Пробки недосчитались баллов

Пробки недосчитались баллов

Пробки недосчитались баллов
Пробки недосчитались баллов
Транспортная политика мэрии привела к увеличению скорости на дорогах и уменьшению заторов

Столичные власти объявили о точечном расширении платной парковки: с 10 октября она появится вблизи мест наибольшего притяжения автомобилей, в первую очередь торговых центров, что позволит улучшить дорожную ситуацию в близлежащих жилых кварталах. Однако упорядочение парковочного пространства и контроль над соблюдением правил стоянки – не единственные слагаемые успеха транспортной политики городских властей. Увеличение скорости на дорогах и уменьшение заторов – эффект, к которому привела комплексная работа всей команды правительства столицы под руководством мэра Москвы Сергея Собянина.

Москва поехала... Это кажется невероятным, но это действительно факт. Причем факт, о котором говорят не только чиновники, но и простые москвичи, и сотрудники международных исследовательских компаний. С 2011 года российская столица возглавляла антирейтинг крупнейших городов мира с самой сложной ситуацией на дорогах, который составляет авторитетная голландская компания TomTom.
И вот в этом году случилось чудо – Москва перестала быть самым «пробочным» мегаполисом мира, опустившись с первого места на четвертое. По данным экспертов, загруженность улиц и дорог по сравнению с
предыдущим периодом снизилась сразу на 25%. Впрочем, чудом это могут назвать только люди посторонние или редко бывающие в столице. Москвичи выстрадали этот результат в многочасовых пробках, а власти столицы много сделали для того, чтобы сказка стала былью. «Увеличение скорости – это результат комплексной работы всей команды правительства столицы под руководством мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, – говорит глава департамента транспорта Максим Ликсутов. – Строятся и вводятся в эксплуатацию новые развязки и дороги. Влияет на скорость движения и контроль над парковочным пространством. При этом улучшение ситуации наблюдается не только в зоне платной парковки, но во всем городе: на вылетных магистралях, на Кольцевой дороге». По замерам, проводимым дептрансом, скорость движения в Москве в первом полугодии 2015 года в среднем выросла на 12%, на вылетных магистралях – на 8%, хотя количество автомобилей на улицах увеличилось: по итогам первых шести месяцев прирост составил 110 тыс. машин, а до конца года будет около 200 тыс. «Нам удалось переломить многолетний негативный тренд – движение на дорогах не только перестало ухудшаться, оно постепенно улучшается. В Москве даже такое на первый взгляд незначительное увеличение скорости уже дает позитивный эффект для миллионов москвичей», – отмечает Сергей Собянин.
И действительно: 55% горожан, принимавших участие в опросе в рамках проекта «Активный гражданин» (было опрошено 200 тыс. человек), отметили, что скорость передвижения по городу увеличилась. Это наблюдение касается как личного, так и общественного транспорта. Причем повышается не только скорость движения, но и качество обслуживания. С 2011 по 2015 год в Москве обновили около 60% подвижного состава основного городского перевозчика – ГУП «Мосгортранс». Для его нужд город закупил 4670 автобусов, 527 троллейбусов и 143 трамвайных вагона, в том числе 53 – нового поколения. Если в 2010 году средний возраст автобусного парка составлял 7 лет, то в настоящее время этот показатель не превышает 4,8 года, по троллейбусам – 7,9 года, по трамваям – 10,6 года. «Обновление подвижного состава – одно из ключевых направлений развития наземного городского пассажирского транспорта Москвы. Подвижной состав должен быть удобен для горожан и соответствовать самым строгим параметрам экологичности и безопасности. Именно такие требования мы предъявляем к новому транспорту, который поступает в столицу», – говорит гендиректор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов. По его словам, в городе полностью прекращена эксплуатация техники класса «Евро-2» и ниже. Все новые столичные автобусы имеют двигатели экологического класса «Евро-4» и «Евро-5».
Особую ставку городские власти делают на трамвай – этот вид транспорта не наносит вреда окружающей среде, к тому же отличается высокой скоростью, а главное – предсказуемостью: выделенная полоса движения делает его независимым от пробок. «Сегодня московский трамвай переживает свое второе рождение – в черте города он уже популярнее, чем, например, пригородные поезда. Сергей Собянин поддержал программу обновления трамвайного движения. Сейчас мы активно развиваем все составляющие трамвайной инфраструктуры. Восстанавливаются востребованные трамвайные маршруты, обновляется подвижной состав и путевая инфраструктура», – говорит Максим Ликсутов. В 2012–2014 годах в Москве реконструировали более 100 км одиночного трамвайного пути, в этом году планируется реконструировать еще около 60 км. ГУП «Мосгортранс» уже получил вагоны нового поколения, произведенные Уралвагонзаводом совместно с польской компанией PESA, а сейчас проводит тестирование еще трех перспективных моделей – City Star, «Витязь» и «Метелица», изготовленных российскими и белорусскими предприятиями. По словам господина Ликсутова, испытания проведут во всех погодно-климатических условиях и на разных линиях, чтобы понять, насколько новые трамваи пригодны для работы в Москве.
«Невозможно не заметить, что в общественном транспорте обновляется подвижной состав, повышается не только скорость движения, но и комфорт. Коммерческие перевозчики тоже меняются. Кроме того, поведение москвичей на дорогах становится более цивилизованным. Все это следствие той реформы, которую сейчас внедряет департамент транспорта Москвы», – отмечает заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ Норайр Блудян. Сейчас общественным транспортом пользуются около 70% горожан. Однако его резервы далеко не исчерпаны. «Нам постоянно задают вопрос, насколько городской транспорт готов к увеличению пассажиропотока в случае, если часть автомобилистов решит отказаться от своих машин. Мы не видим никакой проблемы, чтобы еще 10–15% пассажиров воспользовались услугами общественного транспорта», – отмечает Максим Ликсутов.
Примечательно, что часть горожан решила пересесть с четырехколесного транспорта – будь то автомобиль или автобус – на двухколесный. Хотя Москва не может похвастаться хорошим климатом, велосипед как средство передвижения уже не считается анахронизмом. Схема развития велопространства Москвы до 2020 года была сформирована в прошлом году и сейчас поэтапно внедряется: строятся новые велодорожки и веломаршруты, появляется специальная инфраструктура – светофоры, парковки и прокатные пункты. (В этом году по всему городу работало более 300 станций велопроката.) Популяризации велосипедного движения, безусловно, способствует благоустройство центральной части города: практически на всех улицах, где проводилась реконструкция, оборудованы обособленные полосы для велосипедистов.
Всего в программу благоустройства «Моя улица» были включены 40 адресов в центре Москвы и на 7 вылетных магистралях. Этот проект также оказал позитивное влияние на транспортную обстановку в городе. С улиц ушла ха-
отичная парковка, закупоривавшая проезжую часть. Для сохранения пропускной способности часть улиц из двусторонних стали односторонними. «На каждый проект благоустройства была разработана транспортная схема, учитывавшая как интересы пешеходов, которых в разы больше, чем автомобилистов, так и владельцев транспортных средств, – поясняют в горадминистрации. – С помощью датчиков было подсчитано количество тех и других, определены точки притяжении и популярные маршруты». В результате после окончания работ количество проезжающих по этим улицам автомобилей не уменьшилось, а даже увеличилось, а скорость движения внутри Садового кольца в утренние и вечерние часы пик выросла на 11% по сравнению с январем–августом 2014 года.
На улучшение дорожной ситуации в городе повлияло и создание аналитической системы – ИТС (интеллектуально-транспортная система), которую власти начали внедрять с 2012 года. Это инфраструктура и огромный вычислительный комплекс, позволяющий анализировать реальную корреспонденцию автомобилистов в Москве и управлять потоками машин. Если раньше организацией движения занимались префектуры округов, то сейчас эта работа консолидирована в ЦОДД: специалисты центра отвечают и за знаки, и за разметку, и самое главное – за светофорное регулирование, так как фазы светофоров влияют на скорость движения машин и сколько автомобиль будет стоять на том или ином перекрестке. Сейчас это регулируется исходя из реальной ситуации на дороге. «В развитии ИТС нам предстоит сделать еще многое, мы только в начале пути. Однако уже сейчас очевидно, что потенциал данного направления для сокращения времени в пути велик», – резюмирует Максим Ликсутов. К 2020 году безостановочное движение от МКАД до любой точки в центре города не должно превышать 50 минут.

Теги: #