Умная мобильность в мегаполисе: что происходит в Москве с точки зрения современных транспортных концепций

Умная мобильность в мегаполисе: что происходит в Москве с точки зрения современных транспортных концепций

Умная мобильность в мегаполисе: что происходит в Москве с точки зрения современных транспортных концепций
Умная мобильность в мегаполисе: что происходит в Москве с точки зрения современных транспортных концепций
Строительство и транспорт - две тесно связанные отрасли, особенно в крупных городах. Если ещё не так давно приоритетным в транспортных стратегиях городов было строительство дорожной инфраструктуры, развитие метро и другого общественного транспорта, а сейчас эти задачи стали шире. Более того, изменился сам подход к стратегии перемещений. Специалисты всё больше говорят о так называемой умной или новой мобильности. О смысле этого явления в интервью МП рассказал Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения».

Что такое умная мобильность? Какие меры необходимы для её развития?

- В наши дни скорость жизни стала гораздо выше, чем она была еще двадцать лет назад, и это влияет на множество социальных и экономических процессов, протекающих в городе: чем быстрее человек перемещается из пункта А в пункт Б, тем быстрее он достигает цели, у него появляется больше времени на большее количество дел и на отдых. Параллельно в мире наблюдается падение традиционного автомобильного рынка с ДВС, связанное с переходом на альтернативные виды транспорта. Города переходят к стратегии развития «умной мобильности», которая позволяет современному горожанину беспрепятственно и быстро перемещаться в условиях возрастающей урбанизации.

К умной мобильности можно отнести все, что составляет альтернативу традиционному авто с ДВС - это перемещение пешком или на механических транспортных средствах (например, велосипеде), развитие микромобильных транспортных средств, шеринговых сервисов, беспилотных автомобилей и поездов, воздушного такси..

Почему города перестраиваются и стараются приспособить свою инфраструктуру к новой мобильности?

- Потому что единственно эффективной парадигмой развития транспортной системы в мегаполисах являются меры по сокращению пользования личными авто и приоритет общественного транспорта.

photo_2024-02-01_15-11-02.jpg
Алексей Смирнов

Станут ли автомобили лишним звеном в новой реальности? Или их ещё рано списывать со счетов?

- Умная мобильность подразумевает эффективное использование транспортных средств, что позволит снижать плотность трафика и уровень загрязнения окружающей среды. Сейчас больше половины поездок на автомобиле в городе не превышает 8 км по дальности, и для мегаполиса это не выгодно. Но для того, чтобы человек перестал выбирать личное авто для поездок, городам нужна развитая пешеходная инфраструктура: тогда человеку, действительно, проще воспользоваться автобусом, потому что идти до остановки удобно, рядом есть магазин и туда можно зайти, не думая о том, где бы найти место для парковки. По широкому тротуару со специально выделенными велополосами до остановки удобно доехать на СИМ (средствах индивидуальной мобильности - ред.). И горожане охотно их выбирают, например, все чаще используют кикшеринговые самокаты в качестве транспорта “первой и последней мили”, чтобы добраться до остановки автобуса или метро, откуда они могут доехать до работы или дома. Москва уже стала мировым лидером по количеству прокатных электрических самокатов: по сравнению с 2022-м парк кикшеринга в 2023 году увеличился на треть и достиг 60 тысяч штук, к которым можно прибавить еще 25 тысяч курьерских электровелосипедов.

каршеринг.jpg
Фото Е. Самарина. Источник: Mos.ru

Как можете оценить транспортную и общественную инфраструктру Москвы, её благоустройство, в плане дорог пешеходных зон и не только?

- Москва является лучшим мегаполисом в мире по уровню инфраструктуры согласно Индексу городского процветания ООН-Хабитат 2022 года. Во многом этого удалось достичь, пересмотрев сам подход к тому, как устроен постиндустриальный город. Так, транспортная инфраструктура по умолчанию долгое время рассматривалась лишь как способ перемещения из пункта А в пункт Б, хотя это те же пространства, в которых мы проводим большое количество времени, например, когда идём на работу или гуляем. Поэтому сегодня, когда благоустраиваются московские улицы, проектирование профиля улицы идет в целом, “от фасада до фасада”, включая и проезжую часть, и пешеходные зоны, где передвигается большая часть участников движения.

Так мы переводим улицу из категории транзитного, утилитарного объекта - в категорию городского общественного пространства, “третьего места”. С этой целью в Москве продолжается программа «Моя улица», разрабатываются концепции интеграции территории станций Малого кольца Московской железной дороги с радиальными направлениями РЖД. Задача этих проектов - не только улучшение доступности, но и создание мультиформатных пространств в рамках УДС, низкий уровень безбарьерности среды, ее безопасность, инфраструктура для досуга, смысл которой заключается в том, что ей вы можете воспользоваться на ходу - не нужно никуда специально ехать.

Насколько транспортная инфраструктура Москвы удобна для горожан?

- Все транспортные решения с точки зрения подвижного состава и среды – инклюзивны, и это в Москве сегодня единый общегородской стандарт. Станции метро, МЦК, МЦД оборудованы удобными пандусами, лифтами, мы делаем единый уровень пола платформ, решения по понижению входов – все это проектируется по умолчанию.

Еще один важный пласт в современной системе мобильности – это расширение пользовательского опыта и развитие таких концепций, как mobility as a service, когда у вас есть приложение, позволяющее бесшовно интегрировать в вашу карту перемещений различные виды транспорта. Это помогает повышать гибкость пользовательских и логистических маршрутов, когда вы пользуетесь, например, приложениями «Московский транспорт» или Яндекс Go, или оплачиваете вход в метро по биометрии. Запрос на гибкость и кастомизацию транспорта, кстати, очень важен и с точки зрения городской экономики: по статистике, пользователи СИМ в полтора раза чаще посещают торговые точки ритеила за счёт того, что им гораздо проще добраться прямо до двери. За 2022 год в Москве на микромобильном транспорте было доставлено заказов на 260 млрд рублей, то есть около 4% от общей выручки всего ритейла и общепита. Городу выгодно использование СИМ.

photo_2024-02-01_15-18-55.jpg
Благодаря благоустройству улиц, даже в сильный снегопад дороги остаются освещенными и безопасными. Фото: Вяткин А.А.

Насколько активно в столице реализуется концепция умного города? С помощью каких инструментов это достигается?

- Для дальнейшего развития “умного города” сейчас активно используется искусственный интеллект, например, с его помощью мы занимались поиском оптимизации маршрутов наземного транспорта. В целом автоматизация транспортных средств – электрических, беспилотных – означает внедрение и более совершенных технологий обеспечения безопасности. Кроме того, сам приоритет общественному транспорту и СИМ позволяет снижать количество ДТП в силу успокоения трафика и снижения скорости. Подсчитано, что на улицах Москвы, где завершилось благоустройство и появилась инфраструктура для СИМ, процент снижения ДТП составил 26% на улицах со средней интенсивностью и 42 % с низкой. Например, на реконструированной Большой Дорогомиловской улице в Москве количество ДТП снизилось на 58%, на улице Остоженка на 45%, на улице Бутырский Вал на 28%.

photo_2023-08-24_17-05-34.jpg
Обсуждение концепции умного города на MUF-2023

Актуальны ли для Москвы принципиально новые формы мобильности? Какие?

- Инновационные формы мобильности – наиболее быстрорастущий сегмент умной мобильности в мире, который опережают рост автомобилизации. Ее основные направления – это развитие беспилотной техники и электротранспорта. Москва с этим успешно справляется – на улицах города уже есть и зарядки для электрокаров, и беспилотные такси Self-Driving Car Яндекс, и роботы-доставщики. Внедряются технологии Vehicle-to-everything (V2X) – то есть автомобиль, подключенный ко всему – для общественного транспорта, которые позволяют транспортным средствам в реальном времени обмениваться данными с другими ТС и с дорожной инфраструктурой.

Растущий парк общественного транспорта на электротяге – а сейчас в столице более 1,1 тысяч электробусов на 90 маршрутах – это значительная экономическая и экологическая выгода для города. Только за 2022 год электробусы снизили выбросы парниковых газов на 36 тысяч тонн. Благодаря и, москвичи получили «чистое небо» без троллейбусных проводов, более тихий и удобный транспорт по сравнению с дизельными автобусами, который к тому же едет быстрее автомобиля за счет выделенных полос. В прошлом году Мосгортранс начал тестировать электробус малого класса — «ГАЗель eCity», рассчитанную на 16 человек, как обычная маршрутка.

Кстати, и выбор горожан в пользу СИМ – тоже значительная экономия и сокращение трат на дорожную инфраструктуру. А активная мобильность – безусловно, шаг на пути к здоровому городу, снижению риска хронических заболеваний, потому что при регулярном использовании, например, велосипеда риск развития сердечно-сосудистых заболеваний снижается на 46%. Для этого в столице реализовано множество маршрутов, таких как, например, проект «Зеленое кольцо».

В целом, Москва уже вступила в новую эпоху мобильности, основная задача сейчас – своевременно развивать всю необходимую инфраструктуру и всегда анализировать, что сделано хорошо, а что плохо, делать выводы и работу над ошибками. [МП]