Главное для меня – деловая репутация, а не награды

Главное для меня – деловая репутация, а не награды

Главное для меня – деловая репутация, а не награды
Главное для меня – деловая репутация, а не награды
Вот уже три десятилетия бессменным президентом Фонда ветеранов строителей Москвы является Рафаил Павлович Родионов, с которым наш корреспондент встретилась в офисе благотворительной организации на Малой Лубянке.

Рафаил Павлович, у вас столько документов на столе. Все требуют вашего решения?
– Это еще не все... Вот только из печати (показывает книгу в свежей глянцевой обложке) – наш фонд к своему юбилею вместе с газетой «Московская перспектива» подготовил биографические очерки «Вспомним о делах, о друзьях-товарищах». Уверен, воспоминания ветеранов не оставят читателей равнодушными, потому что они откровенно, ничего не приукрашивая, рассказывают о том, что пришлось испытать целому поколению, каких усилий стоили миллионы «квадратов», которые сдавались строителями из года в год.

О себе вы в книге рассказываете?
– Знаете, я не ставил целью поведать свою биографию. Написал не столько о событиях своей жизни, сколько об истории и сегодняшнем дне нашего фонда, о тех делах, которые с годами приобретают все большую значимость.

ПЕРЕЛИЦОВАННЫЙ КОСТЮМ

И все же интересно узнать о ваших корнях – кем были ваши родители?
– Родился я в семье потомственных шахтеров. Дед работал забойщиком на шахтах Донбасса, отец руководил знаменитой на всю страну шахтой № 24 комбината «Москвауголь», гордившейся званием «Лучшая угольная шахта Советского Союза». Я уже подростком понимал, какое значение имеет папина работа, ведь даже в годы Великой Отечественной войны деятельность шахты не прекращалась ни на минуту, хотя фашистские танки стояли от нее всего в 120 километрах.
Так что у родителей сомнений, какую стезю выберет сын, просто не было. Я пошел учиться в Московский горный институт имени
И.В. Сталина, в 1957 году после его окончания меня направили в трест «Мосподземстрой № 1». Начинал старшим инженером, потом стал главным диспетчером, заместителем начальника производственного отдела. Мы разрабатывали и внедряли передовые технологии в строительстве, обеспечивали тепловыми, водопроводными и газовыми сетями крупные объекты – Институт атомной энергии имени И.В. Курчатова, Кремлевский Дворец съездов, Дворец пионеров на Ленинских горах, НИИ радио и электронной промышленности и другие.

А как вы оказались на партийной, а затем и на профсоюзной работе?
– Параллельно с основными обязанностями я преподавал бригадирам Управления подземных сооружений основы специальности. Познакомившись со мной поближе, бригадиры решили, что мне можно доверять, и поддержали мою кандидатуру на выборах секретаря партбюро треста «Мосподземстрой № 1». А уже с 1965 по 1970 год я работал освобожденным секретарем парткома крупнейшей партийной организации города – Главмосстроя. Позже был секретарем ЦК профсоюза рабочих строительства и промстройматериалов, а с 1991 года – управделами Федерации независимых профсоюзов России. К слову, у меня и в карьере все сложилось, как когда-то у отца: Павла Васильевича Родионова избирали первым секретарем районных комитетов партии, потом назначили заместителем председателя Тульского облисполкома. И при этом он оставался очень скромным, бескорыстным человеком, по сути, бессребреником. Помню до сих пор: отца избрали делегатом XIX партийного съезда, последнего при жизни Сталина, но оказалось, что ехать на такое ответственное мероприятие папе не в чем: не было
у него приличного костюма. Тогда он перелицевал свои старые пиджак и брюки, ткань-то с изнанки была еще хорошая.

БОГ СОЗДАЛ ЛЮДЕЙ БЕЗ ЗАПЧАСТЕЙ

В книге упоминается о прогремевшем на всю страну почине Басова. В чем его суть?
– В конце 60-х на стройках нередко происходили несчастные случаи, что не могло не волновать. Узнал, что в СУ-93 Главмосстроя была бригада, где не случилось ни одной аварии. Поехал в город Видное – там они строили жилой дом. Пригляделся к бригадиру Алексею Басову – крепкий такой парень, немногословный. Расспросил, как у него получается организовать работу, чтобы никто не нарушал технику безопасности. Алексей тогда объяснил: «Каждому надо подсказать, где у него могут возникнуть опасные ситуации, на каких моментах сосредоточиться, чтобы избежать риска». Казалось бы, все очевидно, но как показать другим бригадам, что так – можно? Предложил Алексею: «Давай призовем строителей работать без травм и аварий!» Басов обсудил с товарищами и решил, что дело нужное. Вскоре по новому методу уже работали 18 тысяч бригад в строительной отрасли, он успешно применялся на стройках Кубы, Болгарии, Финляндии, других стран. Помню, во время визита в Москву владелец известной в Финляндии компании господин Хакка мне прямо сказал: «Мои ребята – хорошие работники, но они упускают из виду, что Бог создал людей без запасных частей». А наши московские строители этот момент не упускали (улыбается).

Алексей Басов стал Героем Социалистического Труда, а вам какую дали награду?
– Прошло немало лет. И вдруг мне позвонили «сверху» и сказали, что не грех бы наградить за полезную новацию не только самого бригадира, но и «идеолога» метода. Я ответил, что моей лучшей наградой стала работа 18 тысяч бригад без травм и аварий. Такого же мнения придерживаюсь и сегодня. Главным для меня всегда и на всех должностях были само дело и деловая репутация, а не оценка тем или иным чиновником.

ДОРОЖЕ ВСЕГО – УЧАСТИЕ

Рафаил Павлович, вот уже три десятилетия вы возглавляете Фонд ветеранов строителей Москвы. Как возникла благотворительная организация?
– В 1990-е годы особенно непросто было людям старшего поколения – тем, кто в советское время добросовестным трудом заработал достойную пенсию, отложил сбережения на старость, но в результате бесчеловечных реформ фактически лишился возможности достойно существовать. Вместе с известными московскими строителями, Героями Соцтруда Владимиром Копелевым и Геннадием Масленниковым мы помозговали и решили создать некоммерческий благотворительный Фонд ветеранов строителей Москвы. Руководство города одобрило инициативу, а тогдашний руководитель Стройкомплекса Владимир Ресин стал первым председателем Попечительского совета Фонда, в котором объединились более 6о тысяч ветеранов и свыше пяти тысяч участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Сейчас, конечно, многих уже не стало, но система поддержки пенсионеров отрасли продолжает успешно действовать. Они чувствуют реальную заботу со стороны тех, кому передали профессиональную эстафету. За счет благотворительных взносов строительных, проектных организаций комплекса Фонд выделяет нуждающимся продуктовые сертификаты, путевки в подмосковные здравницы, организует экскурсии и поездки по памятным местам, устраивает праздники. Особое внимание уделяем участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Но главное – даем возможность встретиться со старыми друзьями, вспомнить былое и пообщаться. А это, я думаю, дороже всего, ведь многим людям старшего поколения не хватает простой человеческой теплоты и участия. Члены Общественного совета ветеранов Фонда регулярно встречаются с советом молодых специалистов Комплекса градостроительной политики и строительства города, рассказывают о тонкостях профессии строителя, стараются повысить ее престиж в глазах молодежи. Особенно ценно то, что социальная защита ветеранов является одним из приоритетов города, мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, Строительного комплекса столицы, а Попечительский совет Фонда возглавляет руководитель комплекса, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Юрьевич Бочкарёв. С такой мощной поддержкой можно горы свернуть!

Рафаил Павлович, при такой нагрузке у вас, наверное, не остается времени на отдых?
– А я в свои 92 года – не поверите – не ощущаю необходимости отдыхать, каждое утро спешу на работу.

А семья как на это смотрит?
– Семья меня всегда поддерживает – супруга Лариса Александровна раньше работала в Фонде социального страхования РФ, сын Александр – экономист.

Чем вы увлекаетесь?
– На протяжении многих лет я был вице-президентом Федерации баскетбола СССР. Сейчас только болею за наших. Люблю живопись, книги, классическую музыку. Коллекционирую строительные инструменты.

Как вы считаете, пришло время собирать камни?
– Да как сказать... Я не веду подсчет достижений, но иногда вспомнить о них приятно. К примеру, 3 апреля торжественное собрание, посвященное 30-летию Фонда, прошло в прекрасном зале храма Христа Спасителя, и я счастлив, что был одним из инициаторов восстановления этой величайшей святыни. Или, скажем, такой факт: при моем участии количество муниципальных гостиниц в городе выросло вдвое, что послужило мощным импульсом развития туристической отрасли Москвы на десятилетия вперед. Рад, что то немногое, что было сделано в свое время, и сегодня в цене.

P.S. Заслуженный строитель РСФСР, почетный строитель Москвы Рафаил Родионов, как обычно, скромно оценивает свой труд. Хотя сделано им столько, что хватило бы на несколько жизней. А прав он в том, что всё совершенное им и в былые годы, и в нынешние – в большой цене.