сидя за столиком кафе гостиницы «Националь», ожидая, когда принесут заказ. Из окна был виден угол гостиницы «Москва». Его-то он и срисовал для этикетки.
Сама гостиница была построена в 1936 году по проекту архитектора Алексея Щусева. Неудивительно, что именно она вдруг вдохновила автора водочного бренда, кем бы тот ни был. Ранее на этом месте стоял ряд знаменитых московских трактиров, самым известным из которых был, конечно, трактир Тестова.
Правда, его официальное название было иным – «Большой Патрикеевский трактир». Тестов всего лишь арендовал помещение. Но именно благодаря его усилиями это заведение стало главным символом Москвы кабацкой и поставщиком царского двора.
Трактир славился своими многослойными кулебяками, гурьевской кашей, поросятами, выращиваемыми в специальных клетках, ограничивающих движение животных (в результате получалось особенно мягкое и нежное мясо), и так называемым «оркестрионом» – музыкальной машиной.
Здесь же располагалась и Большая Московская гостиница. И на ее ресторан находились любители. Кстати, владелец этого заведения купец Карзинкин придумал очень эффективный рекламный ход: он поставил в ресторане специальный стол, за которым регулярно обедал и ужинал один или с семьей, или с друзьями. Лучшей рекламы свежести и качества продуктов невозможно было и представить.
Здесь же размещался и трактир Егорова. Он был известен блинами, которые здесь подавали с ледяным шампанским.
Словом, сюжет для этикетки выбран был весьма удачно.

3 От варенья к ирискам

В России и соседних странах очень популярна продукция Бабаевского кондитерского концерна, до революции – фабрики Абрикосова. Это была древнейшая кондитерская династия России. Еще в XVIII веке ее родоначальник торговал прекрасным абрикосовым вареньем, за что и получил столь аппетитную фамилию. С этого же варенья, а затем уже с конфет и пряников Абрикосовы начали свой московский бизнес. И к 1880 году – к моменту основания «Фабричного торгового Товарищества А.И. Абрикосова и сыновей», уже имели филиал в Крыму, где из местных качественных и дешевых фруктов делали пастилу и все то же варенье.
Абрикосовы активно занимались благотворительностью, а одна из представительниц этого рода – Анна Ивановна Абрикосова – прославила себя как активная пропагандистка московского католичества.
После революции, однако, дело Абрикосовых национализировали, а в 1928 году кондитерские фабрики Москвы сделались узкопрофилированными. Шоколад, в частности, выпускался лишь на «Красном Октябре», бывшей фабрике Эйнема. А производство Абрикосовых (к тому моменту получившее имя большевика Петра Бабаева) перепрофилируется под дешевенькие карамельки.
Но интерес к такой демократичной продукции держится на высоте. Именно здесь выпускают монпансье, карамель «Взлетная», ирис «Кис-кис» и многие другие советские кондитерские бренды, ставшие легендарными.
На логотипе же ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» красуется изящный двухэтажный особняк. Он был построен в 1905 году архитектором Б. Шнаубертом для «Товарищества А.И. Абрикосова и сыновей» в модном тогда стиле модерн. Адрес его – Малая Красносельская улица, дом 7. Здесь до сих пор расположены разные фабричные службы.

4 «Стальные облака»

Многие отечественные киноленты начинаются с изображения скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Это логотип киностудии «Мосфильм».
Режиссер Григорий Александров писал: «В 1940 году перед главным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки была установлена скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Показом ее и завершилась картина. Мы на самолете летали вокруг двух выразительных гигантов из нержавеющей стали и любовались скульптурной группой, созерцая ее в таких ракурсах, которые недоступны рассматривающим монумент с земли. С той поры скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» стала эмблемой «Мосфильма».
Логотип «Рабочий и колхозница» впервые появился в фильме все того же Александрова «Весна». Он был снят в 1947 году. Эмблема не только делала мосфильмовские ленты узнаваемыми – она еще и пропагандировала Москву, в том числе за рубежом. Парижский фотограф Ричард Нейпиер писал в 1984 году: «Мне трудно вспомнить, как я узнал о существовании скульптуры «Рабочий и колхозница». То ли мне попадались старые открытки в лавках букинистов на набережной Сены, то ли я видел ее, листая альбомы по искусству, то ли запомнил ее на лентах киностудии «Мосфильм». Мне кажется, что я всегда знал эту скульп-туру».
Именно последняя версия представляется наиболее вероятной – работы «Мосфильма» видели все. А приехав наконец в Москву, Нейпиер сделал цикл прекрасных фотографий этого монумента. Кроме того, он посвятил этой скульптуре проникновенное эссе: «Я снимал скульптуру летом, осенью и весной на протяжении двух лет. Я снимал ее с разных точек, точек самых реальных, с точек, с которых она открывается прохожему, с точек, с которых мы смотрим, но не видим. Монолитная и мощная издалека, вблизи скульптура превращалась в трепетную и подвижную. Про себя я называл ее «стальные облака».
С постамента мне открылись интересные и необычные точки зрения. Скульптура как бы разворачивалась передо мной, возникала последовательная цепь новых впечатлений. Мое видение скульптуры углублялось. Мне потребовалась какая-то иная точка зрения. Я хотел снимать скульптуру, приблизившись к ней максимально. Мне предоставили подъемный кран, и я на «стреле» взлетал ввысь. Я мог прикоснуться к статуе. Это был апофеоз моего восторга и желания показать скульптуру такой, какой она открылась мне. Ведь это не только символ, не только олицетворение победы над материалом, но и вдохновенное произведение искусства, над которым не властно время».
А в 1999 году сын Веры Мухиной, 80-летний Всеволод Замков, обвинил «Мосфильм» в пиратском использовании памятника на своей эмблеме и подал иск в Никулинский межреспубликанский суд Москвы. Суд тогда отказал ему в иске.
Кстати, для съемок заставки была использована не сама статуя Мухиной, а ее копия высотой всего лишь один метр.

5 Своя рука герба владыка

И немного забытого прошлого.
В 1918 году на Тверской улице в Москве, на месте снесенного памятника генералу Скобелеву был торжественно открыт обелиск советской конституции. Спустя несколько месяцев перед ней выросла статуя Свободы. В 30-е годы появился анекдот, основанный на местоположении памятника и здания Моссовета:
«Почему у вас Свобода против Моссовета?
– Потому что у нас Моссовет против свободы».
Шуток на этот счет становилось все больше, и в 1940 году и обелиск, и статую взорвали.
После войны здесь был открыт памятник Юрию Долгорукому. Поэт Анатолий Мариенгоф писал обо всей этой истории: «Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев; потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии; она была высечена из шершавого серого камня и держала в руке гладкий шар. Художник Якулов называл его арбузом. Теперь на этой площади высится монумент основателю Москвы Юрию Долгорукому. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря».
Но еще до взрыва, в 1924 году, изображение этого скульптурного комплекса появилось на гербе Москвы наряду с пятиконечной звездой, серпом и молотом, зубчатым колесом, ржаными колосьями и наковальней. Что неудивительно – автором этого герба был архитектор Дмитрий Осипов, которому также принадлежит и авторство Монумента советской конституции. Таким образом, он весьма мощно пропиарил свое скульптурное произведение.
Этот герб был заменен лишь в 1993 году. С тех пор на столичном гербе – изображение библейской сцены «Чудо св. Георгия о змие».

Теги: #