Оцениваем ситуацию с импортозамещением на рынке отделочных материалов

Оцениваем ситуацию с импортозамещением на рынке отделочных материалов

Оцениваем ситуацию с импортозамещением на рынке отделочных материалов
Оцениваем ситуацию с импортозамещением на рынке отделочных материалов
О том, есть ли сейчас дефицит товаров для отделки и декора, удалось ли импортозаместить недостающие позиции, мы поговорили с архитекторами, дизайнерами и застройщиками.

Мало какие сферы не столкнулись с трудностями после событий начала 2022 года. Рынок отделочных материалов, где доля импорта всегда была велика, трясло почти год. Нельзя сказать, что проблема возникла лишь вчера. Перебои с поставками начали возникать ещё в период пандемии, в то время, как громкие события прошлого года усугубили ситуацию. Столкнувшись с трудностями несколько лет назад, многие строительные компании стали искать замену зарубежным материалам, подбирать альтернативных поставщиков и другими способами выходить из трудного положения. 

Европа - для luxury, массам - Китай и Турция
По словам архитектора Николая Голубева, рынок отделочных материалов за последний год изменился не очень сильно. При этом поменялось отношение заказчиков к рабочему процессу. Большинство вполне справедливо беспокоится по поводу задержек поставок и потенциальных проблем. «Цены, поднявшись в 2-2,5 раза в марте 2022 года, к октябрю стабилизировались, - напомнил Голубев. - Теперь почти все позиции на 10-20% дороже. У популярных фабрик цепочки поставок и оплат налажены. Однако, сроки удлинились почти везде. Например, немецкая сантехника, которая раньше «ехала» два-три месяца, теперь доставляется минимум четыре. Всегда есть элемент случайности: каждая поставка может зависнуть в дороге на дополнительные пару месяцев».

Николай Голубев обращает внимание на то, что некоторые продавцы до сих пор реализуют остатки старой продукции: это касается фурнитуры, или электроустановочных изделий. Другие нашли аналоги, что позволило преодолеть дефицит. Хотя по факту, это замена одних производителей другими, а не полноценное импортозамещение.

«Когда нет выбора, ориентируешься на то, что имеешь, - продолжает Голубев. - Европейские материалы сейчас присутствуют в основном в премиальном сегменте. Остальные переходят на отечественных или «дружественных» производителей. На мой взгляд, мы уже плавно замещаем европейские материалы своим, а также, китайскими, турецкими и иранскими. Например, если еще три года назад иранская плитка была диковинкой, привлекая в основном дешевизной, то сейчас оказалось, что она – вполне рабочая замена итальянской в массовых сегментах рынка».

Несмотря на санкции, нельзя однозначно говорить о дефиците западной продукции. При том, что российский премиум - это в основном производство на заказ по эскизам архитекторов, а не фабрики с мировым именем. Хотя эта ситуация тоже постепенно меняется, появляются отечественные бренды с очень высоким качеством. Но для премиум-сегментов нет проблемы привезти любую европейскую мебель, сантехнику, плитку. Это будет немного дороже, дольше и возможно с «сюрпризами» по срокам, но вполне возможно. «Есть проблема не с отсутствием брендов, или типов материалов…Есть проблема с перестройкой привычных подходов. Например, порой можно ждать какой-то элемент декора три-четыре месяца. Или ванну около полугода. Вопрос только в том, чтобы грамотно закладывать сроки и создавать правильное отношение к этому у заказчика. А также учитывать подобные задержки в договорах. Искать прямую замену для каких-то позиций приходится крайне редко.» - объясняет Голубев.

Архитектор убеждён, что производство всех отделочных материалов в нашей стране – цель неверная. На его взгляд, российский рынок постепенно становится шире и интереснее. С фокуса на Италию, Испанию и чуть меньше на Германию и Францию в производителях, внимание всё активнее переключается на Турцию, Китай и другие менее «раскрученные» страны - например, Беларусь, Иран. При этом Европа осталась доступна, но перешла в другой сегмент. Также текущая ситуация стимулирует развитие российских производств, и заметно, что они развиваются – взять хотя бы строительные материалы под брендом «Сделано в Москве»«Рынок будет исправлять неэффективности в поставках, - резюмировал архитектор. - Отрабатывать механизмы, снижать сроки. Также будет расширять предложение поставщиков продукции из разных стран. При этом если текущие ограничения продлятся еще несколько лет, наш рынок никогда не вернется к состоянию до начала СВО. Доля Европы существенно снизится, и это на долгие годы, если не навсегда».

shutterstock_521094097.jpg

Трудности импортозамещения: процесс пошел
По данным дизайнера Анны Царёвой, после первого шока рынок стал успокаиваться. Привозные позиции поделились на две части: то что можно привезти в обход (за другие деньги) и то, что из-за нового ценообразования не имеет более смысла возить. Так во многом происходит с мебелью, освещением. Что касается отделочных материалов - это либо переход на более доступные позиции российского производства, либо на аналоги из других стран. «Из-за абсурдной стоимости зарубежного керамогранита мне перспективнее произвести керамогранит конкретно под мой проект в нужном количестве, и быть уверенной в том что он будет и сейчас, и через 2 года, когда начнётся реализация» - говорит Царёва. Она отметила, что не ощущает дефицита продукции. Другой вопрос, что те подрядчики, которые раньше занимались большими брендами, тереть переориентируются и представляют российские производства.

С точки зрения дизайна и эстетики, российская продукция зачастую уступает западной. «Но это вопрос времени, и постепенно часть материалов и декора адаптируется под требования по дизайну для элитного сегмента рынка, - рассуждает дизайнер. - В качестве примера: на текущем проекте итальянскую мебель мы импортозаместить не смогли - изысканный дизайн и гарантия качества, большая палитра отделок - это то, что сложно заменить. А освещение - смогли полноценно за счёт российского производства и светильников, ввозимых в Россию».

shutterstock_2131264905.jpg

Санкции стройке не помеха
Проблемы с поставками отделочных материалов во многом коснулись застройщиков, многие из которых сдают жильё с чистовой отделкой. Некоторые крупные игроки рынка поделились опытом, как они выходили из сложной ситуации.

«Ещё в период пандемии мы начали переориентировать связи - с Европы на Турцию и Китай, - рассказал начальник отдела внешних коммуникаций группы компаний «А101» Леонид Авер - За последний год мы этот процесс завершили. Таким образом, какие-то материалы и их поставщиков мы заменили с европейских на турецких и китайских, плюс - работаем с российскими поставщиками. Поэтому, на сегодняшний день проблем ни с поставками, ни с дефицитом отделочных материалов у нас нет».

В свою очередь вице-президент группы компаний «Страна Девелопмент» Александр Гуторов сообщил, что при реализации собственных проектов этот федеральный застройщик практически полностью перешел на использование российских строительных материалов. Лишь 2% используемых в строительстве и отделке материалов пока поставляются из-за рубежа. «Мы изначально ориентировались на выстраивание работы с российскими производителями. Долгосрочные контракты и проверенные исполнители позволяют нам полностью контролировать высокое качество своих проектов, а продуманные логистические цепочки вводить проекты зачастую раньше заявленного срока, - сказал Гуторов. - Процесс полного импортозамещения в строительстве компания начала еще в позапрошлом году. Это позволило сохранить стоимость строительства на комфортном для покупателей уровне без просадки по качеству проекта». Александр Гуторов добавил, что доля импорта все еще велика у застройщиков, которые возводят проекты люксового класса: это высокотехнологичное оборудование, электроника, принципиальная люксовая отделка. В проектах комфорт- и бизнес-класса практически для всех стройматериалов, отделки и оборудования есть российские аналоги, не уступающие по качеству, но выгодно отличающиеся по цене. [МП]

123456.jpg

Также в рамках подготовки статьи мы получили комментарий ГАУ «НИАЦ»:
"Специалистами научно-исследовательского аналитического центра Москвы проводится ежемесячный мониторинг отпускных цен на строительные материалы, ресурсы и технологии. Благодаря этому формируются актуальные сметные нормы и расценки, применяемые в столичном строительном секторе.  Строительные организации в своей работе располагают актуальными и достоверными данными о стоимости ресурсов и работ.
Кроме того, полученные в ходе мониторинга данные становятся основой сборников коэффициентов пересчета в текущий уровень цен сметной стоимости строительно-монтажных работ и могут дать альтернативные варианты для импортозамещения.
С начала 2023 года наименьшие изменения произошли в секторах горюче-смазочных материалов и керамических изделий (кирпич). Так, цена на эти виды продукции в совокупности выросла до 1%. Далее следуют нерудные материалы, к которым относятся также песок и щебень, и бетонные смеси. Их стоимость выросла до 2%, тогда как стоимость стальных труб увеличилась до 3%. Наибольший рост стоимости отмечен на запорно-регулирующую арматуру, кабельно-проводниковую продукцию и стальную арматуру. Рост стоимости продукции в рамках этих секторов варьируется в районе 10 - 25%. Также хочется отметить, что цена на пиломатериалы на данный момент ниже, чем на конец прошлого года."

Читайте по теме: 
Заместитель гендиректора ТК «Каширский двор» Борис Сидоров: Хотелось бы надеяться, что из стабильно тяжелой стадии мы перейдем в стабильно среднюю

Теги: #