Как устроены хедж-фонды и какие стратегии они используют

Как устроены хедж-фонды и какие стратегии они используют

Как устроены хедж-фонды и какие стратегии они используют
Как устроены хедж-фонды и какие стратегии они используют
Хедж-фонды были изначально придуманы как инструмент коллективного инвестирования с целью защиты от неблагоприятного движения рынка. Однако со временем они стали использовать крайне рискованные и спекулятивные стратегии, что давало возможность одним фондам зарабатывать до 100 и более процентов годовых, а другим – разоряться и терять деньги вкладчиков. Разбираемся, что такое хедж-фонды и какие инвестиционные стратегии они применяют.

Авторство создания хеджфондов приписывают американскому журналисту из журнала Fortune Альфреду У. Джонсу.
В 1949 году ему пришла в голову оригинальная идея – объединить в одном инвестиционном портфеле как длинные позиции (купленные акции на свои средства), так и короткие (занятые у брокера акции и проданные). Обычно инвестор покупает акции, по которым ожидает роста, а продает те, по которым возможно падение. Джонс решил захеджировать позиции от риска и создал нейтральный к рынку портфель (стратегия Market Neutral). Проще говоря, он пытался получать прибыль как от растущих, так и от падающих акций. Да, в конечном итоге прибыль получалась не слишком большой – длинные позиции могли на падающем рынке привести к потерям, так же как и короткие на растущем. Важно было соблюдать два момента – динамически управлять позициями, чтобы избежать убытков и привлекать финансовый рычаг в виде банковских кредитов. Если Джонс получал небольшую прибыль, она увеличивалась за счет кредитных средств. Привлекая кредит (или финансовый рычаг), вы можете увеличить объем вашей прибыли, если, конечно, угадали направление движение рынка. Но если нет – вы понесете огромные потери, вплоть до банкротства, так как ваши убытки возрастают пропорционально привлеченным средствам. В этом суть финансового рычага.

СТРАТЕГИИ ХЕДЖ-ФОНДОВ
Затем последователи А. Джонса стали применять и другие инвестиционные стратегии. В их числе – региональный арбитраж (покупка активов на одном рынке и продажа на другом), событийные стратегии (например, покупка акций компании, которая скоро может стать целью поглощения, и тогда ее акции вырастут). Также применялась стратегия покупки долговых бумаг (облигаций) компаний, оказавшихся в сложном финансовом положении, – цены на них падают, так как снижение кредитного рейтинга вызывает желание инвесторов скорее от них избавиться, пусть и с большими дисконтами (Distressed Debt). Другие стратегии – событийные, вызванные ожидаемыми рынками значимых стратегий (рост учетной ставки и т.д.), глобальные макростратегии и т.д.

Долгое время хедж-фонды были элитарным клубом миллионеров – инвестиционный порог для участия в них обычно составлял не менее 20 млн долл. Но уже в 2000-х появились хедж-фонды для «бедных», где порог входа начинался от 1 млн долл.
Другой особенностью хедж-фондов как инструментов коллективного доверительного управления была организация их не как публичных компаний, а как обществ с ограниченной ответственностью. В этом случае фонды не обязаны предоставлять отчетность о своих операциях регулятору (в США – Комиссии по ценным бумагам и биржам), как это делают обыкновенные взаимные фонды.

И еще одна характерная черта создания хедж-фондов до кризиса 2008–2009 годов – они регистрировались в офшорных юрисдикциях, где-нибудь на Каймановых островах. В этом случае, оперируя на финансовом рынке США, Европы или любой другой страны, они вообще никуда не сдавали отчетность о своих сделках, а главное, о том, какой риск они приняли на себя и своих вкладчиков.

ФИНАНСОВЫЙ ГЕНИЙ?
Использование рискованных стратегий, банковских кредитов, а также производных финансовых инструментов – опционов, фьючерсов и т.д. – позволяло некоторым хедж-фондам достигать удивительных уровней доходности. Так, хедж-фонд Quantum известного спекулянта Джорджа Сороса за несколько дней заработал для вкладчиков 1–1,5 млрд долл. при собственном капитале в 11 млрд. Гений известного финансиста? Нет, все намного прозаичнее. В 1992 году Сорос и его аналитики просчитали, что Банк Англии не сможет и дальше удерживать фунт стерлингов к другим валютам, в частности к немецкой марке, оставаясь в рамках Европейской валютной системы. 16 сентября министр финансов Норман Ламонт поднимает учетную ставку с 10 до 12%, однако это не остановило волну распродаж на финансовом рынке страны. Ламонт второй раз за день поднимает учетную ставку до 15%, но несмотря на ужесточение денежно-кредитной политики и валютные интервенции в пользу национальной валюты, британский фунт не смог остановить падение. Несмотря на то что Сорос отрицает свою причастность к падению британской валюты, известно, что за день до данных событий он продал 5 млрд фунтов против 15 млрд германских марок, т.е. открыл короткую позицию. 

Падение фунта продолжалось до конца 1992 года и составило 25% к доллару США. Сорос получил прозвище «человек, обанкротивший Банк Англии», и правительство страны отказало ему в выдаче въездной визы. В целом хедж-фонд Дж. Сороса заработал на ослаблении фунта около 7 млрд долл., доходность за тот год превысила 100%, а среднегодовая доходность составила 20%. При этом за период с 1969 по 1980 год доходность фонда Quantum достигла 3365%, в то время как индекс широкого рынка США S&P 500 – всего 47%. Вот это классический пример активного управления по сравнению с пассивным, т.е. индексным! Однако в отдельные годы фонд приносил убытки своим вкладчикам.

Есть и другой пример деятельности хедж-фондов. В 1995 году создается фонд LTCM (Long Term Capital Management) с участием двух нобелевских лауреатов Р. Мертона и М. Шоулза с собственным капиталом в 5 млрд долл. Сконцентрировавшись на рынках опционов и фьючерсов с большим кредитным рычагом и привлекая огромные кредиты банков, фонд открыл позиций на 125 млрд долларов! Но тут, как назло, подоспел «азиатский финансовый кризис», и рынок развернулся против фонда. Потенциальные убытки фонда могли составить больше 1 трлн долл., что, скорее всего, привело бы к финансовому кризису в США. Это вынудило Министерство финансов и ФРС США созвать совещание с участием кредиторов фонда LTCM с целью организованного списания выданных кредитов и закрытия позиций фонда.

Однако вся эта «вольница» закончилась после кризиса 2008–2009 годов. Под давлением международной общественности финансовые власти США принимают поправки к законодательству, регулирующему деятельность на финансовом рынке страны. Так, закон Додда–Франка был нацелен на ужесточение регулирования системообразующих финансовых институтов, защиту потребителей финансовых услуг в лице инвестиционных фондов, а также снижение рисков в финансовой системе США. Но еще большую роль в борьбе за усиление контроля за деятельностью хедж-фондов сыграло т.н. «правило Волкера», легендарного председателя ФРС США, победившего стагфляцию конца 1970-х – начала 1980-х годов. Оно запрещало коммерческим банкам страны кредитовать хедж-фонды и фонды прямых инвестиций на сумму, превышающую 3% от капитала первого уровня банка. Это решение вызвало довольно бурную реакцию в мире, но если вспомнить, что два хедж-фонда инвестиционного банка Bear Sterns разорили его весной 2008 года, причем пострадали вкладчики, не имевшие отношения к хедж-фондам, то оно представляется вполне справедливым. И наконец, был принят закон, заставлявший любой финансовый институт с капиталом от 50 млн долл., действующий на финансовом рынке США, раскрывать информацию о своих позициях и операциях независимо от организационно-правовой формы и места регистрации.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Число активов под управлением хедж-фондов значительно выросло – с 265 млрд долл. до более чем 5 трлн долл. в настоящее время. В числе их вкладчиков даже весьма консервативные институциональные инвесторы – пенсионные фонды, фонды национального благосостояния, топ-менеджеры корпораций и т.д. Наибольшую популярность в индустрии хедж-фондов получила стратегия Market Neutral, или «длинный-короткий портфель», за счет роста расхождения в оценках перспектив компаний малой и крупной капитализации. Это стало особенно заметно после бурного роста акций «великолепной семерки» – компаний, ведущих разработки в области искусственного интеллекта: Open AI, Nvidia и др. Также стоит отметить, что изменилась структура вознаграждений менеджеров хедж-фондов. Мелкие инвесторы, как и прежде, платят по формуле «2/20», или 2% за объем привлеченных средств и 20% за успех фонда, в то время как крупные клиенты фондов платят по формуле «1/15». Усиливается конкуренция среди хедж-фондов – лучшие фонды переманивают к себе клиентуру. Если в целом по миру насчитывается около 15 000 хедж-фондов, то лидеры по доходности составляют узкую группу в 1500, или всего 10% от общего числа. Именно они получат средства вкладчиков. Богатые люди по всему миру предпочитают инвестировать в хедж-фонды (см. диаграмму).

ХЕДЖ-ФОНДЫ В РОССИИ
У нас паевые инвестиционные фонды после изменения законодательства в 2008–2010 годах стало возможно создавать в виде хедж-фондов (но только для закрытых или интервальных ПИФов) с широким выбором инвестиционных стратегий и инструментов, но только для квалифицированных инвесторов, которые, как предполагалось, могут сами оценить свои риски. Но они не могут открывать коротких позиций, хотя могут работать с производными инструментами. Отдельные инвестиционные компании могут использовать инвестиционные стратегии, присущие хедж- фондам. В числе российских лидеров можно назвать такие фонды, как VTB Capital Russia & CIS Equity Fund, Russian Federation First Mercantile Fund, Prosperity Russia Domestic Fund и др.