25 ноября 2017
Издается с 1957 года

Зарабатывать на масштабе

Столичные власти не боятся планировать новые проекты на десятилетия вперед
Елена Егоршина 4 сентября 2017№29 61

Pic 1504544938

Нынешний День города московские строители встречают не только новыми объектами, в числе которых есть такие знаковые стройки, как парк «Зарядье», но и с четким пониманием ближайших планов и долгосрочных перспектив. Трехлетний кризис можно считать законченным. Город вновь ставит перед стройкомплексом сложные амбициозные задачи, включая реновацию 16 млн кв. метров морально устаревшего жилья и увеличение протяженности метро в два раза.

В начале осени 2014 года строительный рынок Москвы пребывал в унынии. Ухудшение ситуации в экономике на фоне только что введенных Западом санкций не сулило ничего хорошего. Чиновники, делая скидку на инерцию, обещали существенный спад объемов строительства в 2016–2017 годах и даже шепотом прогнозировали возможное сокращение городских инфраструктурных программ. Но ничего подобного, к счастью, не произошло. Нынешний День города стройкомплекс Москвы встречает с отличными показателями, а в горадминистрации снова обсуждают уже не сокращение, а, наоборот, увеличение финансирования знаковых для мегаполиса строек, прежде всего метро.
«Стройкомплекс преодолел кризис, который длился с 2014 года. Это не означает, что проблем нет, но мы понимаем, в какой ситуации находимся, и адаптировались к ней», – уверенно заявил мэр.
Нынешний кризис, по его словам, был пройден значительно лучше, чем кризис 2008–2010 годов, обернувшийся для строителей десятками проблемных объектов, а для столичных властей – 7 тыс. обманутых дольщиков, чьи проблемы им до сих пор приходится решать. «В этом кризисе таких объектов практически нет», – отметил Сергей Собянин. По данным стройкомплекса, объемы защищенного законом долевого строительства за последний год удвоились и превысили 1 трлн руб.
Столичный градоначальник подчеркнул, что достичь подобных результатов удалось исключительно благодаря слаженной совместной работе городской администрации и инвестиционного сообщества. Город сделал все необходимое, чтобы строители и инвесторы чувствовали себя в Москве уверенно. Был принят комплексный план поддержки строительной отрасли. На постоянной основе работал Клуб инвесторов, в котором девелоперы напрямую контактировали с чиновниками и могли оперативно решать возникающие вопросы. В итоге объем инвестиций в основной капитал в 2015, 2016 и первом полугодии 2017 года не снизился даже в сопоставимых ценах. «Даже в условиях санкций, кризиса и так далее, в самых тяжелых условиях мы видим эффект нарастания экономического потенциала, улучшение финансового состояния города. Поэтому мы не боимся планировать, принимать решения на перспективу – не на год-два, а на десятилетия, закладывая такие программы, как строительство метрополитена, реновация жилья, строительство крупнейших магистралей и прочее», – сказал Сергей Собянин. По словам мэра, все городские программы будут обеспечены стабильным финансированием и необходимой проектно-сметной документацией. Задача строителей – вовремя и качественно выполнять свои обязательства. «Зарабатывайте на масштабе, на потоке, давая возможность раскрыться городу!» – призывает застройщиков столичный градоначальник.
Стратегически важные программы, драйверами которых является городской стройкомплекс, позволяют почувствовать, как реально изменилась жизнь мегаполиса и каждого его жителя.
Возьмем для примера дорожное строительство. Протяженность улиц в Москве благодаря строительству и реконструкции 500 км дорог и искусственных сооружений увеличилась на 12%. Это не замедлило сказаться на загруженности основных магистралей. Появился хоть небольшой, но все-таки заметный тренд на улучшение движения в Москве. Или метро: вместе с МЦК за последние годы было построено более 100 км рельсового транспорта. До основных площадок празднования Дня города москвичи теперь могут добираться на четырех видах общественного транспорта, включая электрички, которые наконец-то органично вписались в транспортную схему города. По словам главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, недавно строители получили «отмашку» на градостроительное проектирование еще 43 км метро – с продлением до Троицка, Северного, Челобитьева, Внукова и других радиальных направлений. Что позволит за 10 лет увеличить протяженность метрополитена в два раза – это абсолютный мировой рекорд. А глава департамента строительства Андрей Бочкарёв в недавнем интервью признался, что на самом деле планирование инфраструктурных проектов идет с перспективой на 100 и даже 500 лет вперед.
Показатели в сфере коммерческой и жилой недвижимости тоже имеет смысл оценивать с точки зрения решаемых задач. В предыдущие годы в Москве наблюдался дефицит торговых и офисных площадей, что привело к спекулятивному росту цен и уходу компаний среднего бизнеса в другие регионы – тенденция, явно не отвечающая интересам городской экономики. За последние годы все эти перекосы были устранены. Строительство 10 млн кв. метров офисных, торговых и многофункциональных площадей сделало аренду доступной и позволило бизнесу вновь вернуться в Москву и работать на город.
А вот на жилищном рынке, несмотря на значительные объемы ввода, основная задача до сих пор не решена, что заставило власти взяться за сложную и затратную программу реновации. «По обеспеченности жильем у нас самый худший показатель и в стране, и в мире. Всего 19 кв. метров на человека. Ни в одном мегаполисе в современном мире такой низкой обеспеченности нет», – посетовал Сергей Собянин и отметил, что на душу населения в столице строится меньше жилья, чем в любой другой области страны. Проблему планируется решить за счет освобождения площадок под старыми пятиэтажками и строительства на их месте домов, отвечающих современным стандартам. Параллельно городской программе реновации в Москве будет продолжено коммерческое строительство. Сейчас в стройке находится более 18 млн кв. метров жилья, в конце года ожидается ввод 2,5–3 млн кв. метров новых квартир.
Сергей Собянин отметил, что заложенная семь лет назад динамика развития города не уменьшается, а увеличивается. Столица не зависит от «Газпрома» и колебания нефтяных цен: основным драйвером городской экономики остается стройкомплекс, подтягивающий за собой остальные сегменты. «Мы видим динамику поступления в бюджет и экономические параметры нашего бюджета, отсутствие долга, видим стабильность поступлений и перспективу. Мы уверены в Москве больше, чем когда-либо», – подчеркнул градоначальник.

Владимир Путин дал старт новому масштабному транспортному проекту в столице
  • 20 ноября, 23:06
  • Елена Егоршина
Марат Хуснуллин о рекордных показателях развития Москвы, старте программы реновации и новых визитных карточках Москвы
  • 8 августа, 18:08
Антон Борисенко о стандартах жилья, потребностях покупателей и острой конкуренции за их внимание
  • 24 ноября, 21:15